В России стали говорить о финнах и Финляндии в резком ключе.
Ilta-Sanomat, 24.09.2023. Heidi Vaalisto
Финляндия больше не дружественный сосед, чьих граждан можно встретить на выборгской бензоколонке и или в булочной Сортавалы.
Теперь российская пропаганда публикует негативные новости о Финляндии и мрачных периодах истории. Так, россиянам рассказывают, как во время Войны-продолжения финны устроили в Восточной Карелии концлагеря и систематически занимались пытками.
Директор по исследованиям Александровского института при Хельсинкском университете Маркку Кангаспуро считает, что пропаганда повлияет на россиян не сразу. Чтобы их представление о финнах изменилось, должно пройти время.
— В России у людей слишком много личного опыта общения с финнами, особенно на приграничных территориях. Среди этих людей пропаганда вряд ли быстро возымеет действие.
У россиян была возможность получить представление о финнах, когда они ездили на свои дачи и н шопинг в Финляндии.
Кангаспуро полагает, что по прошествии времени, когда личные связи оборвутся, а возможность сформировать собственный взгляд на Финляндию исчезнет, однобокая пропаганда зазвучит убедительнее.
Точек соприкосновения станет меньше, не будет альтернативной информации и контрпропаганды. С помощью ложной информации проще воздействовать на человеческое мышление.
— Людям зачастую свойственно думать, что если утверждается что-то резкое, значит, в этом что-то есть.
Образ добрососедской страны безнадежно меняется теперь, когда россиянам непросто получить визу или приехать в Финляндию по делам.
— Вряд ли пропаганда так просто сделает из нас монстров и хочется надеяться, что война успеет закончиться раньше, чем ей это удастся. В сознании людей сохраняется многое, что помогает противостоять пропаганде, — считает Кангаспуро.
Кангаспуро опасается, что резкое ограничение контактов имеет конкретный смысл.
— Это поможет яду путинской пропаганды подействовать в долгосрочной перспективе.
Маркку Кангаспуро отмечает, что создание из Финляндии образа врага и переписывание истории начались вместе с событиями на Украине.
Уже давно из-за санкционной политики Финляндия обозначена как недружественное государство в числе прочих стран Евросоюза.
Присоединение Финляндии к военному блоку НАТО добавило враждебности русских по отношению к финнам.
— Тон речей явно изменился, и уже давно — с тех пор, как отношения запада с Россией стали напряженными и, по сути, практически прервались.
Теперь слова и действия финнов преподносятся в заостренном и искаженном свете.
То, что образ Финляндии как врага усилится, было, по мнению Кангаспуро, неудивительно.
— Россия отреагировала ожидаемо, хотя, возможно, и на удивление мягко.
Кангаспуро добавляет, что у Финляндии давно уже имеется социальный капитал, который перетекал в Россию за счет туризма и повседневного взаимодействия.
— Эти отношения работали вплоть до захвата Крыма. Может, они и не были теплыми, но они работали.
Пока граница была открыта, жители соседних стран общались на бытовом уровне. Такая атмосфера не способствовала созданию образа врага.
После Второй Мировой войны в СССР выстраивали совсем другой образ Финляндии.
— В России, особенно среди людей старшего поколения, сохранился этот стереотип — конечно, они помнят водочных туристов из Финляндии: чудаки, но вовсе не опасные, привозят валюту и вещи.
В официальной политике Финляндия была дружественной страной. Россияне научились пониманию, что финны врагами не являются.
Между Финляндией и Советским Союзом было налажено интенсивное сотрудничество — например строительство в Костамукше.
Простые финны учились общению с русскими, привозя ручки и жвачку в Выборг или обменивая шерстяные носки на рубли в Ленинграде.
Финляндия — не единственная страна, из которой в России принялись лепить образ врага.
Российская пропаганда утверждает, что украинцы – агрессоры и нацисты, которые повинны в смертях мирных людей на подконтрольных ей территориях.
Кангаспуро полагает, что изменение представления россиян об украинцах может оказаться труднее, чем о финнах.
Русские и украинцы — братские народы, которые столетиями жили в тесной связи друг с другом.
— Есть семьи, в которых имеются родственники из обеих стран. В таких случаях сложно создать образ врага.
Президент Владимир Путин принялся использовать в своей риторике разделенность народов и сложную историю.
— Думаю, что если что-то из этого и трогает россиян, так это ситуация на востоке Украины после незаконного захвата Россией Крыма.
В конфликте на востоке Украины поддерживаемые Россией сепаратисты воюют с украинскими войсками. По мнению Кангаспуро, страдания мирного населения Россия искусно использует себе во благо. Пропаганда говорит о противостоянии, которого раньше не было.
Риторика России по отношению к Украине начала меняться, когда к власти там пришел прозападный президент Виктор Ющенко.
В 2010 году Ющенко объявил националиста, сторонника независимости Украины Степана Бандеру национальным героем. Бандеровцы под его руководством сотрудничали с нацистской Германией.
Героизация бандеровцев дала российской пропаганде мощное оружие: она начала обвинять власти Украины в симпатиях к нацистам.
О Бандере говорили в Киеве во время протестов на Майдане в 2014: правые силы Украины использовали его образ.