Наблюдатель в зоне СВО. Как организовано наблюдение в ЧВК Вагнер

12K прочитали
 Спутниковая разведка, самолëты-разведчики и на худой конец квадрокоптеры, используются в зоне СВО для обнаружения противника. А есть ли место обычному бойцу-наблюдателю?

Спутниковая разведка, самолëты-разведчики и на худой конец квадрокоптеры, используются в зоне СВО для обнаружения противника. А есть ли место обычному бойцу-наблюдателю?

Попробую ответить на этот вопрос на основании своего опыта. 

Технические средства - это очень хорошо, даже замечательно. Но как всегда есть несколько НО. Разберем на примере коптеров.

Во-первых, иногда их просто нет. В июле того года я не видел ни одного нашего пресловутого Мавика. Может они и были, но я не видел на передке операторов дронов. Они появились в августе.

Во-вторых, их бывает недостаточно. Были моменты, что образовывалась некая "очередь" из групп, перед которыми надо полетать.

В-третьих, влияет погода. При достаточно сильном ветре и дожде квадрокоптеры не запускают.

В-четвертых, наблюдаемые объекты могут находиться в отдалении и квадрокоптер не может приблизиться на нужное расстояние из-за сильного противодействия систем РЭБ противника.

И что же делать? Ответ прост - наблюдать глазами, а лучше глазами с биноклем. Всë просто.

Есть ли толк? Ещë какой, скажу я Вам.

Наблюдение в штурмовой группе ведëт "фишка", так называют караул. Фишка бывает в отдалении от основной группы - это боевой дозор и фишка основной группы.

Фишка наблюдает за направлениями возможного появления противника. Как правило заранее указывается "зона ответственности". Например, фишка правого фланга в посадке смотрит прямо и направо, т. е угол 90°, а левый фланг прямо и налево соответственно.

В идеале другие, кто бодрствует, тоже лицом не торгуют, а нет-нет, да посматривают по сторонам и слушают небо.

Понятно, что когда ты на линии соприкосновения и до противника не больше 100м, то постоянно на стрëме. Фишка ждëт возможного наката или появления ДРГ и т. п. Правда, дураков хватает и в этой ситуации, некоторым надо подробно расписывать о том, что с нами будет, если он раззявит варежку. Постоянно контролировать и проверять. Некоторые огребали по каске прикладом.

Достаточно часто неопытные бойцы думают, что если они отвлекутся на несколько секунд (достать сигареты, оглянуться посмотреть что делают сзади товарищи, завязать шнурки и т. п.), то ничего от этого не случится. Это не так.

Случится может всë что угодно. Из посадки выскочит противник с РПГ и выстрелит, промелькнëт синяя полоска на каске противника и т. д. На передовой нет мелочей, места ошибке и разгильдяйству.

По мере удаления от передовой, то есть в желтой зоне, некоторые фишкари позволяют себе больше. Трепаться с коллегой и вообще позволять себе расслабиться. Ведь от противника тебя отделяют другие. Ну или противник от тебя в 1 км и далее, вас разделяет поле, и с ним "бодается" другая группа, которая находится в одной с ним посадке.

Тут логика некоторых такова: противник далеко, через поле не пойдут, да и та наша группа их больше интересует. Эх, можно и относительно отдохнуть...

Некоторым тупо скучно смотреть в сторону одной и той же лесопосадки два часа, если там ничего не происходит. Усидчивости не хватает. Но это только так кажется, что не происходит. Помните то христоматийное: "Видишь суслика? - Нет. А он есть".

Признаюсь сразу, что у меня есть некоторые черты - это исполнительность, гиперответственность и наблюдательность. И они мне там очень помогли. Плюс подсказки бывалых товарищей, которые указали на что обращать внимание.

Сразу хочу сделать небольшое отступление и напомнить, что я не профессиональный военный, даже не служил срочную службу. Я просто поехал и смог вернуться домой, не без потерь. Уверен, что мне вежливо подскажут о наличии различных уставов, наставлений, приказов и методичек о наблюдении за противником. Буду этому только рад, так как в руках их не держал. Я просто опишу свои впечатления и озвучу свои субъективные выводы на эту тему.

Для себя я усвоил, что наблюдение должно быть непрерывным. То есть нельзя отвлекаться. Например, если ты смотришь на лесопосадку - в ней есть "разрывы", "прогалы", то небольшая группа прошмыгнëт и скроется в зарослях за пару секунд, пока ты отвлекся на вопрос товарища и повернулся ответить.

Тем более открытые участки нас учили пробегать. Что уж говорить о долях секунд вспышек от выстрела, бликов оптики.

Запомните! Всë это имеет значение.

Вы не представляете, какой охватывает ажиотаж и волнение, когда заметил вспышку в посадке напротив. Тут уж главное дать азимут, удаление от себя и корректировать огонь арты. Уух... Признаюсь, после первого успеха, я на это крепко подсел.

Вошëл во вкус и когда не отдыхал, постоянно таращил на позиции противника. Это было моë "хобби", моя "охота". Мне хотелось находить замаскированные огневые точки и наблюдательные пункты противника.

Мои командиры это рвение оценили, мне был выделен личный бинокль. Обычно их давали фишке. А у меня всегда был при себе.

Следующий вывод, который я сделал - это обязательно запоминать местность, на которую ты смотришь. Учить еë.

Например, мы стояли на передовой. Впереди была лесопосадка, в виде треугольника, вершина которого подходила к нашим позициям, а основание вплотную подходило к населенному пункту, занятого противником. При том в основании был укреп район, а перед ним большое минное поле. Нас от этой посадки отделяло 500 метров открытки.

Мы сидели в лесопосадке. По правую и левую руку поля и лесопосадки. В них двигались наши штурмовые группы.

Нам приказали держать эти позиции, так как штурмом идти через минное поле так себе вариант. Мы ждали когда фланги продвинутся.

Тут-то я и отточил свои навыки.

Я часами высматривал лесопосадку по левому флангу (справа лесополоса отворачивала на северо-восток и за счет изгиба поля, терялась из виду). Я запоминал деревья, кустарник, просветы в посадке, какие деревья находились спереди, а какие позади. Ориентиром мне служили столбы линий электропередач, которые стояли вдоль наблюдаемой мной посадки.

Мы в нашей группе между собой, а также с ближайшими соседями условились, пронумеровав столбы. Это было сделано для того, чтобы можно было быстро давать ориентиры о местоположении противника. Например, "Между третьим и четвертым столбом вижу движение". А дальше уточняешь более точно в метрах (на глазок) " От третьего столба 30м."

Когда запомнишь каждый куст, дерево и т. п., то начинаешь и замечать любые изменения. Вот знакомая группа деревьев, вот небольшой просвет, вот кустарник, снова дерева и просвет.... так... Где просвет?!

А на месте просвета зеленая густая стена. Да еще и чуть темнее, чем сочная зелень вокруг и этим немного выделяется.

Начинаем внимательно смотреть, смотреть.... При этом дело было в первой половине дня, солнце у меня за спиной. И вот… блик, всего доля секунды. Ага, наблюдательный пункт. Рация всегда в руке, доклад... В ответ: корректировать можешь? Да, могу. Далее, смотри первый... И понеслось - это уже работа арткорректировщика (про неё напишу отдельную статью).

С чувством выполненного долга наблюдаем дальше. Вот стоит войти в раж и уже не остановить. Для меня это была как охота. На моëм счету и пехота противника, наблюдательные пункты, огневые точки и даже станция обнаружения артиллеристского огня.

С ней было интересно. Обычно я смотрел так: Делал быстрый осмотр наблюдаемого участка, потом осматривал его медленно. А далее подолгу останавливался на каких-либо объектах, которые меня заинтересовали или по опыту предпологал, что там что-то может быть. И так по кругу много-много раз.

Почему важно смотреть пристально: заметил, что иногда ты даже не понимаешь, что увидел, а просто заметил какое-то движение. Тогда на место движения смотришь пристально ждешь повторения.

В тот день был ветер. Деревья раскачивались в одну сторону, согласно порывам ветра. И вот что-то из общей картины выбилось. Какое-то инородное движение. Стал смотреть. Достаточно долго ничего не было.

И тут вижу, что какой-то предмет стал увеличиваться. Пригляделся и вот что я увидел: стойка на высоте с окружающими деревьями, по бокам два "лопуха", на верху стойки шар. Это описание когда она смотрела мне во фронт. Когда поворачивалась боком, то стойка и от нее отходит перпендикулярно в сторону перекладина.

Стал наблюдать. Она поворачивалась время от времени ко мне под разным углом.

После наблюдения я заметил такую логическую связь: Так как у меня была рация, то я слышал работу соседних групп, в том числе работу артиллерии. Как только заработала наша арта, будь-то миномëт или АГС, эта "палка с ушами" (на большом расстоянии она для меня выглядела так) поворачивалась в сторону позиций нашей арты.

А заметить еë было тяжело, так как она была зеленого цвета, сливалась с окружающими деревьями и сбоку смотрелась, как ствол с перпендикулярной веткой. Заметил только благодаря движению.

Позвал командира, вдруг мне почудилось с контузии. Нет, тот по моему ориентиру тоже заметил. А дальше дело техники - рация, корректировка миномëта и больше она не поворачивалась.

На этой же позиции замечал наблюдательный пункт, который они расположили под носом у наших соседей через поле. Вокруг столба были очень густые кусты и достаточно высокие. И вот они в одно утро они стали с одной стороны чуть длиннее и "плотнее".

Пригляделся, а весь "плотный участок" в кустах был идеально прямоугольной формы и совсем не просвечивал. Очень напоминало тент с рисунком листвы.

Стал смотреть и сомнений мне не оставил "перископ", который поднялся над кустами с полметра. Кусты еще были формой как-будто с английского парка, а тут инородный предмет торчит. Таак... Рация-доклад-коректировка..

И так каждый раз.

Особо стоит отметить, что если ты наблюдаешь и заметил что-то не в зоне своей ответственности - обязательно доклад руководству. Пусть принимает решение, помогает соседям. Мы делаем одно дело.

На северо-востоке от наших позиций, примерно на 13 часов, находился на возвышенности крупный укреп район противника. Думаю, что парни, побывавшие там, узнают его по моему описанию:

Это возвышенность, на ней скопление зданий, доты, рядом много высоковольтных ЛЭП. А в середине здание на крыше которого стоял (пока наши его не разнесли) огромный шар. Похоже на гриб радара или астрономической обсерватории. Этот укреп штурмовал соседний отряд.

По укрепу отрабатывал танк, прошла серия разрывов. Танк отработав отошел. Я продолжил наблюдать. Глаз уловил движение с западной стороны одного из зданий, по которому, в том числе, отрабатывал танк.

Пытаюсь сфокусировать бинокль, не получается. Большое расстояние и небольшой тремор рук мешает. Пошëл на хитрость.

Взял обычную лопату, воткнул перед собой в землю. Бинокль поставил на черенок, как на упор, тремора нет. Сразу приблизил на максимум. И смотрю как из здания вылазит пехота противника.

Соседи их видеть не могут, вылазят с западной стороны. Решил действовать по своей инициативе. Сам вышел по рации на расчëт ПТУРа. Всë объяснил, но он эту сторону здания также не видел.

Связался с расчëтом СПГ и всë срослось. Наблюдал, как он Сапог накладывал морковки по пехота. Они вытягивали своих 300х из здания после работы танка.

Делал это, а в голове фраза из мультика: "Что же такого, сделать плохого?".

В итоге, из-за моих довольно частых результативных докладов, мне стали давать весьма ответственные задания. Например, я корректировал работу крупнокалиберной ствольной арты, цели для которой подбирал сам командир отряда.

В наблюдении конечно большую роль играет оптика. У меня была череда трофейных биноклей. Из всех названий я запомнил Никон. Мне очень понравился. Отличное приближение, качество. Затемненные линзы от бликов.

И конечно труба разведчика, о которой я снимал обзор. Конечно приближение не сильное, но тоже можно использовать. Если между тобой и позициями противниками поле, то оно имеет форму линзы, т. е. возвышается к середине и снижается к лесопосадке.

Находясь в посадке, ты видишь посадку через поле только начиная с середины дерева. Чтобы видеть всë, надо подниматься выше.

Вот тут и нужна труба. Разложил еë и прибавил себе метр роста. На дерево влезать опасно. Признаюсь, делал так один раз, но очень нервничал. На риск пошел только из-за того, что как раз наблюдал за работой крупнокалиберной артиллерии по указанию высокого руководства.

Когда наблюдаешь, замечаешь противника, не стоит забывать, что раз видишь ты, то могут увидеть и тебя.

Тут как раз и надо маскироваться самому. Я всегда с биноклем работал из густой зелёнки. Если маскировал позицию свежей листвой, то постоянно еë обновлял. И всегда, всегда помнил где находится солнце. Это я выучил на всю жизнь.

Нашел советское пособие по маскировке, думаю, что оно может пригодиться в целом и для наблюдателя в частности. Скачать его можно у меня в телеграм-канале.

Мой вывод:

Хороший наблюдатель на вес золота. Мне небезосновательно кажется, что биноклем, рацией и компасом я принëс пользы больше, чем автоматом. Читать далее

Делитесь мнением в комментариях, задавайте вопросы и предлагайте темы для новых статей.

Буду рад Вас видеть у себя в телеграм-канале

Читайте также статьи:

Моя жизнь никогда не станет прежней. Год назад я стал бойцом ЧВК Вагнер и попал на СВО

"Да, постоянно боялся. Может поэтому и выжил". Интервью с санитаром переднего края ЧВК Вагнер. Часть 1.

«Когда будет бой, Вы опуститесь до уровня своих рефлексов» Интервью с санитаром переднего края ЧВК Вагнер. Часть 2

«Жить по чести– это важно». Интервью с санитаром-инструктором ЧВК Вагнер. Часть 3.

«Братан, не бросай меня, ааа!!!». Истории санитара ЧВК Вагнер. Часть 1: Кто он - медик в зоне СВО?

Истории санитара ЧВК Вагнер. Часть 2. Снаряжение санитара переднего края в зоне СВО

Поддержать автора канала