Однажды в начале 1870-х гг. Тютчев пришел с визитом в московский лицей. Лицеисты помчались смотреть на живого поэта. 11-летний мальчик Г., обратившись к Тютчеву, с гордостью произнес (конечно же, на французском):
— А я знаю почти все ваши стихотворения наизусть!
— А какое из них вам нравится больше всего? — добродушно улыбаясь, спросил Ф. И.
— Конечно, «Люблю грозу в начале мая!» — с энтузиазмом воскликнул Г.
Стихотворение Тютчева «Весенняя гроза» стало классикой еще при жизни автора. Его учили школьники второй половины XIX века и знала вся читающая Россия. Сегодня эти строчки уже прочно вросли в русскую культуру и продолжают жить своей жизнью, обрастая всякими смешными вариациями.
И все-таки у некоторых читателей этот текст вызывает недоумение. И вполне резонно у них возникают вопросы:
Слушайте, ну какая гроза в мае? В России только снег растаял… И что вообще такое «весенний первый гром»?
Вдруг у патриота возникает сомнение…То ли Тютчев альтернативную вселенную изобразил, то ли пейзажи чужестранные, не Русь-матушку…
Да. Тютчев писал это стихотворение в Мюнхене, как и многие другие свои тексты. Будучи на службе в российском дипломатическом представительстве при Баварском королевстве, он прожил в Германии 20 лет.
Кроме описания весенней грозы, которая для русской природы обычно не свойственна, настораживает и несущийся с горы водный поток. Еще один нетипичный для средней России пейзаж.
Кстати, в школьной программе это стихотворение помещено в раздел "Картины родной природы":)
Конечно, Тютчев вдохновлялся баварскими видами. Но, понимая поэзию и метафизику Тютчева, можно утверждать, что перед нами не столько слепок увиденного, сколько пантеистическое представление автора о том, что природа одухотворена, что она живет по своим внутренним законам и имеет собственное, скрытое от людей сознание.
Молодые раскаты грома резвятся и играют, словно выражают свою волю и эмоцию. Небесные явления – это игра природы, а способностью к игре владеют только сознательные существа. Звуки, раздающиеся на земле, сливаются в унисон с тем, что происходит на небе:
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный –
Все вторит весело громам.
Но не просто сливаются в единое целое…а словно специально «вторят» громам, имеют желание, волю – заигрывать с небом. И все это действо снова происходит с эмоцией – «весело».
Каждый заметит, что это похоже на наше «человеческое». Эмоции, желания, игра... Это и есть одна из главных особенностей поэзии Тютчева. И внутри человека, и в самой природе происходят сходные процессы: сознательное и бессознательное сливаются в единую сложную систему. Природа живет такой же сложной внутренней жизнью, какой и человек. Именно об этом другие не менее известные строки Тютчева:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Не столь важно, о какой местности идет речь. Не столь важен сам пейзаж. Когда нам кажется, что мы читаем просто пейзажную лирику Тютчева, в ней нужно искать большее – представление о мире.
В этом стихотворении всегда забывается последняя строфа…Ее редко задают учить школьникам, как бы вычеркивая из текста. Видимо, чтобы оградить их от непонятной информации. Между тем в ней интересно разобраться, она переносит читателя на другой уровень – уровень культуры. Выглядит она так:
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Заключительная строфа позволяет посмотреть на стихотворение с другой точки зрения – мифологической. Все описанное в тексте – гром, дождь, непогода – это всего лишь проказы Гебы, дочери Зевса. Геба была на Олимпе виночерпием, она поила и потчевала богов Олимпа. То ли по растерянности, то ли ради забавы Геба проливает кубок «смеясь», и начинается гроза. Кстати, этот забавный мотив совсем противоположен распространенному представлению о грозе как о гневе богов.
Все, что Тютчев описал в трех строфах (то, что обычно учат школьники), человек с мифологическим сознанием, для которого миф и есть реальность, объяснит этими заключительными строчками.
А кто же в этой строфе «ты»? «Ты скажешь…»
На этот вопрос прекрасно ответил поэт и литературовед Лев Лосев. Делюсь:
«Поэт, во всеоружии современной ему романтической поэтики, создает великолепную картину в первых трех строфах, а затем как бы говорит: а вот как это мог сказать античный певец – всего четырьмя строчками. То есть, в этом случае характерное тютчевское «ты скажешь» не просто риторическое обращение, а имеет несколько более конкретное содержание: «ты» здесь – классик, античный поэт».
Таким образом, ты - это предполагаемый античный поэт, тот самый идеал для Тютчева, который опишет стихийность природы четырьмя строчками, отразив в них свою картину мира.
Источники:
Федор Федорович Тютчев. Материалы к биографии. Исторический вестник, том XCIII. Санкт-Петербург, 1903
Лев Лившиц-Лосев. «Весенняя гроза» Тютчева как программное стихотворение. Russian Language Journal / Русский язык, Vol. 32, No. 111 (WINTER 1978)
Автор: Екатерина Арефьева