Найти тему

Как помочь ученику и не сболтнуть лишнего

Оглавление

Предлагаемый ниже текст составлен для преподавателей (в первую очередь для меня самого) и ассистентов, но может оказаться полезным и родителям, кто занимается со своими детьми.

Общая мысль заключается в том, чтобы максимально загрузить ученика, даже в случае, если мы ему помогаем.

С одной стороны, это поможет избежать выученной беспомощности, когда ребёнок за минимум энергии получает максимальный результат за счёт помощи старших, а с другой стороны, на практике покажет ученику пример работы с незнакомым материалом, и в будущем ученик сможет сам себе задавать вопросы и самостоятельно модерировать размышления у себя в голове.

Основные принципы

Алгоритмы строятся на следующих принципах:

1. Вместо того, чтобы сделать утверждение, лучше задать вопрос. Это касается и ответа на вопросы ученика, ведь часто бывает достаточно вернуть переформулированный вопрос ученику вместо того, чтобы разжевывать доступный для ребёнка материал.

2. Вместо того, чтобы задать вопрос, лучше дать указание к действию. Это бывает особенно полезно, когда ученик в ступоре. Например, в задаче надо найти число, подходящее под несколько условий, а ученик не понимает условие. Мы говорим: "Приведи пример числа, подходящего под это условие", указывая на одну часть условия. Затем просим привести пример для следующей части условия. Так ученик сам проделывает основную часть работы, но ответственность за происходящее берёт на себя взрослый.

3. Чтобы ученик получил ответ на вопрос, этот вопрос должен быть корректно сформулирован. "Я не понимаю" не является вопросом с конкретной локализацией, а следовательно на него нельзя конкретно ответить. В этом случае, я предлагаю ученикам подчеркнуть ту часть условия, которая непонятна. Так ученик уже проделывает работу по поверхностному осмыслению задачи и разделяет условие на элементы. То есть опять же перед получением помощи, ученик уже тратит какое-то количество энергии.

Алгоритм разбора условия задачи

Этот алгоритм актуален в первую очередь для учеников 1-2 классов, а следовательно в первую очередь применим к головоломкам.

  1. Просим учеников самостоятельно прочитать условие задачи.
  2. Просим подчеркнуть в условии побудительное слово или вопрос.
  3. Если в задаче есть легенда или сюжет, задаём пару вопросов, использующих термины из задачи. Например, если листочек посвящен раскрашиванию ковров, то будут уместны вопросы "Сколько ковров на этом листочке?", "Сколько клеток в самом большом ковре?". Также вопросы могут касаться терминов из задачи и не иметь прямого отношения к раздаточному материалу. Это нужно, чтобы дети свыклись с терминологией, а сюжет задачи стал ближе.
  4. Рисуем на доске простую конфигурацию головоломки, проговариваем все элементы головоломки на данной конфигурации, а после предлагаем пару неправильных решений, про которые ученики объясняют, почему они не подходят.
  5. Получаем правильное решение нулевой задачи и предлагаем тем, кто разобрался, приступить к самостоятельной работе. После этого можно вместе с оставшейся часть группы неспеша разобрать первую задачу согласно п. 4.
  6. После этого большая часть группы должна понять, что происходит. С оставшимся лучше продолжить общение один на один.

Алгоритм работы с ошибкой

Этот алгоритм уже будет полезен вне зависимости от возраста.

  1. Замечаем ошибку.
  2. Подчёркиваем ту часть условия, которой пример ученика противоречит.
  3. Просим прочитать в слух этот отрывок.
  4. Если это возможно, проверяем вместе с учеником ту часть решения, которая подходит под этот отрывок.
  5. Показываем на место в решении, где содержится ошибка, и предлагаем ученику самостоятельно проверить. Если ученик не может проверить сам, делаем это вместе с ним.
  6. Спрашиваем: "Согласен, что у тебя в этом месте ошибка?"
  7. Спрашиваем: "Есть идеи, как эту ошибку можно исправить?"

Иногда можно дать проверить ошибку соседу (другому ученику). Это разнообразит процесс проверки и позволит немного сменить угол обзора на задачу (как ученику, так и его соседу).

Послесловие

В следующем посте будут предложены несколько листочков, которые помогут проверить эти идеи на практике.