Я думаю, каждый христианин согласится, что этика в наше время переживает кризис не только в мире, но и в Церкви. Неверующие повсюду ищут понимания, как отличать правильное от неправильного. Определить, что значит «этичный (или нравственный) образ жизни» порой неспособны даже искренние христиане. Встречаются среди христиан те, у кого нравственных убеждений очень мало. Но есть и другие, у которых на любой этический вопрос всегда готов простой ответ.
Наверное, чем старше я становлюсь, тем больше убеждаюсь, что сегодня величайшая наша потребность – понять, как прилагать Писание к жизни, как людям надлежит мыслить, действовать и чувствовать, как принимать библейские решения.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Практически каждый народ земли имеет свою этическую систему. Разные религии, культуры, общества и личности определяют этичное поведение по-разному. Нередко люди приходят к противоположным выводам о том, какое поведение и мышление следует поощрять, а какое – наказывать. Сфера исследований таких разнообразных систем обычно и называется этикой.
В общем, этика есть «исследование нравственного добра и зла, определение того, что есть добро и что есть зло». Это общее представление об этике, но мы сосредоточимся не столько на этических исследованиях вообще, сколько на христианском или библейском взгляде на этику. Мы будем работать с определением более узким, чем просто «исследование нравственного добра и зла». Мы обозначим христианскую этику так:
богословие, которое служит мерилом того, каких людей, намерения и поступки Бог благословляет, а каких не благословляет.
Чтобы понять значимость такого подхода к христианской этике, рассмотрим три аспекта этого определения. Во-первых, оно указывает на Бога и Его благословения как мерило этики. Во-вторых, подчеркивает широкий спектр вопросов христианской этики. И, в-третьих, отмечает, что христианская этика не ограничивается лишь оценкой поступков. Итак, в нашем определении этика представлена как сфера Бога и Его благословений.
Бог и Его благословения
В отличие от многих других этических систем наше определение акцентирует внимание на Боге и его благословении, а не на понятиях добра и зла или правильного и неправильного. Бог благословляет то, что есть добро и правильно, а то, что Он не благословляет, есть неправильно и зло. Но каковы плоды подобного внимания к Богу и его благословениям?
Заостряя внимание на Боге и его благословениях, мы подчеркиваем этим две идеи: во-первых, природа Бога – Его характер или естество являются мерилом нравственности; и, во-вторых, Божьи действия являются проявлениями этого нравственного эталона. Рассмотрим эти идеи более подробно.
Природа Бога
Во-первых, мы утверждаем, что Сам Бог есть мерило правильного и неправильного, добра и зла. Таким образом, вне Бога не существует высшей нравственности или эталона, которому Он должен подчиняться, чтобы считаться «благим».
Мы настаиваем, что Бог неподотчетен никаким стандартам кроме Себя Самого, и все, что согласуется с Его природой, - есть благое и праведное, а все, что с нею не согласуется – есть зло и нечестие.
Рассмотрим эти идеи в свете учения апостола. Первое послание Иоанна, глава 1, стихи 5-7:
Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха (1 Иоанна 1:5-7).
«Бог есть свет» – эта метафора служит, прежде всего, нравственной оценкой.
Тьма здесь приравнивается ко греху и лжи, а свет – к истине и чистоте от греха. Этот отрывок указывает, что Бог в самой своей природе совершенно свободен от греха. Грех Его природе чужд.
В свете этого и многих других отрывков, природу Бога надлежит рассматривать как образец и мерило благости и праведности. По той же причине все противное Божьей природе нужно осудить как греховное, злое и неправильное.
Действия Бога
Заостряя внимание на Боге и Его благословениях, мы указываем, что действия Бога служат мерилом нравственности.
Бог одобряет благое и правильное и выказывает это через благословения. Он ненавидит зло и неправду и проявляет свой гнев, удерживая благословения и посылая проклятия. О том, как действует этот принцип, последовательно свидетельствует Писание.
Объясняя условия Своего завета – Левит, глава 26, стих 3, - Бог предложил народу Израиля великие благословения. Но лишь в том случае, если они будут «поступать по уставам (Его) и заповеди (Его будут) хранить и исполнять их».
Далее, со стиха 14 той же главы, Бог предостерегает их об ужасных проклятиях, которые постигнут тех, кто не будет послушен каждому Божьему слову. Вот как звучит Божье предостережение - глава 26, стихи 14-16:
Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих, и если презрите Мои постановления, и если душа ваша возгнушается Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой, - то и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа… (Левит 26:14-16).
Во многих и многих стихах этой главы перечисляются проклятия. Каждое последующее – страшнее предыдущего. По сути, проклятия грозят тем, кто отказывается исполнять Божьи заповеди и пренебрегает заветом. Господь не говорит, что непослушание Ему есть «зло», или «неправильно», или «плохо». Но страшная кара, которая обещана непослушным, позволяет сделать только такой вывод.
Исследуя Писание в поисках Божьего откровения об эталоне добра и зла, мы увидим, что Библия редко прямо называет поступки и намерения людей «хорошими» или «плохими». Она показывает добро и зло через отклик Бога. Сосредоточьте внимание на Божьих благословениях и проклятиях – и многие тексты станут понятнее.
Наше определение христианской этики не только акцентирует внимание на Боге и Его благословениях, но и подчеркивает обширность предмета этики. Термином «этика» мы не обозначаем один из разделов богословия. Этика есть насущный аспект всего богословия и всего христианского образа жизни.
Обширность предмета
В прошлом, этику воспринимали как подраздел богословия, посвященный практическим вопросам нравственности. Христианскую этику преподносили как одну из богословских дисциплин. Согласно этому устаревшему подходу можно было заниматься богословием без учета этики. В результате, преподаватели этики лишь поверхностно затрагивали некоторые разделы богословия и жизни.
Мы же в своем определении подчеркиваем, что христианская этика охватывает все грани христианской жизни. Этика «есть богословие, воспринимаемое как средство определить, что есть добро и что есть зло».
Так или иначе, любая богословская дисциплина затрагивает тему Божьих благословений добру и проклятий злу. Каждая дисциплина богословия обязывает нас верить определенным фактам, совершать определенные поступки и переживать определенные чувства. И поскольку верить, поступать и чувствовать именно так – это правильно, а не поступать так, не чувствовать и не верить - неправильно, соответственно, все богословие подразумевает изучение правильного и неправильного. Все богословие включает в себя этику.
Христианская этика затрагивает все стороны жизни. Как и Богословие само по себе не ограничено рамками лишь некоторых аспектов жизни. Иными словами, богословие – не просто размышление о Боге и Его Слове. Это, скорее, размышление, которое прилагается к практике. Ничто не находится за рамками нравственных стандартов Бога.
Обдумайте такой подход к богословию в свете 2 послания Тимофею, - глава 3, стихи 16-17.
Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тимофею 3:16-17).
«Научение», «обличение», «исправление», «наставление» обобщают все способы применения Писания к жизни. Этот стих можно перефразировать так: «Все Писание полезно для богословия, которое готовит человека к тому, чтобы поступать нравственно во всех сферах жизни». Проще говоря, христианская этика затрагивает все стороны жизни.
Глубина понимания предмета
Наше определение подчеркивает обширность предмета этики, указывает не только на поведение, как свойственно многим этическим системам, но и на природу и на мотивы человека. Наше определение этики делает упор на том, какие именно поступки и намерения человека Бог благословляет, а какие – нет. Во всех своих поступках, мыслях, намерениях сердечных и в самой своей природе мы подотчетны Божьим стандартам нравственности.
Конечно, Библия подчеркивает значимость правильного поведения. Ни у кого не вызывает сомнений, что поведение человека оценивается как правильное или неправильное. Поэтому не стоит объяснять причины, по которым мы упоминаем о поступках. Но и намерения человека Писание тоже рассматривает как правильные или нечестивые. Многие верующие искренне считают, что намерения и чувства нравственно нейтральны, что они не хороши и не плохи. Но Писание снова и снова указывает, что чувства человека можно одобрять как правильные или осудить как неправильные с точки зрения нравственности. Библия учит согласовывать каждую сферу своей жизни и природы с Божьими нравственными стандартами, поэтому христианская этика должна затрагивать не только поведение, но и чувства, намерения, склонности, желания, предпочтения, мысли, мечты, верования, и само естество человека.
Например, в Евангелии от Матфея, глава 5, стих 22, Иисус учит:
… всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду (Матфея 5:22).
А затем – Матфея, глава 5, стих 28 – добавляет, что
… всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Матфея 5:28).
В обоих примерах Иисус осудил чувства и намерения сердца как греховные, не зависимо от того, побудили они человека к действию или нет. По сути, Он учил, что подобные намерения нарушают ту же заповедь, которая запрещает греховные поступки.
Обдумайте Его описание человеческого сердца - Марка 7, стихи 21-22:
Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, - все это зло извнутрь исходит (Марка 7:21-23).
Злые намерения не только нравственно плохи сами по себе, они являются корнем плохих поступков.
Вслед за Писанием мы также говорим о нравственно хороших и плохих личностях. Плохое поведение исходит из злого сердца, а злое сердце – от злой природы. Поэтому, чтобы угодить Богу, недостаточно, чтобы нравственно хорошими были только действия и намерения. Мы должны быть хорошими в своем естестве, благой должна быть наша природа.
Писание говорит об этом аспекте нашей личности в Послании к римлянам, глава 8, стихи 5-9. Здесь Павел пишет:
Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном…. плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут…. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас (Римлянам 8:5-9).
Одним словом, все неверующие «живут по плоти»; их природа – зло, и потому злы их действия и намерения. Павел определил падшую природу человека как неспособную подчиниться и непослушную Божьему закону, как источник враждебных Богу помышлений.
В отличие от неверующих, христиане есть храм Святого Духа. И когда Павел писал тем, кто живет в согласии с Духом, – по Духу – он говорил о новой природе, которая дана им, поскольку Божий Дух обитает в них. Это означает, что у них есть противоядие от греховной падшей природы и способность подчиняться Божьим этическим стандартам.
Итак, мы видим в христианской этике «богословие, которое рассматривается как средство определять, каких людей, поступки и отношения Бог благословляет, а каких - нет». Это означает, во-первых, что Сам Бог – есть эталон этики. Он сам есть мерило правильного и неправильного. Во-вторых, все богословие и вся жизнь имеет этические аспекты. В-третьих, мы подотчетны Божьим стандартам нравственности в своих поступках, мыслях и намерениях сердца – в самой своей природе.
__________________________________________________________
Материал статьи взят из курса "Принимать библейские решения" разработанный д-р Джоном Фреймом. Д-р Джон Фрейм преподает в духовной семинарии. Он также рукоположенный служитель церкви. Он получил степень бакалавра в Принстоне, степень Доктора Богословия - в Вестминстерской семинарии, степень магистра философии в Йельском университете, степень Доктора Богословия от Белхейвен-колледжа. Доктор Фрейм занимает должность преподавателя систематического Богословия и Философии в Реформаторской Богословской семинарии в Орландо, а также был богословским рецензентом Учебной Библии "Дух Реформации". Среди опубликованных им книг можно назвать: "Учение о Боге", " Учение о познании Бога", " Учение о Христианской Жизни".