В любой истории есть конфликт связанный с главным персонажем, на нем строится продвижение сюжета, а его урегулирование означает финал. Чаще всего в хорошей истории есть внутренний и внешний конфликт героя, где первый разрешается посредством второго. Но знали ли вы, что существуют психологические теории, на которых и строятся эти конфликты?
Я плюхнулась на диван, ознакомилась с теорией Фрейда, пересмотрела несколько эпизодов "Звездных войн" и готова рассказать вам, что их связывает.
Три части психики
Чтобы продемонстрировать природу внутреннего конфликта, Фрейд разделил бессознательное на три части психики. По его теории существует Ид или Оно. Ид - это инстинкты в чистом виде, часть психики, которой управляет либидо и агрессия. Также есть Супер-Эго или совесть. Супер-Эго - это бессознательная репрезентация морали и общественных устоев, усвоенная чаще всего от авторитетных "взрослых". Т.е. условно Ид - это наша темная сторона, а Супер-Эго - светлая. Существует и третья часть психики, а именно Эго. Эго и есть "реальная личность", которая призвана уравновесить между собой низменные желания и моральные устои, т.е. Ид и Супер-Эго. Когда эти стороны находятся не в балансе, когда Супер-Эго не может справится с порывами Ида, тогда случается неврастенический конфликт.
Какая связь между неврастеническим конфликтом и художественными историями?
В целом, в истории становления героя всегда присутствует такой конфликт. Протагонист становится героем тогда, когда его Супер-Эго побеждает низменные желание, а Эго соответствует абсолютной морали. Но как показать этот конфликт на экранах? Ответ: сделать бессознательные структуры психики реальными персонажами.
Ид - это, конечно же, злодей. Но не просто злодей, а человек, в которого главный герой может превратиться, сделав неправильный выбор. Эго - сам главный герой, становление которого мы собираемся наблюдать. Супер-Эго - наставник, значимая личность, отождествляющая абсолютную мораль, которая должна растить и обучать героя. При этом протагонист может достичь цели только тогда, когда Супер-Эго перестанет его наставлять (смерть наставника), а Ид будет заключен (заключение/смерть злодея). Финал будет тогда, когда Эго станет настолько развито, что Супер-Эго победит Ид.
Как эта теория ложится на "Звездные войны"?
Эпизоды I-III: Становление антигероя
Наш герой, т.е. Эго, в данном случае Энакин Скайуокер. Мальчик, которого Оби-Ван Кеноби берет в ученики и у которого есть великое предназначение. Оби-Ван естественно выступает здесь в роли наставника и берется обучать юного падавана не только Силе, но и нравственным ценностям джедаев.
Однако Оби-Ван справляется со своей ролью не очень хорошо. Во втором эпизоде он постоянно загоняет Энакина в рамки, порицает его импровизации, совершенно не объясняет ценности каких-либо устоев джедаев. Кеноби говорит Скайуокеру терпеть, не доверять Падме, контролировать свои эмоции, но все это только ограничивает падавана, заставляя его скрывать Ид, но не бороться с ним. При этом в "Атака клонов" Энакин все еще считает Оби-Вана не просто наставником, но и практически отцом, за котором готов следовать и слушаться.
Идом здесь выступает, конечно, Дарт Сидиус или Шив Палпатин. Он хочет склонить Энакина на темную сторону, чтобы сделать своим учеником, так как видит в нем огромный потенциал. Стоит сказать, что во втором эпизоде он прекрасно готовит почву: "Тебе не нужны наставники"; "Ты талантливее всех джедаев"; "Ты станешь величайшим из них". Таким образом Палпатин подкармливает тщеславие Энакина, чего не делал ранее Оби-Ван и совет джедаев в целом.
В том же фильме Скайуокеру предстоит сложный моральный выбор, сделав который, он встал на путь темной стороны. Во время этих событий Оби-Ван оставил его ради задания, дав Энакину свободу от своего влияния слишком рано и в слишком сложной ситуации, а именно в розысках матери, которую Скайуокер в итоге находит еле живой. В гневе он вырезает всю деревню, чего точно не произошло бы, если бы его Супер-Эго был рядом.
Энакин обвиняет Оби-Вана в смерти матери, но, главное, он делает важный для его дальнейшей судьбы вывод - если он станет сильнее, то сможет спасать любимых от смерти. Оби-Ван продолжает заставлять Энакина делать выбор не в пользу личных чувств и эмоций, что юный джедай принимает в штыки, а Йода чувствует, как в его душе происходят изменения.
В третьем эпизоде мы видим, что Оби-Ван уже перестал быть наставником Энакина, а последний уже стал рыцарем. Это означает, что Супер-Эго уже отошло от дел, давая Эго самому сделать выбор, но оказывается, что это произошло слишком рано, ведь Ид только стал набирать свою силу. Об этом явно свидетельствует то, что после назначения Скайуокера представителем в совете от Палпатина, он называет канцлера своим другом и наставником. Теперь нам ясно, что Ид имеет более сильное влияние на Эго, чем Супер-Эго.
Главные герой еще метается. Он точно знает, что ситхи руководствуются своими страстями, а джедаи самоотверженные, значит последние правы. Но Палпатин продолжает грамотно подсаживать в душу Энакина зерно сомнения. Когда наступает момент выбора между Идом и Супер-Эго (влияние которого уже слишком слабо) в сражении магистра Винду и Дарта Сидиуса, последний произносит то, что пытался скрытно донести до Энакина весь фильм: "Перейдёшь на темную сторону - спасешь Падме". Скайуокер помогает убить Винду, чем и знаменуется его переход на темную сторону или победу Ида.
Эпизод IV-VI: становление героя
В последующих эпизодах герои меняются, а потому меняются и олицетворения трех частей психики. Главным герой здесь Люк - последняя надежда светлой стороны, Супер-Эго - Йода, единственный, кто может обучить Люка использовать силу, а Идом становится уже сам Энакин Скайуокер, больше известный здесь, как Дарт Вейдер.
Как ни странно, здесь все гораздо проще! Йода действительно учит Люка и выступает в качестве морали.
Сила - для защиты и знания
Гнев, страх, агрессия - это темная сторона силы
Йода учит Скайуокера не только сражаться, но и основным заветам джедаев, что делает из него уже куда лучшее Супер-Эго, чем из Оби-Вана. При этом нам показывают, что Люк страшится стать Дартом Вейдером, что делает из последнего идеального Ида.
Тем не менее, Люк уходит спасать друзей не окончив обучения, т.е. следует своим эмоциям, как и Драт Вейдер когда-то. Однако, когда тот объявляет ему о кровной связи и предлагает перейти на темную сторону, чтобы вместе править, Люк предпочитает смерть. Именно этот самостоятельный выбор в пользу совести и морали отличает Люка от отца.
Когда Скайуокер снова прилетает к Йоде, тот уже готовится стать призраком Силы. На последнем издыхании Йода говорит, что для того, чтобы стать Джедаем Люку нужно сразится с Дратом Вейдером. То есть Супер-Эго оставляет его для финальной схватки - схватки с Идом.
Люк снова сражается с Дартом Вейдером уже под нашептывания Дарта Сидиуса, но, побеждая, все равно отказывается убивать отца, чем делает окончательный выбор в пользу Супер-Эго.
Но только тут мы понимаем, что история все это время была не про Люка. История сына, лишь мотивация для истории отца. Благодаря силе Люка, благодаря твердости его духа, Дарт Вейдер делает правильный выбор в критической ситуации угрозы сыну и наконец-то побеждает свой Ид, убивая Палпатина и восстанавливая баланс сил.
Тем не менее, эпизоды IV-VI представляют из себя классический путь героя по теории Фрейда: осознание Ида (первые встречи с Вейдером и осознание того, что он зло) -> поучения от Супер-Эго (обучение у Йоды) -> уход Супер-Эго (переход Йоды, потому что обучение Люка окончено. Супер-Эго уже ничего не может ему дать) -> победа над Идом (победа над Дартом Вейдером и его переход обратно на светлую сторону).
Другие произведения
Теория Фрейда также часто встречается в других произведениях.
Чаще всего это стандартная схема для становления супер-героя. Например, в фильме "Человек-паук" Бен Паркер является примером для Питера и учит его главному принципу, который формирует человека-паука, как героя. С уходом дяди из жизни Питер Паркер использует свою силу только ради помощи другим. Враг человека-паука Зеленый гоблин - это буквально темная сторона Осборна (отчасти схожего с Питером), которую Паркер в итоге побеждает.
Также эта теория чаще встречается в историях взросления героя, таких как, например, "Гарри Поттер". Волан-де-Морт - Ид, очень похожий на Гарри и историей и способностями, но именно выбор Поттера в пользу любви и дружбы, а не власти и силы, отличает его от злодея. В роли наставника здесь выступает Альбус Дамблдор, который учит и наставляет Гарри на протяжении всех шести книг, а его смерть означает неизбежность встречи с Томом Реддлом в самое ближайшее время.
Более сложная, но не менее интересная схема встречается в мультфильме "Кунг-фу панда". Здесь история такая же: Тай Лунг - Ид, не сумевший когда-то победить свою темную сторону, мастер Шифу - Супер-Эго, не желающий вступать в эту роль для По (Эго). Сложность схемы в том, что для того, чтобы Супер-Эго победило для По, оно сначала должно победить для Шифу. Мы здесь видим не только становление героя По, как Эго, но и становление Шифу, как Супер-Эго по средствам потери наставника Угвэя и отречения от своих низменных порывов, а именно тщеславия. Только тогда Шифу начинает обучать По, которому суждено победить Тай Лунга.
На этом у меня все! В следующих раз я расскажу об использовании этой схемы для создания трио персонажей. Знаете ли вы еще истории, подходящие под эту теорию? Пишите в комментариях!