Найти в Дзене

Как снимать видеоконтент регулярно и без выгорания

Оглавление

Как развивать личный или корпоративный бренд на видеоплощадках, привлекать аудиторию и не страдать от творческого кризиса?

Чтобы видеоконтент работал на ваш бренд, его нужно снимать системно и регулярно. Публикуете ролики слишком редко или делаете большие перерывы — и вот соцсети уже урезают охваты.

Но совет «просто снимайте видео регулярно» не работает. Одни эксперты терпеть не могут сниматься и нервничают, когда приходится выступать перед камерой. Другие очень загружены и снимают видео урывками, когда получится. Для третьих создание видеоконтента — это творчество, которое требует вдохновения, а особый настрой «поймать» нелегко. О каком регулярном выпуске контента может идти речь?

Меня зовут Анна Хлебникова, я руковожу студией видеокродакшена Videoset-insta и уже 20 лет помогаю экспертам делать классные ролики. Я расскажу, как поставить производство видеоконтента на поток и публиковать регулярно, без выгорания и усталости.

Регулярный контент — это какой?

У экспертов нет единого мнения о том, как часто нужно публиковать видеоролики и насколько долгими могут быть перерывы. Одни утверждают, что регулярный контент — это тот, который вы публикуете каждый день, а перерыв в пару недель уже может повредить охватам. Другие — что достаточно публиковать ролики и два раз в неделю, но по определенным дням, чтобы подписчики привыкали смотреть ваши видео в одно и то же время.

Мое мнение — все зависит от площадки, от ваших целей и от аудитории.

Рилсы в инстаграме (признанном экстремистским на территории России), ролики в тиктоке, VK Клипы имеет смысл выпускать часто. Эти соцсети любят, когда люди публикуют много контента, так что если выкладывать интересные видео каждый день или раз в два дня, можно быстрее набрать аудиторию, алгоритмы сами вам помогут. Но если подписчиков уже много, эти форматы начинают работать иначе — они больше помогают продавать и подогревать интерес, чем наращивать число подписчиков.

YouTube Shorts и классические видео на YouTube и RuTube — другое дело. Эти площадки предполагают работу вдолгую: например, если выходите на YouTube, не стоит ждать шикарных результатов и большого числа подписчиков раньше, чем через полгода-год (а то и полтора) регулярного постинга видео. Ежедневно публиковать ролики в таких условиях очень трудно, мотивация может быстро угаснуть — вы упорно снимаете видео уже два месяца, а сотен тысяч подписчиков так и нет. Но эти площадки не будут наказывать вас за «редкий» по меркам инстаграма контент — можно публиковать видео 1–2 раза в неделю в определенное время (в этом поможет отложенный постинг), и охваты будут понемногу расти.

Но что делать, если даже выпуск видео 2 раза в неделю дается тяжело?

Давайте найдем вариант, который вам подойдет.

Контент-план

Как он помогает выпускать контент регулярно и не выгорать? Во-первых, вместо хаоса у вас появляется система, так вы точно ничего не забудете и не упустите. Во-вторых, вам не придется держать в голове все вопросы, связанные с созданием видеоконтента, и это здорово. Чем больше вещей мы должны контролировать одновременно, тем быстрее мы устаем и выгораем, а у вас наверняка хватает забот и на работе, и в семейной жизни. В-третьих, контент-план идеален для тех, кто любит систему и легко «встает на рельсы».

Я рекомендую делать контент-план всем, чтобы не запутаться в темах, форматах, площадках и дедлайнах. Участники процесса будут точно знать:

  • что снимаем дальше;
  • для каких площадок;
  • в каком формате (например, интервью с гостем);
  • как переупаковываем (например, нарезаем на короткие видео и публикуем в YouTube Shorts);
  • когда публикуем;
  • на каком этапе задача находится сейчас;
  • как чередуем форматы (например, познавательные видео выходят по средам, а развлекательные – по субботам);
  • как часто определенные форматы появляются в вашей сетке вещания.

Если у вас есть помощники, можно указать ответственных: кто снимет, кто смонтирует, кто опубликует.

Кстати, с помощью контент-плана гораздо удобнее готовить серии видеороликов, когда мы дробим одну большую тему на несколько мелких.

Как сделать контент-план без лишних усилий и стресса?

  1. Выберите виды контента, которые вам подходят: продающий, развлекательный, познавательный. Продающий – это ваши кейсы, отзывы клиентов, рассказ о продукте, презентация онлайн-курса и пр. Познавательный – лайфхаки, обучающие видеоролики, ответы на вопросы, обзоры и пр. Развлекательный – скетчи, шоу, интервью, эксперименты и другой легкий контент.
  2. Выберите форматы контента для каждого вида. Примеры форматов: интервью, презентация, игровая сценка, говорящая голова, прямой эфир, анимационные ролики, voice-over, скринкаст и пр. Чтобы публиковать видео регулярно и при этом не выгорать, берите только те форматы, с которыми вы сможете работать либо с удовольствием, либо без огромных усилий. Например, чтобы снять интервью, нужно найти интересного собеседника, договориться о встрече, подготовить студию для съемки двух человек (а это особые требования к звуку, свету, расположению камер) или подобрать и настроить площадку для онлайн-встречи, составить план беседы и провести ее так, чтобы это было интересно вам, собеседнику и зрителям. Для одних это удовольствие и драйв, для других – колоссальный стресс.
  3. Соберите темы, которые интересуют вашу целевую аудиторию. Для начала можно посмотреть ключевые запросы через Подбор слов Яндекса или VidIQ. Идеально, если вы найдете темы с низкой конкуренцией и высоким спросом – людей очень интересуют эти темы, но эксперты редко их освещают. Также рекомендую вспомнить типичные вопросы, которые часто задают вам клиенты. Сразу распределяйте темы по форматам и видам.

Лайфхак: учитесь видеть темы в ежедневной рутине. Десятый клиент за месяц задал вам один и тот же вопрос? Вот и тема. Неприятная, но типичная ситуация с подрядчиком? Снова тема, даже целый набор, – расскажите, как избежать проблем в такой ситуации, на что обращать внимание при выборе подрядчика, как выстроить сотрудничество.

Записывайте каждую тему. Сомневаетесь? Все равно запишите — лучше докрутить или убрать плохую тему, чем забыть хорошую. Можно набрасывать идеи в заметках телефона или завести приватный телеграм-канал и отправлять туда наброски. Так у вас всегда будет подборка идей для видеоконтента.

График работ

Он же календарно-постановочный план, если говорить языком киноиндустрии. Хорошее решение для занятых экспертов: вы отслеживаете все этапы работы над видео в календаре и правильно планируете загрузку. С графиком работ у вас не будут срываться съемки.

Как составить календарно-постановочный план?

Отталкивайтесь от даты дедлайна. Допустим, ролик нужно опубликовать 20 марта. На монтаж нужно 2 дня, значит, отдать материал монтажеру нужно до 17 марта (берем с запасом на случай форс-мажора). Съемки займут один день – планируем на 16 марта. На подготовку нужно четыре дня – начинаем не позднее 11 марта. Если считаем только рабочие дни или учитываем уровень вашей загрузки (например, некоторые дни полностью выпадают из графика) – план будет другим.

Так вы сможете встроить съемки в свой рабочий график, не забудете вовремя отдать материал монтажеру или арендовать студию. Впишите все следующие шаги в AnyDo, Todoist или любой другой удобный планировщик. Так контент будет выходить регулярно, а вы не выгорите из-за того, что постоянно разрываетесь между съемками и другими делами.

Вы так заняты, что трудно выкроить время для съемок даже в таких условиях? Продолжайте читать, мы об этом еще поговорим.

Волшебный пинок

Помогает тем, кто быстро выдыхается и теряет мотивацию.

Есть два варианта  волшебных пинков – от команды и от аудитории.

В первом случае у вас есть команда, которая постоянно напоминает о съемках. Например, SMM-специалисту нужно вовремя получить видеоролик, чтобы сделать подводку и опубликовать пост в соцсетях, добавить ссылку на видео в дайджест, выложить сторис и пр. Если вы не снимете видео вовремя, вы подведете этого человека.

Второй вариант – когда вы обещаете аудитории регулярно выпускать контент. Это можно сделать в посте, на баннере, в описании канала и пр. Например, вы написали: «Новые ролики – каждую среду и пятницу». Зрители ждут, вы не можете их подвести.

Важно разобраться и в том, почему вам нужен этот самый волшебный пинок. Например, если процесс создания видеоконтента затягивается до бесконечности, потому что вы пытаетесь сделать каждый ролик идеальным, значит, вам мешает перфекционизм. Помните, что видео, снятое на телефон и смонтированное на любительском уровне, лучше, чем идеальный ролик, который не выйдет никогда.

Помощники

Чем больше нелюбимых задач вы делегируете, тем меньше риск выгорания и тем легче публиковать контент регулярно и системно.

Что могут делать для вас помощники и сколько примерно это стоит?

  • собирать темы, искать места, где можно снимать видео, договариваться со студиями, готовить локацию к съемкам может бизнес-ассистент (от 300 руб./час);
  • монтировать (от 100 руб./минута);
  • выполнять операторскую работу: настраивать камеру, звук, следить, чтобы вы не выпадали из кадра (от 7000 руб./ за 5-7 часов работы);
  • публиковать видеоролики: готовить обложки, подбирать ключевые слова, делать описания и пр. (от 1500 рублей за шт.).

Есть отдельные услуги съёмки и монтажа вертикальных роликов (один ролик будет стоить от 1500 р под ключ).

Отдайте другим людям всю работу по созданию видеоконтента, которую вы не любите делать сами. Единственное, что не удастся делегировать, это ваше участие в съемках. Но и тут есть способы снизить нагрузку, и о них я расскажу чуть позже.

Пакетная съемка

Экономит ваши силы, время и деньги. Если съемки вам в тягость или вы очень заняты, пакетная съемка подойдет идеально: снимаетесь один день, а потом отдыхаете от камер несколько недель. Кроме того, это отличный вариант для тех, кто снимается по настроению (а настроение, конечно, есть далеко не всегда).

Пакетная видеосъемка — это когда вы снимаете много видео за один раз. По моему опыту, многие эксперты без проблем могут записать за один съемочный день около 20 коротких роликов и даже больше. Если не публиковать видео каждый день, этого хватит на целый месяц!

Пакетную съемку намного проще встроить в график: вы планируете один день в месяц, на который не назначаете других дел. И это дешевле: за аренду студии, услуги гримера и оператора платите один раз, зато получаете много контента на выходе. Кстати, есть студии, где можно снимать видео в разных антуражах: локация одна, но зрители увидят разные фоны. Если снимаете дома или в офисе, будет удобно: один раз поставили камеру, настроили свет и звук, и можно записывать ролики.

Это так удобно, что я сама использую тот же формат, когда записываю видео для второго бизнеса — отеля «7 кипарисов». И советую клиентам Videoset-insta снимать за раз столько контента, сколько возможно.

Попутно рекомендую снять и бэкстейджи (видео «за кадром»), аудитория очень их любит. Бэкстейджи могут быть совсем короткими, меньше минуты, но это тоже контент, притом востребованный.

У пакетной видеосъемки есть два ограничения, о которых я должна вас предупредить.

Во-первых, вам придется переодеваться. Вряд ли вы хотите, чтобы целый месяц выходили видео «в одном образе». А значит, нужно продумать варианты и привезти с собой одежду. Девушкам сложнее – возможно, вы захотите несколько раз за время съемок сменить прическу и/или макияж.

Во-вторых, нужно подготовить материал для всех роликов, которые вы планируете снять. О чем будете говорить? Каким будет сценарий? Как проиллюстрируете свои тезисы? Какие фотографии, видео, инфографика, анимация, слайды вам понадобятся? Если вы не готовы, съемочный день сорвется.

Съемки без эксперта

На случай, если вы заболели, уехали в отпуск или загружены работой, а контента в запасе почти не осталось. Подойдет и тем, кто хочет сниматься реже.

Эксперт не обязан появляться в каждом видео, если не может или не хочет.

Да, сейчас в тренде личный бренд. Да, люди приходят слушать специалиста, который им нравится. Но если эксперт будет заставлять себя часто сниматься через силу, он быстро выгорит и контента с его участием больше не будет. Еще хуже, если человека заставляют сниматься во время отпуска или болезни. Он просто возненавидит съемки, а в этом нет ничего хорошего.

Включите в свою сетку вещания форматы, которые не предполагают участия эксперта. Примеры – фото/видео с титрами, анимационное видео с дикторской озвучкой и пр.

-2

Переупаковка и публикация на разных площадках

Позволяют снимать меньше видеоконтента без ущерба для результата.

Есть такой подход: снимаете отдельные видео для каждой площадки и используете контент только раз. Те, кто его придерживается, утверждают, что подписчики обидятся, если увидят на двух разных площадках один и тот же контент. Этот подход очень затратный, при этом вряд ли он дает хорошие результаты. Скорее вредит – эксперт, которому приходится бесконечно снимать контент для каждой площадки, быстро устанет от такой гонки.

По моим наблюдениям (и по наблюдениям экспертов, которые приходят к нам в Videoset-insta), люди смотрят видео там, где им удобно, и нормально воспринимают ситуацию, когда контент дублируется на разных площадках. Тем более что вы вряд ли дублируете абсолютно весь контент. Наверняка вы также пишете посты, снимаете сторис, делаете подборки фото и видеокружки – используете разные форматы в разных соцсетях.

Так что не бойтесь дублировать контент на разных площадках. Просто учтите этот момент: снимайте так, чтобы на монтаже легко было превратить горизонтальное видео в вертикальное и адаптировать под требования разных площадок. У меня есть статья о том, как это сделать.

Также я рекомендую переупаковывать видеоконтент и использовать его повторно:

  • делайте в постах подборки видеороликов, чтобы повысить их охваты;
  • нарезайте длинные видео и публикуйте кусочки в рилс или шортсах;
  • добавляйте подписи и выкладывайте короткие видео в сторис;
  • объединяйте короткие видео: например, сначала опубликуйте бэкстейджи в сторис, а потом соберите в один длинный ролик;
  • готовьте трейлеры: например, если вы сняли интервью, сделайте нарезку самых интересных моментов и опубликуйте, чтобы подогреть интерес аудитории;
  • попросите собеседника в интервью дать совет зрителям, а затем опубликуйте этот совет как отдельный ролик;
  • вырежьте аудиодорожку и опубликуйте ее как подкаст;
  • сделайте скриншоты из видео и используйте их в постах и сторис;
  • отдайте видео редактору и попросите сделать набор статей или постов.

Это лишь несколько примеров. Ищите способы переупаковки, которые подходят вам, включайте их в контент-план и не бойтесь использовать контент повторно.

Подводим итоги

Ведите контент-план и график работ — так вы не запутаетесь, ничего не забудете и сможете с комфортом вписать создание видеоконтента в свою жизнь.

Дайте обещание команде или аудитории — так у вас появится дополнительная мотивация.

Делегируйте то, что вам не нравится в производстве видеоконтента. Чем меньше вы будете заниматься нелюбимой работой, тем ниже риск выгорания.

Снимайте за раз столько роликов, сколько сможете, чтобы потом отдыхать от создания контента несколько недель.

Если вам совершенно не нравится сниматься, включите в сетку вещания форматы, которые не предполагают вашего прямого участия. Возможно, подготовить тезисы или надписи для титров вам будет проще, чем рассказывать что-то на камеру.

Публикуйте контент на разных площадках и используйте каждое видео несколько раз — так вы сможете тратить меньше сил, денег и времени на создание роликов.

Наконец, постарайтесь найти в съемке видео что-то приятное для вас и сфокусируйтесь на этом. Если делаешь то, что нравится, выгореть будет сложнее :)