Загадочный и странный Иероним Босх вовсе не столь непонятен, как принято думать. На самом деле, его картины – отражение и выражение средневекового мышления с его глубокой религиозностью и ожиданием адских мук для грешников.
Густонаселенные картины Босха способны кого угодно поставить в тупик, слишком много в них персонажей и предметов, причем как будто мало связанных друг с другом. На картине «Воз сена» вокруг центральной телеги разворачивается целое действо, в котором участвует куча народа: король, папа, музыканты, крестьяне, демоны.
Чтобы понять смысл картины, которая является частью триптиха, нужно посмотреть на боковые створки: слева изображен Рай, справа – Ад. Повозка с сеном тем самым движется от райских кущ к месту, где всех ждет наказание за грехи.
До Босха, к слову, никто не рискнул ставить сено в центр большого триптиха. Традиционно это было место для распятия либо для Богородицы с младенцем.
Возле повозки с сеном можно увидеть короля и папу – тонкий намек художника на общее состояние церкви в те времена, для которой материальные интересы давно превысили духовные – и паства не могла этого не замечать. Через некоторое время с легкой (или нелегкой, тут как посмотреть) руки Мартина Лютера начнется движение Реформации.
Но почему именно стог сена? В нидерландских землях распространена пословица: «Мир – это стог сена, и каждый берет из него столько, сколько сможет ухватить». Вполне возможно, что она бытовала и во времена Босха. В одной из песен конца 15 века были и такие слова: «Бог собрал все хорошее, как стог сена, на благо человечества. Дурак тот, кто хочет весь стог сена целиком». Актуально до сих пор, не правда ли?
Сено, кроме того, имело и символический смысл. В Библии сказано о нечестивых, что «они, как трава, скоро увянут».
Своим стогом сена Босх говорит и о человеческой жадности, и о эфемерности жизни в целом. Земной мир движется к концу, грядет апокалипсис – подобные настроения на рубеже 15-16 веков были сильны как никогда.
В нижнем правом углу мы видим скопище демонов, заманивающих людей в ад с помощью этой самой повозки с сеном: вражда, тщеславие, жадность прокладывают дорогу в преисподнюю. Демоны Босха – смесь человека, животного и растения. Фантазия художника пугает, но, если говорить по существу, он просто фиксирует одну простую мысль: хаос – есть нарушение порядка, и если Бог разделил людей, животных и растений, то дьявол смешал все воедино.
Люди Средневековья были уверены в том, что мир полон злых духов. Именно они были виноваты во всем: от зубной боли до похмелья. Именно из-за них люди сталкивались с проблемами, а являться демоны могли в обличье животных, насекомых или людей – для адских сущностей границ не существовало. Однако зло жило и в людях, что проиллюстрировано в нижней части картины. Вот мужчина в черной шляпе с ребенком, спрятанным в плаще – это странствующий фокусник и ребенка он, вероятно, украл. Рядом цыганка гадает по руке – тоже наглядный образ обмана.
Врач-шарлатан мучает пациента, а рядом монахини заигрывают с чертом, держащим волынку, или набивают сеном мешки, нарушая свои обеты:
На верхушке стога можно увидеть музыкантов, а за ними прячущихся в кустах любовников, за которыми кто-то подглядывает. Исследователи творчества Босха спорят по поводу смысла этой сцены. Вполне возможно, что любовь к целомудренному общению противопоставляется здесь похоти.
Человек всегда стоит перед выбором между добродетелью и пороком. Слева от музыкантов изображен ангел, взирающий на облако с Христом. Справа сморкается в трубу демон, пытаясь нарушить гармонию музыки.
Любовь к изображению монструозных существ вообще отличала художников Северного Возрождения, в работах которых сохранилось множество средневековых черт. Но фантазии Босха от этого не становятся менее притягательными, а идеи, заложенные в них, актуальны и по сей день.
Если понравилось, ставьте лайк, не стесняйтесь) В комментариях пишите пожелания о картинах, разбор которых Вы хотели бы увидеть в моих постах - я постараюсь всё учесть.