Найти тему
ИСТОРИЯ СОБЫТИЙ И ЛЮДЕЙ

Почему Александр Суворов решил забыть свой брак как "страшный сон" – Что вытворяла его молодая жена

Оглавление

Незадолго до своей смерти, Александр Васильевич Суворов написал своей супруге прощальное письмо в котором были такие строки:

"Варя. Господь велик и всемогущ. Но даже он не может дать всё одному человеку. Мне он дал воинскую славу, не дав ничего другого. Я прощаю тебя..."

О том, как сложилась семейная жизнь великого полководца и за что он долго не мог простить свою жену, мы поговорим в сегодняшней статье.

Разница в 20 лет

Александр Васильевич мало интересовался женщинами и женился только в 43 года по настоянию отца. Василий Иванович очень переживал о продолжении рода Суворовых. За свою жизнь он сколотил хороший капитал, поэтому рассчитывал найти сыну знатную молодую невесту.

Он остановил свой выбор на дочери князя Прозоровского, Варваре. Она была настоящей русской красавицей: статная, с русой косой и зелеными глазами. Несмотря на знатность рода, богатым приданным Прозоровская похвастаться не могла. Именно поэтому красавица и засиделась в девках до двадцати трех лет. Поклонников у нее было достаточно, но князь не хотел породниться с каким-нибудь простым служащим, а знатные вельможи требовали большего приданного.

Поэтому Александр Суворов на роль жениха подходил как нельзя лучше: генерал-майор с боевыми наградами, уважаемый человек, хотя внешне и малопривлекательный.

В декабре 1773 года Александра и Варвару обручили, а уже через месяц состоялась свадьба.

Счастливые годы

Суворов был верующим человеком, поэтому брак с Варварой воспринял, как волю Божию и полюбил жену от всего сердца. Первые годы семейной жизни пара жила в мире и согласии. Александр Васильевич называл свой брак:

"неожиданным благополучием"

В этот период родилась любимая дочь полководца — Наталия. Александр Васильевич называл ее по-особенному ласково - "Суворочка".

Наталья Александровна
Наталья Александровна

Однако, ноша супруги военно начальника стала слишком тяжелой для Варвары. Постоянные переезды от гарнизона к гарнизону, сказывались на ее здоровье. У Суворовой случилось два выкидыша, она восемь месяцев болела лихорадкой. После всех перенесенных тягот, Варвара с дочерью отправилась в Полтаву, к мирной жизни.

«Супружеские узы так тяжелы, что их можно нести только вдвоем, а иногда и… втроем!»

Вернувшись в круговорот балов и соблазнов высшего общества, Варвара завела роман на стороне. Однако, вскоре Суворов обо всем узнал и не в силах терпеть подобный обман обратился в Духовную консисторию с прошением о разводе.

Так как этот вопрос был очень непростым и получить разрешение на расторжение брака в те времена было практически невозможно, Суворов обратился к своим знатным знакомым. Но его не поняли. В разгульную екатерининскую эпоху никто не видел ничего зазорного в измене.

От Потемкина он услышал фразу, прекрасно иллюстрирующую все лицемерие великосветского общества того времени:

«Супружеские узы так тяжелы, что их можно нести только вдвоем, а иногда и… втроем!»

Также Суворову советовали не разводиться, а просто завести себе любовницу, чтоб было не так обидно.

В декабре 1779 года его вызвала на разговор императрица Екатерина II, после чего Александр Васильевич примирился с супругой.

…Александр Васильевич в солдатском мундире и Варвара в домотканом крестьянском платье явились в храм, где их ждал священник. Во время службы супруги, обнявшись, плакали навзрыд. Наконец Суворов подошел к настоятелю и, рухнув перед ним на колени, молвил: «Прости меня с моею женою, владыко, разреши нас от томительства нашей совести!»

После этого события в семье полководца снова воцарился мир и согласие. Однако, ненадолго.

-3

Новый удар

Вскоре Суворов снова узнал об изменах жены. И очередное прошение о разводе снова осталось без ответа.

Тогда Александр Васильевич решил забыть свой брак как страшный сон. Он вернул князю Прозоровскому приданное, назначил жене небольшую пенсию и покинул семейное гнездо.

Он продолжил общаться с детьми и Наташу определил даже в Смольный институт благородных девиц, однако младшего сына, Аркадия, Суворов еще 12 лет не признавал своим ребенком. Александр Васильевич больше не пытался наладить личную жизнь. Слишком важными для него были узы брака. До конца жизни Суворов жил один.

Спасибо за внимание дорогие читатели, надеюсь на вашу поддержку в виде лайков и репостов! Они особенно важны для канала в нынешнее время!