Послушайте, у меня слов других просто нет после истории, которую вчера мне подписчица рассказала.
Звонок в конце рабочего дня, женский голос просит совета. Ситуация - врагу не пожелаешь: осудили сына по части 5 статьи 337 УК РФ - самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше одного месяца, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту, в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий.
Конкретно: парень-контрактник самовольно оставил воинскую часть в мае 2022 года, вернулся в нее в ноябре того же года. Его, разумеется, сразу задержали, отправили в следственный изолятор, затем суд и срок - пять с половиной лет лишения свободы. Адвокат, который работал на стадии предварительного расследования и суда первой инстанции, старался упирать на смягчающие обстоятельства - но их, кроме того, что парень ранее не судим, по факту не нашлось. Дали чуть больше минимума - наказание по статье предусмотрено от 5 до 10 лет.
У нас как водится? У нас если при вынесении приговора результат не совпал с ожиданиями родных и близких осужденного, те, разумеется, считают, что адвокат не доработал, и ищут другого. В этой истории первый адвокат не произвел должного впечатления своим красноречием. Плюс был еще один, главный нюанс: часть 5 статьи 337 была введена в УК РФ в сентябре 2022 года, и кто-то убедил самого подсудимого, а тот, в свою очередь, своих родных, что раз он покинул часть до того, как новый закон начал действовать, то ответственности по нему он не подлежит.
Такие ошибки случаются довольно часто: люди, не имеющие юридического образования и не понимающие, как работает уголовный закон, трактуют его так, как им подсказывает надежда на лучшее. Потому что даже когда чего-нибудь натворишь - очень не хочется верить в то, что пришел пушистый северный зверек.
Собственно, дальше все происходит очень просто. Девушка осужденного находит для апелляционного обжалования нового адвоката, который начинает рвать рубаху на груди и вопить, что они, разумеется, правы, и что применять эту самую новую часть статьи к ее молодому человеку совершенно недопустимо, что это судейский беспредел, что сейчас они в апелляции обязательно изменят приговор, и снизят осужденному срок, и пишет апелляционную жалобу ровно по этим самым основаниям: раз человек воинскую часть оставил до введения в уголовный кодекс статьи, то будьте-нате, не применяйте ее.
Разумеется, суд апелляционной инстанции жалобу оставляет без удовлетворения, приговор без изменений.
Я женщине объясняю, что преступление, предусмотренное частью пятой статьи 337 - это преступление длящееся, не одномоментное. Если объяснять языком казенным, то длящееся преступление — это действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом. То есть, применительно к данной ситуации, преступление продолжается все то время, которое человек бегал, а не заканчивается в тот момент, когда он побежал.
Ваш сын когда в часть вернулся? В ноябре 2022 года. А часть 5 статьи 337 УК РФ была введена в УК РФ законом от 24 сентября 2022 года и опубликована 26 сентября. То есть, парень бегал больше месяца уже после того, как статья начала работать. И квалификация его поступка судом совершенно верная.
Так что же получается, спрашивает моя собеседница: адвокат нас обманул? Он же должен был понимать, что жалобу по такому основанию не удовлетворят?
Ну, тут два варианта. Либо он вас обманул - и тогда он негодяй. Либо он вообще не разбирается в уголовном праве - и тогда он тоже негодяй, потому что будучи неучем лезет людей защищать. Третьего тут не дано.
На самом деле, я довольно часто встречаю адвокатов, у которых нет цели по-настоящему защитить своего подзащитного. Пришли к адвокату родственники с какой-то гипотезой, в которой они уверены, как в спасательном круге, видит такой адвокат, что глаза у родных обвиняемого горят и ждут они только одного: чтобы он эту гипотезу подтвердил, и готовы они ему деньги платить, если он им эту надежду даст - добро пожаловать, несите деньги в кассу.
Гадко это. Очень гадко. Самое страшное, что можно придумать для человека, который находится в заключении, и для его родных - это пытка надеждой. Страшная это пытка. Когда надежда, которую холил и лелеял, вынашивал, жил ей, разбивается, как хрустальный бокал - с брызгами в стороны - может и сердце порваться.
Таких деятелей от адвокатуры надо грязной метлой из нее выметать.
И, пожалуйста, воздержитесь сегодня от комментариев по поводу моральности или аморальности поведения осужденного. Не о том статья.