Найти тему
ev_geniy77

Экскурсия в трудовом обучении

Экскурсия – одна из важных составляющих в процессе воспитания и обучения, в которой наглядно отображается познание окружающей действительности и окружающего мира в целом. Экскурсии оказывают важное воспитательное значение и влияние на детей, в том числе и в трудовом обучении. А также они являются одним из источников познания. 

При этом стоит отметить, что экскурсия – один из распространенных и нестандартных уроков в трудовом обучении. Для того чтобы реализовать такой урок необходимо следовать методическим рекомендациям. Следует провести подготовительную работу, разработать план экскурсионной деятельности, определить тему и место для экскурсии. Обязательным этапом является разработка маршрута. Необходимо проводить вводную беседу при организации самой экскурсии. 

Следует помнить, что экскурсия не должна превратиться в монолог одного организатора или же педагога, необходимо организовать активную познавательную деятельность учащихся. Важно, чтобы изучаемые объекты, запоминались, оставались в их памяти (если есть возможность, то прикоснуться к ним, то есть ощутить). 

После того как урок – экскурсия прошел, нужно не только закрепить материал, но и закрепить в памяти сам урок. Для того чтобы тщательно и надолго закрепить этот урок, педагогу нужно уметь использовать различные методы обучения и умело использовать виды работ. Например, эвристическая беседа, рассказ педагога, наблюдения, практическая работа, самостоятельная работа, обработка собранного материала.

Экскурсии в трудовом обучении позволяют глубже познакомить учащихся с трудовой деятельностью и ее назначением; вызвать у учащихся интерес к труду; расширять кругозор учащихся.

В отличие от вышеперечисленных этапов экскурсии имеются и другие:

1) Подготовительный этап, в котором обозначаются тема, основная цель и задачи. Сюда же может входить вводная беседа.

2) Основная часть, в которой отображаются ключевые моменты.

3) Заключительный этап, который содержит в себе подведение итогов и рефлексию. 

Экскурсия в трудовом обучении направлена :

– развитие умственных способностей;

– развитие быстроты реакций;

– развитие любознательности;

– развитие восприятия и мышления;

– повышение интереса в области трудовой деятельности и труда в целом;

– развитие волевых качеств (терпение, самообладание и т.д.);

– формирование сотрудничества среди участников и не только;

– прививание любови к другим видам обучения через труд;

– развитие концентрации и другие свойств внимания;

– развитие коммуникативные умения и навыки;

– формирование целеполагания, анализа и синтеза;

– когнитивность;

– активность и энергичность;

– энтузиазм;

– внутренний план действий;

– гибкость, беглость и оригинальность мышления;

– собранность и ответственность и другие. Самым главным в трудовом обучении является тот аспект, что трудовая деятельность как основа трудового обучения направлен на повышение и совершенствование физических качеств у учащихся посредством труда. Например, ловкости, быстроты, выносливости, скорости и силы. 

Таким образом, процесс экскурсии в трудовом обучении имеет свои особенности. Педагогу в организации экскурсии необходимо использовать различные формы, методы и приемы. Еще эффективнее будет, если включить игровые моменты или же сочетать игровые моменты с определенным методом (приемом, формой). Для того чтобы организовать экскурсию в трудовом обучении наиболее успешной, необходимо начинать с конкретных представлений, прежде всего, о трудовой деятельности и ее значении.