Найти в Дзене

Львиные шлемы Возрождения

Шлем в форме львиной головы. Италия, ок. 1475–80. Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США, инв. 23.141
Шлем в форме львиной головы. Италия, ок. 1475–80. Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США, инв. 23.141

Львиная пасть, сквозь клыки которой смотрит лицо воина — подобно героям античности. Так выглядит единственный известный нам парадный шлем XV века «в древнем стиле», all’antica. Он находится в собрании музея Метрополитен (инв. 23.141).

Как мне кажется, первая и очевидная ассоциация — Геракл в шкуре Немейского льва. Только самый ленивый ренессансный правитель не сравнивал себя с Гераклом. Хотя есть и схожий иконографический образ Александра Македонского. Он происходит из Антчиности, но получает распространение и в эпоху Возрождения — к примеру, на драгоценной броши XVI века из Венского музея искусств.

Тетрадрахма (монета) с изображением Александра Великого в шкуре Немейского льва. Амфиполис, Македония, 336-323 гг. до н.э.
Тетрадрахма (монета) с изображением Александра Великого в шкуре Немейского льва. Амфиполис, Македония, 336-323 гг. до н.э.
Камея. Франция, третья четверть XVI века. Оникс, золото, эмаль, алмазы, рубины, жемчуг. Музей истории искусств, Вена, инв. XII 137
Камея. Франция, третья четверть XVI века. Оникс, золото, эмаль, алмазы, рубины, жемчуг. Музей истории искусств, Вена, инв. XII 137

Но не менее важна параллель с образом римского знаменосца-сигнифера. Их облик был известен в эпоху Возрождения как по сохранившимся скульптурным изображениям, так и по трактату Вегеция De re militari. В середине XVI века Гийом Дю Гуль писал о римских знаменосцах: «Вместо мориона (шлема) предмет, выполненный как точное подобие отсеченной головы льва: служит он [как говорит Вегеций] тому, чтобы сделать знаменосца более грозным и ужасающим для врага».

Голова сигнифера в шлеме с львиной шкурой II в.н.э.
Музей искусств, Бостон, США, инв. 59.336
Голова сигнифера в шлеме с львиной шкурой II в.н.э. Музей искусств, Бостон, США, инв. 59.336

Под накладной львиной головой из золоченого медного сплава скрывается шлем — вариант барбюта, так называемый венецианский салад. На венецианский тип указывает характерный T-образный вырез для лица с выступами, закрывающими щеки. Барбют не подвергался дополнительной отделке и полировке и был окрашен – в белый цвет там, где сталь выглядывает из-под завитков гривы и в красный цвет вокруг пасти льва. Львиная голова явно была выполнена не оружейником, а златокузнецом. Ювелир спаял вместе листы меди, прочеканил и позолотил их поверхность.

Этот парадный шлем разительно отличается от позднейших работ итальянских оружейников XVI века. По сути, если бы не накладное украшение, перед нами классический боевой шлем XV века, обеспечивающий надежную защиту. В случае более поздних шлемов после чеканки и травления их поверхность не столько отражала удары, сколько становилась уязвимой для оружия противника. Декоративный аспект здесь уже преобладал над практичностью.

Шлем в форме львиной головы. Италия, ок. 1475–80. Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США, инв. 23.141
Шлем в форме львиной головы. Италия, ок. 1475–80. Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США, инв. 23.141

Шлем с львиной головой из собрания музея Метрополитен традиционно сравнивают с изображением одного из воинов на триумфальной арке замка Кастель-Нуово в Неаполе. Этот памятник был призван увековечить арагонскую династию, которая пыталась закрепиться на юге Италии. Сам по себе он хорошо показывает, как восприятие классической античности в эпоху Кватроченто смешивалось со средневековыми привычками.

После торжественного въезда Альфонса I Арагонского в город триумфальная арка была перемещена и фактически скрыта в каменной толще вполне традиционного замка. На рельефах, завершенных к 1457 году, король Альфонс I, его сын и преемник Фердинанд I (Ферранте) и окружающие их воины, на первый взгляд, выглядят вовсе не римскими героями в доспехах all’antica. Они облачены в современные им латы, детально и точно воспроизведенные в камне.

Альфонсо I Арагонский в окружении воинов на рельефе триумфальной арки Кастель-Нуово (Неаполь, Италия), 1457.  По левую руку от него — воин в шлеме-саладе с накладным украшением в форме львиной головы.
Альфонсо I Арагонский в окружении воинов на рельефе триумфальной арки Кастель-Нуово (Неаполь, Италия), 1457. По левую руку от него — воин в шлеме-саладе с накладным украшением в форме львиной головы.

Однако рядом с королем стоит воин в шлеме-саладе с накладным украшением в форме львиной головы. На другом рельефе можно видеть узловатую палицу в руках одного из воинов, а также льва на цепи. Эти символы явно являются отсылками к подвигам Геракла.

Образ Геракла был популярен еще в Средние века как аллегорическое воплощение христианских добродетелей, но в эпоху Возрождения сравнение правителей и представителей знати с этим мифологическим героем получает особенное распространение. Учитывая то, насколько достоверно изображены на рельефах доспехи XV века, исследователи полагают, что и шлем с львиной головой соотносится с реально существовавшим предметом защитного вооружения. При этом стилистически и конструктивно он не идентичен шлему из музея Метрополитен.

Пышные парадные доспехи, сочетавшие античные образы с новыми творческими находками и с наследием средневековья, существовали уже в эпоху Кватроченто, в XV веке. Их создавали для торжественных процессий и шествий, театральных представлений и турниров. Скорее всего, чаще всего такие доспехи выполнялись из легких и не слишком прочных материалов – папье-маше, ткани и кожи. Это и могло стать причиной того, что до наших дней сохранился только один пример защитного вооружения all'antica, созданного в XV веке — шлем с львиной головой из музея Метрополитен.

Нашлемник в форме геральдического дракона. Музей средневекового и современного искусства, Ареццо, инв. 15629
Нашлемник в форме геральдического дракона. Музей средневекового и современного искусства, Ареццо, инв. 15629

Вообще практика изготовления для шлемов декоративных элементов из позолоченного металла, судя по всему, была достаточно характерна для Кватроченто. Шлем, созданный Антонио Полайоло для кондотьера Федерико де Монтефельтро, герцога Урбино, украшали изображения Геракла с палицей и скованного грифона, выполненные из золоченого серебра. Грифон с герба Вольтерры символизировал победу Федерико, подчинившего этот город Флоренции. Опись имущества Медичи 1492 года перечисляет несколько шлемов и нашлемников, украшенных серебром и золочением, с объемными фигурами, в том числе Афины Паллады и связанного купидона.

Помимо шлема с львиной головой из музея Метрополитен сохранились еще три нашлемника XV века — один в виде головы дракона и два в форме орлиных голов (Музей средневекового и современного искусства, Ареццо, инв. 15629; Музей Стибберта, Флоренция, инв. 16206; Барджелло, Флоренция, инв. M 782). Только вот они имеют сугубо геральдическое значение и связаны с позднесредневековой традицией, а не влиянием Возрождения.

Больше текстов про необычные исторические сюжеты, историю и мифологию в кино и сериалах — в моем Telegram-канале Panfilov FM