Найти тему
RR Russia

Великий художник, который сломал жизни многих девушек: Пабло Пикассо и его губительная любовь

Оглавление

Мать Пикассо еще в самом детстве художника сказала, что любить её сын не умеет. Из-за этого именно она будет единственной женщиной в его жизни. Правда сами женщины были уверены, что они могут влюбить в себя гения.

Legion-Media
Legion-Media

«Они мне не нужны»

«Я думаю, что умру, никогда никого не полюбив», – признавался Пикассо. Но это его высказывание игнорировали влюбленные женщины. Именно из-за этого они попадали в руки злобного садиста. Есть еще одна хлесткая цитата Пикассо: «Каждый раз, когда я меняю женщину, я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом я от них избавляюсь. Они уже не будут находиться вокруг меня и усложнять мне жизнь. Это, возможно, еще и вернет мою молодость. Убивая женщину, уничтожают прошлое, которое она собой олицетворяет».

Говоря об убийстве, художник не имел в виду какие-то безобидные практики, помогающие ему забыть девушек. В реальности он говорил про психологическое уничтожение, убийства личности в женщине, потому что «Есть только два типа женщин – богини и подстилки». А в реально жизни богинь он не видел.

Есть еще одно хлесткое высказывание матери Пикассо: «Я не думаю, что с моим сыном, который озабочен исключительно собой, сможет быть счастлива хоть одна женщина». Но стоит сказать, что была одна женщина, давшая отпор этому психологическому насилию.

Художница Фернанда

Википедия
Википедия

Биографы пишут про Фернанду следующее: «по иронии судьбы, они расстанутся с Пикассо как раз тогда, когда его материальное положение, наконец, улучшилось». История была довольно обычной: нищий, но крайне амбициозный парень нашел себе единомышленницу, которая заботилась о нем, предоставляла место в маленькой конурке в неблагополучном районе Парижа. И все это ради искусства! Сам же Пикассо в благодарность создал огромное количество ее портретов. Кстати, настоящее имя девушки было совсем другое — Амели Ланг. Но ей самой казалось, что в мир искусства проще пробиться с псевдонимом Фернанда Оливье. Амбиции у нее были немаленькие — стать известной художницей.

С самого ее рождения жизнь начала идти наперекосяк. Амели была незаконнорождённой. Усугубляло ситуацию еще и то, что ее отец был женатым. Ее воспитанием занялись дядя и тётя. Они хотели для нее хорошее будущее, но в духе своего времени: подобрали девушке хорошего мужа. Амели же не стерпела такого и нашла себе другого мужчину, с которым сбежала из дома. К сожалению, её избранник оказался садистом. В 19 лет она сбежала и от него. Да и имя отчасти сменила, чтобы муж никогда не смог ее найти.

Совместная жизнь Пикассо и Фернанды была сложной: они жили за счет тех грошей, которые девушка зарабатывала, позируя перед другими художниками. А после тяжелого рабочего дня девушка была вынуждена позировать для Пикассо. В такой жизни самостоятельного творчества у Фернанды просто не было. Лучшее время тратилось на других художников. Но надо сказать, что милой послушной женой Фернана не была. Все известно, что Пикассо часто наведывался в публичные дома – Фернанда же в ответ спала с художниками. Обычно такие ситуации заканчивались криками и драками. Подобные отношения в среде художников называли "страстными". Хотя Пабло в эту самую страсть верил до тех пор, пока не начал зарабатывать приличные деньги.

Сама Фернанда так и не стала художницей. Но на жизнь себе зарабатывала уроками живописи. А когда Пикассо стал действительно знаменитым, Фернанда за большие деньги писала статьи о его молодости. Правда сам художник быстро прервал подобный заработок. При этом даже не откупился от бедной женщины, а нанял кучу адвокатов, которые перекрыли Фернанде весь воздух.

В конечном счете, первая жертва Пикассо написала свои мемуары. Тогда Пабло начал платить ей огромную пенсию, лишь бы она не публиковала книгу. Фернанда погибла на семь лет раньше, чем Пикассо. Её мемуары всё же были опубликованы – в восемьдесят восьмом году. Такова была первая «любовь» Пикассо как художника. Отношения между ними длились целых шесть лет.

Ева

Википедия
Википедия

Сразу после расставания с Фернандой в жизни Пикассо появилась новая любовь, с которой он отправился в путешествие по Европе. Её звали Евой Гуэль, она была членом парижского бюро художников, хотя сама никогда не держала в руках кисточку. Путешествие влюбленным потребовалось, чтобы не попадаться на глаза знакомых. Судя по всему, они задавали интригующие вопросы. Ведь Пабло считался гражданским мужем Фернанды, а Ева – гражданской женой одного скульптора. А в среде художников отношениям имели важнейший статус.

Когда Пикассо встретил её в первый раз, она сидела, прозрачная, с тенями у глаз в кафе «Эрмитаж», а в кафе играла песня «Красавица моя». Из-за этого все портреты Ева художник подписывал «Красавица Ева». Близкие говорили, что с ней он был очень нежен. А еще многие утверждали, что он обожал смотреть за ее страданиями. Сама жертва не оставила никаких мемуаров и не давала интервью, поэтому тяжело понять, в чем именно заключались эти издевательства.

Умерла Ева от туберкулёза. Если верить воспоминаниям художника, то угасала она крайне быстро. Всего вместе с Пабло девушка прожила три года. В какой-то момент художник даже снял объемную квартиру, чтобы быть вместе с Евой. Окна их спальни выходили прямо на кладбище...

С Евой Пикассо смог найти спокойствие и уют. Фернандо почти никогда не занималась домашними обязанностями. Она то позировала, то пыталась рисовать сама. Ева же наоборот — все свободное время бродила по огромной квартире, всячески улучшая ее. А почти каждый вечер девушка вела переговоры с хозяевами галерей, делая Пикассо богаче.

Даже в плачевном и больном состояние она изо всех сил ухаживала за гениальным художником, поскольку тот находился в сильнейшей хандре. Она хлопотала вокруг, когда он страдал от одиночества – ведь с началом В то время почти всех друзей Пабло забрали на фронт Первой Мировой войны, а он сам постоянно ждал информации о чьей-нибудь гибели. Правда, первой умерла Ева. Когда он отвёз её в больницу, в ней было двадцать восемь килограммов. Там, среди раненых солдат, среди чужих людей, она и застыла навсегда.

Как я горюю, – писал Гертруде Стайн Пикассо, – как мне, мне, мне больно… Такова была вторая «любовь» Пикассо. Она умирала от мучительной болезни – а страдал он.

Балерина Ольга

Википедия
Википедия

Пикассо тяжело переживал смерть Евы. Биографы будут постоянно указывать на то, что художник пустился во все тяжкие: постоянно пил с друзьями, был завсегдатаем публичных домов, не пропускал ни одной гулянки. Так он прожил целых три года. Каждый человек в Париже знал — художник никак не может забыть Веру. Но на этом фоне всех близких и друзей Пикассо удивил один факт: он неожиданно быстро женился на русской балерине Ольге Хохловой. В то время русский балет был на пике своей популярности в Европе, поэтому свою жену Пабло считал настоящим трофеем.

Встретились они, конечно, у Дягилева. Ольга тогда репетировала, а Пабло готовил декорации к балету «Париж», совместному проекту Дягилева и Кокто. Пикассо старался уговорить согласовать между ними свободную любовь. Но суровая и сильная характером Ольга была согласна лишь на брак. Причем настоящий: с детьми и обязательным договором, ведь замужество могло поставить на ее карьере крест.

Ольга терпеть не могла тонкое устройство художника. Она заставляла Пикассо рисовать исключительно в реалистической манере. К тому же, балерина была уверена, что статус жены художника заставлял ее вести определенный род жизни — тратить как можно больше денег. Подобные отношения длились целых девять лет. Правда почти сразу после замужества Пикассо нашел себе новую девушку. В основном для того, чтобы мучить Ольгу.

Мари-Терез

Википедия
Википедия

Мари-Терез была тихой семнадцатилетней девочкой. Великий художник познакомился с ней очень странным методом. Он схватил ее за руку на улице и закричал: «Я Пикассо! Вы и я вместе совершим великие вещи». Она понятия не имела, кто такой Пикассо, но отказывать людям не умела. Именно эту черту Пабло ценил в ней больше всего. Художник упивался тем, что мог сделать из молодой девушки свою игрушку, которая ни в чем не отказывала ему. Его заводило сочетание детского лица, детских слёз с тем, как покорно она исполняла в постели все его фантазии.

Но больше всего Пикассо нравилось пытать Ольгу и Мари-Терез друг другом. Пабло с удовольствием сталкивал свою юную любовницу с женой. Ольга терпела Мари-Терез, быть может, из-за денег – быть может, оттого, что венчание для неё значило много. Мари-Терез терпела Ольгу, потому что была приучена терпеть.

В какой-то момент художник подселил беременную Мари-Терез в свою квартиру, где жила Ольга и их совсем маленький ребенок. Из ситуации вышла Ольга: выгонять беременную ей показалось жестоко, поэтому она ушла сама, вместе с сыном. После этого чувства Пикассо к юной любовнице угасли и он нашел себе новое увлечение. Собственно, из-за новой женщины Мари-Терез и решилась родить Пикассо ребёнка. Она, похоже, верила, что ребёнок создаст между ними связь…

Пикассо же было наплевать. Художник уехал отдыхать в Швейцарию. По закону военного времени его дом, где она осталась, был отнят, а девушку с дочерью прогнали в никуда. После Победы, вернувшись в Париж, Пабло не стал возвращаться к своей старой игрушке. Она, видимо, была уже слишком сломана, и требовалось поломать новую. Впрочем, он высылал деньги на дочь. Дети, его продолжение, были его особенной гордостью. Мари-Терез навсегда осталась всего лишь его «любовью» номер три. Когда умер сам Пикассо, Мари-Терез покончила жизнь самоубийством.

Фотограф Дора

Википедия
Википедия

Все знаменитые портреты Пикассо сняла одна женщина – Дора Маар. Кто такой Пикассо, она знала – и потому им и увлеклась. Правда, девушка не знала про Мари-Терез. Пабло скрывал её от мира и особенно от знакомых, по ясным причинам. Но не смог отказать себе в удовольствии столкнуть их у себя в мастерской. Случилась настоящая театральная сцена. Женщины заставили художника выбирать. Чем закончилось, мы знаем – он сделал ребёнка Мари-Терез, чтобы вскоре бросить её; его жена уехала из дома; Дора была уверена, что она победила.

Дора была популярной, хорошо зарабатывающей фотопортретисткой и работала вместе с лучшими глянцевыми изданиями. Параллельно, что было известно намного меньше, она ездила в Барселону фотографировать детей, обездоленных Гражданской, и бродила по бедным районам Парижа, чтобы запечатлеть их жизнь. Она была крайне левым человеком; а в искусстве предпочитала сюрреализм, поэтому позировать для кубиста Пикассо не хотела. Но тот всё равно её рисовал. В кубизме рисунок с натуры значит не так много.

По документам её звали Генриетта Маркович. Она появилась на свет в Аргентине, но имела хорватские корни. Испанский был среди её родных языков – так что Пикассо получил возможность говорить дома на испанском, родном и для него. Она могла бы стать одной из икон журнальной и социальной фотографии, но она связалась с Пикассо и на всю жизнь получила статус его любовницы.

Все его портреты Маар – это портреты, когда она плачет. Почему плакала Маар? Добивался ли он этого, как бывало с другими женщинами, или снова выбрал ту, что страдает и так? Плакала ли она по тем, кого потеряла?

Они расстались, сразу после конца Второй Мировой Войны – он бросил разом и Мари-Терез, и Дору. Скорей всего из-за того, что знал — фотограф находилась на грани. В конечном счете, она попала в клинику с нервным срывом.

Ему удалось её уничтожить, хотя и не так, как Мари-Терез. Не как личность – но как восходящую звезду фотографии, приятельницу множества молодых, талантливых, знаменитых своего времени, свою среди своих в местах скоплениях гениев. Она уехала в провинцию, бросила фотографию, занялась – как в юности когда-то – живописью и умерла забытой. Её буквально переоткрыли в двадцать первом веке.

Франсуаза, отомстившая за всех

Википедия
Википедия

Она не была трофейной женой. Франсуаза Жило была простой никому не известной художнице. Ей было едва за двадцать, и она обладала потрясающей улыбкой и сильным характером. Как обычно, с Франсуазой Пабло спал параллельно с Дорой. Как всегда, он постарался сделать её зависимой, сделав ей ребёнка – даже двух, мальчика и девочку одну за другим.

Франсуаза — дочь Мадлен Рено, известной французской художницы. Её отец, знаменитый предприниматель, заставлял дочь стать юристом. Но у девочки был слишком сильный характер: она ушла из дома, чтобы воплотить свою мечту.

К Пикассо она пришла учиться – а заодно и позировать. Он был на сорок лет старше, имел культовый статус и начинал влюблять в себя девушку. К тому времени Франсуаза уже была не в начале пути. Свою первую мастерскую она открыла в семнадцать. В год знакомства с Пабло, тогда ей было 22 года, она провела свою первую выставку, которую высоко оценили.

Он был (как всегда) груб и открыто изменял. Когда у Жило начались схватки перед рождением дочери, Пикассо нарочно воспользовался их семейным автомобилем – мол, ему нужнее, чем ей с её роддомом. Он ждал, когда она начнёт плакать, требовать выбрать, когда в её улыбках и ласках появится скованность. Но не дождался.

Франсуаза забрала детей и ушла от него. Позже построила прекрасную карьеру и вышла замуж. Правда развилась и со вторым мужем, но уже без скандалов. Её третий брак был тоже счастливым, а муж – знаменитым врачом.

Она жила, и пережила Пикассо. Художник же ее ненавидел. Она сломала ему жизнь. Он кричал, что она не может уйти, от него не уходят. Потом кричал, что она не имеет права рассказывать – ведь она собиралась выпустить книгу о том, что делал со своими женщинами Пикассо. Кстати, в конце концов Франсуаза победила в суде и её выпустила – после чего Пабло вычеркнул из своей жизни их общих детей. После Франсуазы Пикассо себе так никого и не нашел.

А вам жалко всех жертв художника? Делитесь в комментариях!