Найти тему

Попаданцы в родной фантастике: от средневековья до далёких звёзд

Книги про современников, внезапно проваливающихся во временные бездны и пространственные червоточины, а после мечущихся меж звёздными и параллельными системами, словно зайцы под веслом Мазая, занимают огромнейший пласт современной российской фантастики. Популярность жанра легко объяснима. Ну хочется рядовому обывателю помечтать и представить, как бы он повёл себя, очутившись в каком-нибудь племени инопланетных папуасов. И желательно не в качестве обеда, а, скажем, в облике вождя! И примитивное, ни к чему не обязывающее чтиво – отличный мостик в миг грёз, где ты лучше, чем есть на самом деле.

Впрочем, считать все романы о приключениях так называемых попаданцев откровенным шлаком – не стоит. Попадаются весьма любопытные образчики слова, юмора и даже какой-никакой мысли. Понятно, что на таких книгах новых Ломоносовых и Циолковских не воспитаешь, но приятно скоротать вечерок-другой можно запросто. Поехали!

«Рабин Гут», Алексей Лютый.

Иллюстрация к книге "Рабин Гут".
Иллюстрация к книге "Рабин Гут".

Один из самых ярких образчиков российской фантастики о попаданцах, разросшийся до целой серии книг. Завязка забавна: товарищи милиционеры вместе со служебной собакой хорошенько так отметили свой профессиональный праздник, а очнулись в фэнтезийный Англии, кишащей Мерлинами и Змеями Горынычами. Похоже на бред? Безусловно! Но почему-то это не вызывает раздражения, а лишь улыбку и желание узнать, как наши менты выкрутятся из очередной щекотливой ситуации. А уж супротив резиновой дубинки даже рыцарям Круглого стола не совладать.

Нескучно и не вызывает ощущения, что автор исписался. Всё дело в том, что Алексей Лютый – коллективный псевдоним группы саратовских творцов. Как говорится, одна писательская голова хорошо, а вот три и даже тридцать три – какой-то мутант! В нашем случае – мутант от попаданчества, в коем сплелись невероятные сюжетные линии и персонажи. И если первая книга была средоточием абсурда, то дальше, чувство, коллективный писательский разум начал откровенно глумиться. Это видно из даже названий: «На крестины в Палестины», «Эльдорадо – не награда»...

И вот что примечательно. На обложке книги из серии «Абсолютное оружие» почему-то значится не Алексей, а Александр. Опечатка весьма странная и нехорошая. Погуглите, чем в годы Великой Отечественной войны занимался Александр Юхновский, он же Алекс Лютый, и узнаете массу нового. Словом, лишнее доказательство, что псевдоним надо выбирать тщательнее – во избежание неприятных ассоциаций.

«Зубы настежь», Юрий Никитин.

Иллюстрация к книге "Зубы настежь".
Иллюстрация к книге "Зубы настежь".

Помнится, на этом канале как-то высказывал своё отношение к творчеству сего автора. Однако повторюсь: романы Никитина хороши в подростковом возрасте, но по прошествии лет становятся совершенно неудобоваримыми. Встречаются, правда, любопытные образчики, которые можно читать и сегодня, но с большой осторожностью. «Зубы настежь» – как раз из таких произведений.

В принципе, это трилогия, но «Уши трубочку» и «Трёхручный меч» скатились в какое-то непотребство формы и содержания. Но первый роман можно и нужно считать отличной пародией на всё, так или иначе связанное с попаданчеством.

Проработанного сюжета, закрученных поворотов и даже проработанных персонажей в книге нет. Зато есть трусливое ничтожество, внезапно забравшееся в шкуру отважного героя и как начавшее крушить черепа тысяч врагов! Попаданец раз за разом следует из пункта А в пункт Б, по пути обрастая спутниками, приобретая уникальное оружие и бесценный опыт. Ну чем не ролевая компьютерная игра? Похоже, что работать в таком ключе понравилось и самому автору, а «Зубы настежь»... настежь распахнули для Юрия Никитина ворота в многосерийный цикл про Ричарда Длинные Руки – ещё одного любопытного попаданца.

«Глубокоуважаемый микроб», Кир Булычёв.

Иллюстрация к книге "Глубокоуважаемый микроб".
Иллюстрация к книге "Глубокоуважаемый микроб".

Вот вроде бы не подходит Корнелий Удалов из Великого Гусляра под определение попаданца, но это только на первый взгляд. В конце концов, какая разница, что стало порталом и катализатором переноса из обыденности в невероятность – заклинание, кроличья нора или приглашение на Съезд Обыкновенных Существ? Три минуты на сборы, и вот советский гражданин уже в окружении внеземных существ, вникает в проблемы чужих цивилизаций и пытается их решить.

В произведении найдётся место и для науки, и для магии. Добрая атмосфера и озорной юмор превращают самые опасные приключения в сценки из детского утренника. И правда, стоит ли Человеку бояться какого-то микроба, даже если он настолько огромен, что виден невооружённым глазом?!

Словом, попаданчество цветёт и пахнет. На канале есть статьи про цикл книг Александра Бушкова о приключениях майора ВДВ Сварога и достойных произведениях раннего Сергея Лукьяненко. Здесь главное не перепутать жанр. Знаете, в чём главное отличие попаданца от всех прочих путешественников во времени и пространстве? У него всё всегда происходит неожиданно и само собой. Герою не приходится проливать семь потов над конструированием аппарата для межпланетных перелётов и рассчитывать сложные маршруты. Р-р-раз – и готово! А это уже прямая отсылка к главным и любимым персонажам русского фольклора – сказочным дуракам и лентяям.

Антон АГЕЕВ.

#книгочей

#подборка книг

#российская фантастика

#фэнтези

#попаданцы

#средневековье

#меч и магия

#параллельные миры

#инопланетяне

#путешествия во времени