«Русские долго запрягают, но быстро едут», — говорил Отто фон Бисмарк еще в 19 веке. На дворе уже 21 век, но запрягаем мы по-прежнему неторопливо. Во всяком случае первый день восьмого Восточного экономического форума явно ушел на раскачку. Все топовые спикеры берегли себя, свои громкие речи и яркие заявления до вторника, когда на ВЭФ должен выступить Президент России Владимир Путин. Так что понедельник по факту стал днём ожидания.
Не уверены, что такие темпы применимы к 21 веку, всё-таки лошадей уже сменили моторы. Хотя, конечно, при желании многое можно списать и на так называемый джетлаг, или проще говоря, синдром смены часовых поясов. Когда добираешься на лошадях, это не так заметно. А вот если самолетом, то организм может путать день с ночью и хотеть спать, когда нужно бодрствовать.
Так или иначе в первый день деловой программы ВЭФ наиболее информативными оказались выступления губернаторов и других высокопоставленных чиновников с мест. Правда и тут произошла некоторая накладка. ВЭФ по срокам практически совпал с днём выборов. Накануне губернаторов выбирали на Чукотке, в Якутии, в Магаданской области, Приморском крае и других дальневосточных и северных регионах. Поэтому некоторых губернаторов на форуме не наблюдалось. А тому, кто пришёл, приходилось отдуваться «за себя и за того парня».
Впрочем, отчитывались и делились инвестиционными планами все очень бодро. Упирая особо на туризм, а также строительство жилых, спортивных комплексов и гостиниц. Такое чувство, что Россия уже справилась с брошенным ей «экзистенциальным вызовом», и у россиян осталась одна проблема — где бы лучше внутри страны отдохнуть, не стесняясь лошадиных цен на авиабилеты. «Едем в Магадан!» — как сказал бы певец из известного анимированного клипа.
Тема развития горно-металлургического производства в выступлениях глав регионов и региональных министров всё-таки мелькала, пусть и на втором плане. Например, заместитель председателя правительства Амурской области Павел Пузанов сообщил о важном с точки зрения импортозамещения проекте.
По его словам, сейчас в регионе акционерное общество «Байкало-Амурская горнорудная корпорация» (БАГК) реализует проект по восстановлению и модернизации комплекса по добыче на Куранахском месторождении титано-магнетитовых руд. Инвестиции в проект составят 6 миллиардов рублей. Добываемая руда перерабатывается на Олекминском горно-обогатительном комбинате с получением железорудного и ильменитового концентратов.
По словам Пузанова, компанией достигнуто соглашение с предприятием «Крымский титан» о поставке ему титанового концентрата для производства диоксида титана. Первые поставки в Крым пройдут уже в нынешнем году. Ранее это предприятие, лишившись украинской сырьевой базы, вынуждено был возить сырьё в Крым из дальнего зарубежья — из Африки.
К слову сказать, некоторые из выступавших говорили даже о том, что при выборе между разработкой недр и развитием туристического потенциала предпочитают именно туристическую отрасль, которая предполагает сохранение в неприкосновенности природы.
Например, как рассказал в кулуарах губернатор Камчатского края Владимир Солодов, регион отказался от разработки Мутновского золоторудного месторождения и отозвал на него лицензию, поскольку оно входит в рекреационную зону «Три вулкана». И туда готовятся массово возить туристов, построив инфраструктуру для их приёма.
Многие губернаторы выступили на стенде госкорпорации развития России ВЭБ. Конечно, рисовали они лакированную картинку, критика проектов если и звучала, то очень мягкая («А где вы возьмёте столько миллиардов инвестиций? А вы уверены, что при средней заполняемости отелей в РФ она у вас будет в новых гостиничных комплексах под 80?»).
Но региональные чиновники бодро рапортовали о том, что всё, как говорится, учтено могучим ураганом, деньги будут. Прозвучали даже слова о том, что сегодня регионы конкурируют между собой из-за инвесторов, которым готовы предоставлять различные льготы и преференции, на руках их носить, как выразился один из местных глав.
Собственно стендов или павильонов металлургических компаний обозревателю «Про Металла» обнаружить на мероприятии пока не удалось. Бросалась в глаза реклама Удоканской меди, но её стенда не было, в отличие, например, от Сбера, Роснефти или Аэрофлота. За исключением разве что компании АО «Павлик», крупной золотодобывающей структуры из Магаданской области (вторую очередь фабрики на одноимённом месторождении должен открыть Владимир Путин, а это означает повышение производительность ЗИФ в два раза — с 6 до 12 миллионов тонн в год).
Однако в дальнейшем на ВЭФ обещаны выступления Олега Дерипаски, топ-менеджмента полиметаллической компании «Селигдар» и других руководителей высшего звена. Также стоит отметить существование на ВЭФ «Гостиной Интерроса», но туда, по всей видимости, звали только избранных.
Вместе с тем на форуме уже обсудили и будут обсуждать ряд тем, которые жизненно важны в том числе и для горнодобывающих и металлургических компаний России — это развитие транспортных коридоров и энергетических мощностей. На сессии про перспективы Восточного полигона людям не хватило стульев, многим пришлось стоять, таков был интерес к теме.
Ведь без этого невозможна значительная часть экспорта. И собравшиеся были вознаграждены оптимистическими рапортами Минтранса, РЖД и других структур, представители которых бодро сыпали миллионами тонн и сотнями километров проложенных путей.
Коротко говоря, сейчас активно строится вторая очередь Восточного полигона, и активно проектируется уже третья. Вплоть до того, что пора уже думать о железнодорожном сообщении с Сахалином (как выразился губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв, «пока будем проектировать этот путь, как раз и поймём, что нужнее — мост на Сахалин или тоннель»).
А вообще, лейтмотивом обсуждения на сессии было то, что в отличие от ситуации годичной давности, мы сейчас обсуждаем Восточный полигон уже не как вызов или неразрешимую проблему, а спорим о частностях, о деталях её решения, определившись с главным...
ВЭФ оказался по факту важнейшим экономическим форумом страны. От него ждут выработки курса «разворота на Восток». В первый день своей работы он тяжело тронулся с места, как тяжелогружёный состав, постепенно ускоряя свой ход. В этом смысле хотелось бы увидеть и услышать в последующие дни максимум конкретики, поскольку время торжественных фасадных реляций осталось в прошлом. Хочется же верить, что афоризм Бисмарка не утратил свою актуальность, и мы по-прежнему способны действовать решительно, слаженно и быстро. А сейчас именно это нам и нужно.