В древние времена, когда человечество было едино с природой, в легендах и сказаниях народов Америки, Австралии, Африки, индусов, скандинавов, шумеров существовал один загадочный персонаж, который прял нить судьбы, прикрепляя к ней всех людей и вплетая их в сеть узоров мироздания. А еще он ловил сны, потому что это - паук.В этой статье давайте рассмотрим какие легенды о ловце снов дошли до наших дней.
Благодаря пауку и его паутине возник магический талисман, который используют до сих пор. Идея создать ловушку для невидимых существ возникла у индейцев племени оджибве в Северной Америке. Затем ловушки стали делать и другие племена. Вот только если форма ловца снов использовалась одна - круг, внутри которого плели магическую сеть, то смысл и назначение талисмана у разных народов были и остаются различными.
ПАУЧИХА
Оджибве верили, что через маленькую дырочку в центре проходят только хорошие и добрые сны и мысли, а злые и страшные запутываются в паутине и с первыми лучами солнца растворяются.Оджибвейская легенда гласит: "Давным -давно оджибве жили на Черепашьем Острове. Паучиха Асабикаши заботилась о своих детях (людях племени), но когда они расселились по четырем сторонам Северной Америки, Асабикаши стало трудно путешествовать к каждой колыбели, и тогда она научила женщин плести волшебную паутину".
Изначально ловцы снов предназначались для младенцев и маленьких детей, и не были рассчитаны на долгое использование. Для этого была своя резонная причина. Делали ловцов снов из согнутых в обруч ивовых прутьев и сухожилий или нитей. Со временем ива высыхала и натяжение сухожилий ломало обруч. Это символизировало быстротечность молодости. Обруч же для взрослых делали из нескольких сплетенных между собой прутьев или из одного, но крепкого. Круглая форма ловца снов олицетворяет ежедневное путешествие солнца по небу.. К центру ловца снов привязывали перо - символ дыхания и воздуха.
ДОБРО И ЗЛО
Индейцы племен лакота, в отличие от своих соседей оджибве, считали, что ловец снов ловит добрые мысли и сны, а в отверстие в центре паутины проходят все злые и пугающие. Племя лакота считали, что когда мир еще был молод, шаман сидел высоко в горах, и там перед ним предстал паук Иктоми - великий учитель, и заговорил с ним на сакральном языке. Во время разговора Иктоми поднял ивовый обруч шамана, к которому были привязаны перья, конский хвост, бусы, и начал плести паутину.
Он рассказал шаману о циклах жизни: мы начинаем жизнь детьми и за нами ухаживают родители, потом взрослеем, после чего старимся, и за нами снова приходится ухаживать, как за детьми, и вот так завершается наш цикл.
- И в каждый момент жизни, - говорил Иктоми, плетя свою паутину, - мы сталкиваемся с множеством энергий. Некоторые несут нам вред, некоторые, могут оказать помощь. Если ты будешь прислушиваться к добрым энергиям, откроешься им, то они помогут тебе. Но если ты сделаешь неправильный выбор, то можешь попасть в ловушку и пострадать. Когда Иктоми закончил свою мудрую речь, он отдал шаману обруч с паутиной и сказал:
- Используй это, чтобы помочь своему народу сделать правильный выбор, черпая из источника видений и снов. Если ты доверишься Великому Духу, то в паутину будут попадать добрые сны, а злые будут уходить сквозь дыру.
С тех пор индейцы вешают ловцов снов над своей кроватью, чтобы отсеять доброе от злого. Добрые сны и видения остаются в паутине судьбы и хранятся людьми, а злые проскальзывают сквозь дыру в середине паутины и перестают быть частью их жизни.
БЛОКНОТ СНОВ
А вот ловец снов народов Сибири - кытгьем - исключительно шаманская вещь. Его предназначение - словить как можно больше сновидений (не всегда положительных). Используя такую ловушку, шаман учится бороться и побеждать. В мансийском сказании "Сонный человек" говорится о неумелом использовании ловушки для сновидений. Герой рассказа, желая избавиться от сонливости, вешает у изголовья силок и ложится спать. Ночью в его силок попадает пестрая тетерка - его душа. Герой бросает ее в огонь, думая, что это она виновата в его болезни. О случившемся узнает друг этого человека и говорит, что тетерку надо было съесть, дабы душа не ушла. В крайнем случае надо было выпить тетеревиное яйцо, чтобы душа возродилась вновь. Герой не находит яйца и вскоре умирает. Так он расплачивается за свой безрассудный поступок.
Вернемся к сибирским ловцам снов.Как выглядит кытгьем? Это круглая деревянная рама с натянутыми двухцветными нитями, часть из которых разбивает окружность на 36 неравных частей, а другая часть формирует левостороннюю спираль. Смещенный в верх центр обозначается меховым кругом, от которого отходит длинный кожаный шнурок с меховыми кисточками на конце. Еще три таких же шнурка прикрепляют к нижней части рамы. Различные фигурки животных и духов размещают по всему плетению. Круглая рама олицетворяет целостность и гармонию Вселенной, ее оплот и одновременно бесконечность. Землю и Серединный мир обозначают 36 направляющих нитей темно-синего (иногда черного) цвета, а левосторонняя спираль из красной нити олицетворяет характер Полуночного Солнца - ночного светила страны грез. Меховой центр - это приманка для духов, кожаные шнурки - дороги духов. Принято считать, что в течение дня духи поднимаются по трем нижним шнуркам, проходя через спираль и задерживаются в ворсинках мехового центра. С наступлением ночи, пойманные таким образом духи, спускаются по центральному шнурку и становятся образами в грезах. Приснившиеся образы остаются в последствии на ловушке в виде маленьких фигурок, которые шаман подвешивает в разных местах плетения. Таким образом, ловушка служит и своеобразным блокнотом, по которому можно вспомнить давние сновидения.