Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Практика хаоса. Мощный фант. боевик от создателя "22 миль" и "Уцелевшего"

("Хэнкок", Hancock, 2008, США)

Это сегодня, после впечатляющего успеха сериала-зажигалки "Пацаны", "Хэнкок" Питера Берга отошел в тень и отныне не считается лучшей иронией на супергеройскую тему. Да и досадная, длящаяся по сей день, пробуксовка со съемками сиквела этого, в общем-то, успешного фильма тоже явно не улучшает настроение его поклонникам.
То ли дело в 2000-е!..

"Я паркуюсь, как Хэнкок!"
"Я паркуюсь, как Хэнкок!"

Да, 15 лет назад, еще до создания других залихватских насмешек над сверхлюдьми вроде "Пипца" и "Дэдпула", появление супергероя, чернокожего бомжа, было настоящим сюрпризом вперемешку с праздником. Особенно для тех зрителей, кого нервировала доставучая комиксятина, чья основная волна экспансии на большие и малые экраны в ту пору как раз началась; в 2000-е, помнится, такого ее засилья, как сегодня, не наблюдалось. При этом создатели "Хэнкока" столь виртуозно ломанули шаблоны "марвелов" и "ди-си-комиксов", что даже никого при этом не обидели, поскольку изобрели собственную фантастическую вселенную. Небольшую, лишь в границах Лос-Анджелеса и висящей над ним Луны, но с другими аналогичными вжух!-вселенными не пересекающуюся.

С аномальными талантами своего главперсонажа Берг и сценаристы Нго и Гиллиган (ага, тот самый Винс, кто буквально в этот же год зазвездится в "Во все тяжкие", а потом начнет "звонить Солу") тоже особо не заморачивались. По классической американской шкале супергероики Хэнкок (Уилл Смит) - афроверсия обычного Супермена: быстро летучая, запредельно сильная и бомбонепробиваемая особь рода Хомо. Вот только к виду Сапиенс она имеет сугубо формальное отношение, поскольку назвать Хэнкока разумным в начале фильма язык как-то не поворачивается. Ибо он находится где-то на предпоследней стадии социальной деградации, и даже при всех своих физических талантах никаких мер по всплытию со дна не принимает. Скорее, наоборот, делает всё возможное, чтобы это дно поскорее проломить, благо дури в башке и силёнок в теле хватает.

Ясен бомж, что к бродяжничеству Хэнкока прилагается весь комплект "радостей" такого образа жизни: алкоголизм и хамский характер, усугубленный жуткой мизантропией. Такой, что даже Дэдпул вряд ли стал бы супергеройствовать на пару с этим хроническим социопатом, разящим высокооктановым перегаром. Что, впрочем, отнюдь не мешает Хэнкоку совершать подвиги в одиночку. На первый взгляд, самые обычные сверхчеловеческие подвиги по спасению смертных граждан, вот только, как говорится, есть один нюанс...

- Ну? Вилки гну!
- Ну? Вилки гну!

...Нюанс в том, что наконец хоть кто-то в такого рода кино задумался над тем, каковы бывают финансовые и прочие издержки у, на первый взгляд, благородных подвигов "людей Икс". И нужны ли вообще обществу их подвиги, после которых городская казна терпит катастрофические убытки?
Иными словами, дилемма, что всё-таки лучше, - арестовать преступников стандартными полицейскими усилиями, или в буйстве разрушительных суперменских спецэффектов, - в завязке
"Хэнкоке" поставлена ребром, и трудно сказать, в пользу чего она должна решаться.

И всё же на самом деле Берг снимал кино вовсе не с целью "грузить" нас социально-политическими проблемами фэнтезийных миров, а исключительно про человеческие взаимоотношения. Да-да, про обычные человеческие, без приставки "супер", хотя, конечно, типичного бадабум-экшена в фильме тоже предостаточно - на весь вложенный в него, 150-миллионный бюджет.
И впрямь, с сюжетом
"Хэнкоку" несказанно повезло.
Стартовав, как черноюморной боевик, вскоре он мастерски переключается на историю про настоящую дружбу, куда со временем будет вплетена красивая и трогательная лирическая линия; Уилл Смит и Шарлиз Терон оказались на диво крутым актерским дуэтом. После чего драматический накал этой истории достигнет едва ли не шекспировских высот - да так, что под конец в ней становится даже не смешно. Но это не упрек, поскольку все ее этапы гармонично перетекают один в другой, и никакой эклектичности между ними, как в кривом сюжете той же
"Барби", нет и в помине.

Так уж вышло, что однажды Хэнкок спас от смерти пиар-менеджера Рэя (Джейсон Бейтман). А тот возьми, да предложи своему спасителю провести "ребрендинг" его бомже-алкоголического имиджа в более, так сказать, презентабельный и человеколюбивый.
А Хэнкок возьми, да согласись... сам того не ведая, куда его эта гуманная, казалось бы, инициатива в итоге заведет. И никто из участников этих событий понятия не имел, "о сколько им открытий чудных" готовит ближайшее будущее, но разгребать свои открытия им придется в поте лица и большими лопатами...

И не говорите: если только лысые в боевиках не главные герои, их экранная участь будет гарантированно незавидной.
И не говорите: если только лысые в боевиках не главные герои, их экранная участь будет гарантированно незавидной.

***

В общем, наверное, самый нетипичный, но при этом один из лучших фильмов Питера Берга, чья вторая и последняя на данный момент фантастика "Морской бой" (2013), в отличие от "Хэнкока", провалилась и собрала едва ли не все главные номинации на "Золотую Малину". Тогда как этот Супербомж получился чертовски удачным во всех отношениях... ну разве только не в "сиквельном", к сожалению, хотя планы на продолжение его создателями были давно озвучены.
Как бы то ни было, но даже если мы такового и не дождемся, оригинальную картину можно пересматривать бесконечно. А уж на фоне
деградации кинокомиксов 2020-х "Хэнкок" и вовсе, без балды, шедеврален.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 12+):