Сейчас после прочтения статьи Лидия | живи, читай о классических произведениях, которые хотелось бы прочитать, мне вспомнился немного другой опыт - опыт перечитывания. Он такой разный был...
Бывало, что перечитывая некоторые произведения, которые раньше нравились, я удивлялась той своей оценке, отмечая, что на самом-то деле они вовсе не так хороши. А бывает наоборот - начинаешь видеть другие грани сюжета и открываешь совсем иной смысл, как у меня случилось со сказкой Гофмана "Песочный человек".
Когда я в первый раз читала это произведение, то "Песочный человек" показался мне архаичной нудятиной. Это было давно, во времена студенчества, когда после школьной обязательной программы по литературе хотелось чего-то абсолютно другого: интересного, динамичного, современного. Или старенького, но чтоб прям вот дух захватило и унесло. И чтобы нервы пощекотало. Классика она же разная. Вот взять сказку "Щелкунчик и мышиный король". Это же было нечто! Помню, как в детстве, прочитав взятое у подруги издание с полным текстом, я заснуть не могла, всё косясь на темный угол комнаты - только пытаешься глаза закрыть, как воображение рисует картинку, будто из тени появляется огромная семиглавая крыса. Или прочитанный уже в старших классах роман "Эликсир Сатаны", который надо бы тоже перечитать, что тоже произвел сильное впечатление. Поэтому выбор ещё одного произведения Гофмана мне показался удачным. Не получилось тогда. "Песочный человек" показался скучным и непонятным в отношении того, что произошло с главным героем. Но, надо признаться, что впечатление жутковатое эта сказочка Гофмана тогда все же оставила.
Заинтересовавшись новым изданием с необычными иллюстрациями, я его приобрела и заодно решила перечитать. Впечатления оказались абсолютно иными. Эта сказка показалась уже не страшилкой, а завуалированной сатирой на людей восторженных и не умеющих унять своё буйное воображение. Ведь по большому счету вся история рассказывает о том, как молодой человек сам сводит себя с ума, веря в то, что фантомы из детства существуют на самом деле. Он умудряется увидеть Сатану в обычном, хоть и крайне неприятном, человеке. Он уверен, что его преследует зло. Он умудряется влюбиться в куклу. Он до безобразия глух к доводам своей невесты и своих друзей. Его воображение напрочь подчинено им же созданным жутким монстрам. Сказка то сказка, но её концовка отлично демонстрирует, куда может привести чересчур бурная фантазия, болезненная впечатлительность и абсолютная слепота по отношению к здравому смыслу. Печальный итог.
Что касается других сторон, то в этот раз этот архаичный язык, эта демонстрация эмоций Натаниэля в его письмах со всеми "охами" и "ахами", этот восторженный слог влюбленного, который несёт возвышенные, но лишенные смысла речи, когда обращается к своей возлюбленной показались как раз уместным. Как и эпистолярный жанр в начале, когда главные персонажи пишут друг другу письма. Манера письма, употребляемые обороты речи, передающиеся через слова эмоции неплохо характеризуют героев. Уже в письмах виден этот надрыв в Натаниэле, его впечатлительность и его подчиненность своим мистическим фантазиям. Клара же предстает разумной, спокойной и веселой девушкой, которая ко всему прочему ещё и добра, так как те выражения, в которых она пытается убедить своего жениха всё же внять голосу разума, а страшные фантазии оставить в детстве, не высмеивают, а успокаивают и убеждают. Лотар же, брат Клары и близкий друг Натаниэля, дальше выступает в роли рассказчика. Он пытается передать печальную историю не предвзято, но периодически сквозь текст угадывается некоторое недоумение, что появляется у него, когда он ведёт своё повествование о том, что и как случилось. Например, те эпизоды, где друг влюбленного Натаниэля пытается раскрыть ему глаза на предмет этой самой любви.
В конце Гофман акцентирует внимание на Кларе и на том, что она обрела своё счастье, которое "никогда не смог бы дать ей Натаниэль с его вечным душевным разладом". Получается, что концовка-то счастливая. Для всех, кроме главного персонажа этой старой и жутковатой сказочки. Да, то жутковатое ощущение всё равно остаётся. Уж больно красочно и поэтично Гофман описывает все страхи своего героя. И да, особенно впечатлительным детям лучше не рассказывать страшилки про Песочного человека, охотящегося за глазами. А то вон что вышло...