Множественные адаптации позволили этим хитрым существам сохраниться, несмотря на трудности.
В иерархии привлекательности, в которой мы любим всё упорядочивать и составлять рейтинги, лисы обычно занимают довольно высокое место. Их волчьи черты напоминают как собак, так и кошек, что заставляет нас считать, что мы с ними знакомы;
добавьте к этому выразительные морды, пушистые хвосты и хитрые повадки... и их неотразимость доказана.
Трудно поверить, что в некоторых частях мира на этих замечательных существ почти началась охота.
В качестве примера можно привести Исландских лис (Vulpes lagopus).
Впервые Арктические лисы нашли путь в Исландию, пробираясь по морскому льду около 10 000 лет назад, во время последнего ледникового периода. Вероятно, какое-то время всё было хорошо, пока в 10 веке не пришли поселенцы и не начали охотиться на них ради меха и держать подальше от домашнего скота.
На протяжении веков существовало законодательство, фактически обязывающее фермеров ежегодно убивать определённое количество лис — и даже уничтожать целые логова. К тому времени, когда правительство осознало, что обязательное отравление лис также приводит к гибели орланов-белохвостов, в 1964 году лисы, наконец, получили передышку. К тому времени популяция сократилась до 1000-1300 особей.
Но сейчас у Исландских лис дела пошли на лад.
bioGraphic (который любезно поделился с нами этими невероятными снимками) объясняет:
После устранения угрозы отравления, популяция лис в Исландии начала восстанавливаться в 1970-х годах. Но самая большая победа для часто оклеветанных хищников страны была одержана, когда Исландия учредила первое, в своей стране, министерство окружающей среды в 1990 году. К 1994 году новое министерство разработало первый закон, обеспечивающий защиту лис: "Закон о защите диких видов и охоте на них".
Сегодня охота по-прежнему является основной причиной смертности Арктических лис; почти половина всех взрослых особей ежегодно становятся жертвами охотников.
Но теперь для отстрела лис требуются охотничьи лицензии; травля ядом по-прежнему запрещена; и за популяцией лис ведётся тщательный мониторинг.
Сегодня в Исландии насчитывается около 8000 лис, а в таких местах, как природный заповедник Хорнстрандир на северо-западном побережье Исландии, лисы просто фантастические. Здесь их в избытке; стоит ли удивляться, что учёные называют заповедник “Царством Арктических лис”?
Но даже без угрозы охотников и яда жизнь на краю Полярного круга сопряжена со своими трудностями. В тёмные зимние месяцы температура опускается до -40 градусов, а скорость ветра достигает 265 км в час.
Многие животные на зиму убегают на юг, но самые упорные лисы проявляют стойкость во многом благодаря ряду физических и поведенческих адаптаций.
Их меховые шубы (которые, кстати, смотрятся на них гораздо лучше, чем на людях) становятся в три раза толще зимой, чем летом, “в результате чего шерсть изолирует лучше, чем у любого другого млекопитающего”, - пишет bioGraphic. Если и этого недостаточно, мех покрывает тело до подошв их лап, чтобы "утеплились" полностью.
Дабы компенсировать недостаток еды зимой, они набирают вес летом, а также охотятся в избытке, храня свою добычу в подземных тайниках. Были найдены берлоги, в которых содержалось более сотни птиц; умной лисе не приходится голодать в темноте и холоде. Когда зима становится особенно суровой, они устраиваются поудобнее в своих логовищах, свернувшись калачиком, как кошечки, поджав ноги под себя, завернувшись в этот пушистый хвост вместо одеяла.
Несмотря на то, что они были близки к вымиранию, Арктические лисы доказали свою смелость и жизнестойкость — особенно после того, как люди перестали пытаться убить их всех.
Биографические заметки: Несомненно, оппортунистические наклонности этого вида, сообразительность и способность адаптироваться к экстремальным и сильно изменяющимся условиям окружающей среды способствовали успеху.
Например, зимняя шерсть этих лис во многих регионах мира ярко-белая, в Хорнстрандире, особенно вдоль побережья, целых две трети лисиц имеют совсем другой цвет. Вместо того чтобы менять свой темно-коричневый летний мех на белый, большая часть местного населения эволюционировала и отрастила зимнюю шерсть, обычно описываемую как сине-серая, которая очень подходит к вулканическому песку, который остается открытым здесь в течение всей зимы.
Теперь, когда они справились с экстремальной зимой за полярным кругом, следующая задача может заключаться в приспосабливании к потеплению. Поскольку изменение климата напрямую затрагивает Исландию — по некоторым данным, Арктика прогревается в два раза быстрее, чем в среднем по миру, — Арктической лисе, возможно, придётся подвергнуться и этому испытанию. С какими новыми вызовами они могут столкнуться, пока неизвестно, но в одном можно быть уверенными, эти пылкие лисы найдут решение.
Фотографии сделаны командой мужа и жены Эрленда и Орсоли Хаарберг, фотографами природы из Норвегии.