Найти тему

Бронницкие шедевры

В начале XVIII столетия Бронницы, именовавшиеся тогда «Броничи», были государевым коннозаводческим селом, возведение и украшение каменного храма в нем оплачивалось из государственной казны. Инициатором строительства и подрядчиком был местный уроженец - купец гостиной сотни Иван Иванов Бронницкий. Иконы для Бронницкого собора Архангела Михаила в 1702-1704 годах писали царские иконописцы Оружейной палаты - на пяти из них имеются автографы знаменитых придворных изографов Кирилла Иванова Уланова и Тихона Иванова Филатьева.

В 1965 году комплекс крупноформатных икон из ц. Архангела Михаила в подмосковных Бронницах поступил в Музей имени Андрея Рублева. На протяжении долгих лет эти иконы проходили реставрацию в музейной мастерской.

СОБОР АРХАНГЕЛА МИХАИЛА И ПРОЧИХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ 1704 год. Кирилл Иванов Уланов. Дерево, темпера; 155,5 × 97 см. Из Архангельского собора в Бронницах Московской обл. Надпись: "1704 г. Царев изограф писал смиреный Кирилл Оуланов". Собрание Музея имени Андрея Рублева
СОБОР АРХАНГЕЛА МИХАИЛА И ПРОЧИХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ 1704 год. Кирилл Иванов Уланов. Дерево, темпера; 155,5 × 97 см. Из Архангельского собора в Бронницах Московской обл. Надпись: "1704 г. Царев изограф писал смиреный Кирилл Оуланов". Собрание Музея имени Андрея Рублева

Храмовый образ бронницкого храма «Собор архангела Михаила и прочих небесных сил» имеет автограф Кирилла Уланова. В авторской подписи художник впервые называет себя «смиренным иконописцем». Подобная формулировка будет встречаться у него и позднее. Учитывая дальнейшую судьбу изографа, принявшего в 1709 году монашество и уехавшего в глухую провинцию, можно предполагать, что изменение формулировки подписи на бронницкой иконе в какой-то мере отражает произошедшие в это время перемены в мироощущении мастера, предопределившие его последующую судьбу.

БОГОМАТЕРЬ ВСЕМ СКОРБЯЩИМ РАДОСТЬ (УМИЛЕНИЕ И ПОСЕЩЕНИЕ В БЕДЕ СТРАЖДУЩИМ) Около 1703 года. Тихон Иванов Филатьев (?), Москва, Оружейная палата Дерево, темпера; 174 × 116,8 см. Из собора Архангела Михаила в Бронницах Раменского района Московской области. Собрание Музея имени Андрея Рублева
БОГОМАТЕРЬ ВСЕМ СКОРБЯЩИМ РАДОСТЬ (УМИЛЕНИЕ И ПОСЕЩЕНИЕ В БЕДЕ СТРАЖДУЩИМ) Около 1703 года. Тихон Иванов Филатьев (?), Москва, Оружейная палата Дерево, темпера; 174 × 116,8 см. Из собора Архангела Михаила в Бронницах Раменского района Московской области. Собрание Музея имени Андрея Рублева

Икона "Богоматерь Всем скорбящим Радость" автографа не имеет, но по манере письма она очень близка работам Тихона Филатьева. Одноименные образы появились в русском искусстве в конце XVII века под влиянием западноевропейской иконографии. Среди них прославился образ, находившийся в церкви Преображения на Ордынке в Москве, от которого в 1688 году исцелилась сестра патриарха Иоакима. Празднование образу было установлено 24 октября / 6 ноября.

СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН МИЛОСТИВЫЙ 1704 год. Кирилл Иванов Уланов Дерево, темпера; 155,5 × 93,5 см. Из собора Архангела Михаила в Бронницах Раменского района Московской области 
Надпись: "1705 писал Кирилл Оуланов". Собрание Музея имени Андрея Рублева
СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН МИЛОСТИВЫЙ 1704 год. Кирилл Иванов Уланов Дерево, темпера; 155,5 × 93,5 см. Из собора Архангела Михаила в Бронницах Раменского района Московской области Надпись: "1705 писал Кирилл Оуланов". Собрание Музея имени Андрея Рублева

Появление редкого образа святого Иоанна Милостивого в бронницком храме, возможно, связано с фактическим заказчиком икон, купцом Иваном Ивановым Бронницким, который мог почитать соименного святого как небесного покровителя. В последующее время культ этого святителя получил в Бронницах заметное распространение. В 1750-х годах ему был посвящен выстроенный при Архангельском соборе теплый храм с приделом святителя Николая. И в дальнейшем, при перестройках и переосвящении теплого храма в XIX веке в честь иконы Богоматери Иерусалимской, в нем сохранялся придельный престол во имя Иоанна Милостивого.

С историей храма в Бронницах связан образ «Избранные святые, в молении иконе Богоматери Владимирской». Несколько лет назад в музейной мастерской завершились многолетние работы по его научной реставрации - их результаты были представлены на выставке. Памятник примечателен не только своими художественными достоинствами, но и составом представленных святых. В результате изучения этой иконы открылись ранее неизвестные страницы истории храма, выстроенного в 1702-1705 годах в дворцовой хозяйственной вотчине. О ней рассказывает главный научный сотрудник научно-исследовательского отдела Музея имени Андрея Рублева Наталья Игнатьевна Комашко.

___

Спасибо за лайки и комментарии! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные рассказы о нашем музее и его экспонатах!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц