В начале XVIII столетия Бронницы, именовавшиеся тогда «Броничи», были государевым коннозаводческим селом, возведение и украшение каменного храма в нем оплачивалось из государственной казны. Инициатором строительства и подрядчиком был местный уроженец - купец гостиной сотни Иван Иванов Бронницкий. Иконы для Бронницкого собора Архангела Михаила в 1702-1704 годах писали царские иконописцы Оружейной палаты - на пяти из них имеются автографы знаменитых придворных изографов Кирилла Иванова Уланова и Тихона Иванова Филатьева.
В 1965 году комплекс крупноформатных икон из ц. Архангела Михаила в подмосковных Бронницах поступил в Музей имени Андрея Рублева. На протяжении долгих лет эти иконы проходили реставрацию в музейной мастерской.
Храмовый образ бронницкого храма «Собор архангела Михаила и прочих небесных сил» имеет автограф Кирилла Уланова. В авторской подписи художник впервые называет себя «смиренным иконописцем». Подобная формулировка будет встречаться у него и позднее. Учитывая дальнейшую судьбу изографа, принявшего в 1709 году монашество и уехавшего в глухую провинцию, можно предполагать, что изменение формулировки подписи на бронницкой иконе в какой-то мере отражает произошедшие в это время перемены в мироощущении мастера, предопределившие его последующую судьбу.
Икона "Богоматерь Всем скорбящим Радость" автографа не имеет, но по манере письма она очень близка работам Тихона Филатьева. Одноименные образы появились в русском искусстве в конце XVII века под влиянием западноевропейской иконографии. Среди них прославился образ, находившийся в церкви Преображения на Ордынке в Москве, от которого в 1688 году исцелилась сестра патриарха Иоакима. Празднование образу было установлено 24 октября / 6 ноября.
Появление редкого образа святого Иоанна Милостивого в бронницком храме, возможно, связано с фактическим заказчиком икон, купцом Иваном Ивановым Бронницким, который мог почитать соименного святого как небесного покровителя. В последующее время культ этого святителя получил в Бронницах заметное распространение. В 1750-х годах ему был посвящен выстроенный при Архангельском соборе теплый храм с приделом святителя Николая. И в дальнейшем, при перестройках и переосвящении теплого храма в XIX веке в честь иконы Богоматери Иерусалимской, в нем сохранялся придельный престол во имя Иоанна Милостивого.
С историей храма в Бронницах связан образ «Избранные святые, в молении иконе Богоматери Владимирской». Несколько лет назад в музейной мастерской завершились многолетние работы по его научной реставрации - их результаты были представлены на выставке. Памятник примечателен не только своими художественными достоинствами, но и составом представленных святых. В результате изучения этой иконы открылись ранее неизвестные страницы истории храма, выстроенного в 1702-1705 годах в дворцовой хозяйственной вотчине. О ней рассказывает главный научный сотрудник научно-исследовательского отдела Музея имени Андрея Рублева Наталья Игнатьевна Комашко.
___
Спасибо за лайки и комментарии! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые интересные рассказы о нашем музее и его экспонатах!