Легенды, предания и сказки о драконах популярны во многих странах мира. Сказания об огромных рептилиях, нередко обладающих способностью летать и дышать огнём, всегда поражали человеческое воображение. Помните, как вещал Смауг Ужасный из «Хоббита»: «Мои зубы - мечи! Мои когти – копья! Мои крылья – ураган»! Но всё-таки мало какая из этих чудовищных тварей могла сравниться с драконом отечественным – нашим Змеем Горынычем. Прирождённый авиатор и опытный боец, он, плюс ко всему, имел несколько голов, чем изрядно озадачивал отважных витязей, решавшихся вызвать монстра на поединок.
Справедливости ради следует отметить, что многоголовость для мифологии разных народов далеко не так редка, как может показаться. Возьмём хотя бы Цербера, раскрывающего на усопших эллинов сразу три пасти, или лернейскую гидру, имеющую нехорошее (для отважных героев, разумеется) свойство отращивать по две головы взамен одной срубленной. А ведь ещё есть Ямата-но ороти – восьмиглавый и восьмихвостый дракон, не дававший житья средневековым самураям. Так что Змей Горыныч в своей «многоликости» не одинок, и главное здесь – что же скрывается за его тремя головами?
Однозначного ответа здесь нет и быть не может, так как с изменением мировоззрения наших предков менялся характер чудища и, соответственно, отношение к нему. Горыныч эпохи Ивана Грозного – совсем не тот, что был, скажем, при Рюрике. Весьма вероятно, что огнедышащий Змей изначально и не был злым существом, а являлся… олицетворением солнечного бога. И три головы символизировали собой утро, день и вечер. Тогда становится понятным многое – и способность Горыныча испепелять (точно солнышко в жаркий полдень), и умение летать без крыльев (ну зачем светилу крылья).
Даже в «отчестве» Змея скрывается подсказка. «Горыныч» может иметь сразу два значения и происходить от слов «гореть» и «гора». С первым всё более или менее понятно, а горы считались «малой родиной» чудовища. Как солнышко встаёт из-за гор, так и Змей Горыныч появлялся над горными кряжами и пиками. Да и как это по-доброму звучит: «Горыныч». Не верится, чтобы наши предки откровенного негодяя называли столь по-отечески, любовно.
Впрочем, время не щадит никого, вот и русский Змей озлобился и превратился в откровенного страшилу. Количество голов нередко варьировалось, причём не всегда было кратно трём (6,9,12), попадались сказки, где у Горыныча наблюдалось 5 или даже 7 голов. На Русь пришло христианство, и ни о каком поклонении солнышку речь уже не шла, а Змея сделали олицетворением степной угрозы – восточных кочевников, многотысячных (читай – многоглавых) орд, мечущих огненные стрелы. И противостояли такому Змею Горынычу наши доблестные богатыри. Уж на что сложно было его победить, но на счету Ильи Муромца и Добрыни Никитича уж точно найдётся по обезглавленной гадине. Да и Алеша Попович не отставал!
И всё же чаще Змей терял головы не от мечей удалых воинов, а при виде красивых девушек (прямо змей-искуситель)! Стоило Горынычу заприметить русскую прелестницу, как все три чайника начинали потихоньку подсвистывать и, забыв про всякую осторожность, он волок красотку в пещеру. Не для того, чтобы съесть, разумеется, - на обед ему и овцы было достаточно.
И вот здесь уж точно прослеживается связь с кочевыми племенами, берущими русских женщин в полон. Вспомните строки из стихотворения Николая Гумилёва «Змей»:
… Только девушки видеть луну
Выходили походкою статной, —
Он подхватывал быстро одну,
И взмывал, и стремился обратно.
Как сверкал, как слепил и горел
Медный панцирь под хищной луною,
Как серебряным звоном летел
Мерный клекот над Русью лесною:
«Я красавиц таких, лебедей
С белизною такою молочной,
Не встречал никогда и нигде,
Ни в заморской стране, ни в восточной.
Но еще ни одна не была
Во дворце моем пышном, в Лагоре:
Умирают в пути, и тела
Я бросаю в Каспийское Море.
Спать на дне, средь чудовищ морских,
Почему им, безумным, дороже,
Чем в могучих объятьях моих
На торжественном княжеском ложе?..
Ясное дело, что таких фокусов Змею Горынычу уже не простили, и остался он в народной памяти исключительно как отрицательный персонаж – верный соратник Кощея Бессмертного и Яги (тоже, в общем-то, изначально не шибко злой старушки). Ну а долгом каждого уважающего себя богатыря стало записать на свой счёт хоть одну голову гигантской рептилии. Эх, где же вы были в Юрский период?!
Антон АГЕЕВ.
#книгочей
#былины
#богатыри
#змей горыныч
#драконы
#мифы и легенды
#илья муромец
#языческая русь
#татаро-монгольское иго
#красивые женщины