Найти тему

Люди и звери ленинградского писателя Льва Брандта

Пятнадцать лет назад, в 2008 году питерский «Детгиз» сделал читателям чудесный подарок, переиздав с незапамятных времен сборник потрясающих повестей и рассказов Льва Владимировича Брандта «Браслет 2», буквально возвратив из несправедливого забвения замечательного писателя. Мало того, что каждая строчка этих произведений единственна, неповторима и поражает, как высокая поэзия, так ведь ещё и проиллюстрирована книга выдающимся мастером - Климом Ли. Каждая иллюстрация приковывает взгляд и врезается в память, дополняя впечатление от текста, но и сам текст позволяя понять точнее и глубже. А ещё - в качестве необходимого приложения - в книге представлены фотографии и воспоминания об авторе, прожившем недолгую - меньше пятидесяти лет - и очень трудную жизнь.

Ровесник ХХ века, удивительно талантливый, умный, совестливый, гуманный писатель Лев Брандт родился в белорусском городке Речица, в семье обрусевшего немца, по профессии инженера-путейца, и простой крестьянки, воспитывался матерью и бабушкой, с детства полюбил книги, но уже в семнадцать лет покинул родительский дом и оказался на фронте. Участник гражданской войны, Лев Брандт никогда и никому не рассказывал о том, где, как и на чьей стороне воевал. Можно лишь догадываться, что защищал он Белое дело, однако родину не покинул, а попал в Петроград и уже в 1924 году закончил юридический факультет университета.

Лев Владимирович Брандт (5 марта 1901 - 12 сентября 1949)
Лев Владимирович Брандт (5 марта 1901 - 12 сентября 1949)

На этом, однако, не успокоился, а поступил на режиссёрское отделение театрального института, где учился вместе с будущими звёздами советского театра и кино первой величины - с Николаем Черкасовым и Борисом Чирковым. По окончании института Лев Брандт работал в ленинградском Пушкинском театре, но скоро страсть к литературе вытеснила все прочие увлечения.

В 1936 году в журнале «Литературный современник» появилась его первая повесть, позднее в переработанном виде получившая название «Браслет 2». Повесть принесла автору известность, но, возможно, она же и сломала ему жизнь. Через год, в страшном 1937-м, по доносу, Брандт был арестован по политической, 58-й статье, однако, слава Богу, не расстрелян и не забит до смерти в тюрьме, даже не отправлен в каторгу на Колыму, а лишь выслан на поселение, в Кировскую (ныне - Вятскую) область. По-видимому, дело его было выдумано совсем уж неумело.

-2

Незадолго до начала Великой Отечественной войны Лев Брандт вернулся в Ленинград и в 1941 году выпустил книгу повестей и рассказов «Белый турман». Затем - фронт, тяжёлая контузия, долгое лечение в блокадном, голодном и холодном Ленинграде - и новый призыв, в полевой госпиталь. В 1945 году писатель был демобилизован и направлен в Псков восстанавливать местную филармонию, а затем руководить ансамблем песни и пляски.

В 1946 году власти начали очередную кампанию гонений на литературу, тучи вновь сгустились и над Львом Брандтом. А весной 1949-го врачи обнаружили у писателя рак. Осенью Лев Владимирович Брандт умер, прожив трудную недолгую жизнь и не успев воплотить многие творческие замыслы.

-3

Такова судьба замечательного писателя, подобная судьбам многих и многих других советских людей. Теперь вот извлекаются из небытия архивов и спецхранов и публикуются их рукописи, переиздаются книги. Увы, справедливость восстанавливается только по отношению к нам, читателям, которые должны были бы расти и воспитываться на этих замечательных книгах, и по отношению к памяти ушедших авторов. Но никак не к ним самим. Судьба их была горькой, а жизнь страшной, как, конечно же, и жизнь их героев, даже если эти герои не люди, а животные.

Лев Брандт, чьё творчество хоть и не забывалось и не упрятывалось в склеп спецхрана, однако, по понятным причинам и не слишком пропагандировалось, писал книги о волках и собаках, лошадях, беркутах, лебедях, даже об индюшках, чьи жизни - из хороших ли или плохих побуждений - были сломаны человеком.

Так, в повести «Пират» охотник, вроде бы вовсе не плохой человек, застрелил волчицу и всех её волчат, но одного пожалел, принёс домой и отдал на вскармливание лайке. Волчонок вырос замечательным красавцем, и настоящим охотником, и другом людям, но вот кем - волком или собакой? Ни тем и ни другим, и в этом его трагедия, и потому его жизнь сломана, ведь, в конечном счёте, лесной зверь, дружелюбно относящийся к главному врагу диких животных - человеку, не нужен ни деревне, ни лесу. В невыдуманной природе, увы, невозможен чужой среди своих, равно как и свой среди чужих.

-4

В рассказе «Беркуты» две прекрасные птицы обнаруживают, что клетку, в которой они обитали, однажды забыли закрыть, и улетают в небо. Но свободу выбирает только один из беркутов, молодой. Старая же птица возвращается в неволю, к привычному лёгкому корму, однако спустя несколько дней умирает. Что ж, если молодой беркут со своей обретенной свободой и не справится, он, по крайне мере, не умрёт, а погибнет. Есть разница и огромная! Задумаемся: смерть просто так, или ещё того хуже - от тоски. И - гибель во имя свободы!..

Даже если не во имя свободы, а за ближнего... Так погибает в рассказе «Фаина» индюшка, высидевшая гусят, когда те в один прекрасный день обнаруживают неподалёку от гнезда озеро и отправляются купаться. Они-то в воде как дома, а бедная индюшка бросается в озеро, чтобы спасти своих, как она полагает, неразумных детей - и, конечно, погибает. Но именно погибает, воистину совершая материнский подвиг.

Вы спросите: а где же был человек, когда погибали замечательные птицы? А человек был рядом, человек всегда был рядом, но не мог, не умел или не хотел помочь. И, разумеется, именно об этом пишет Лев Брандт - о человеке, вторгающемся в мир природы и пытающемся перестраивать его по своим законам, так сказать, под себя и для себя.

О том, что именно человек, даже добрый, даже искренне любящий своего меньшого брата, даже отдающий ему последний кусок, именно человек ломает жизнь животного, говорит каждая строчка прекрасной прозы Льва Брандта. Но сильнее всего, наверное, о том рассказывает повесть «Браслет 2» - о гордом и добром скаковом жеребце-чемпионе, которого во время Гражданской войны превратили в тяжеловоза. (Кстати сказать, эта повесть, как и рассказ «Остров Серафимы» была в 60-е - 70-е годы прошлого столетия экранизирована.)

Фильм   "Браслет-2" (1968). Режиссер: Михаил Шамкович, Лев Цуцульковский 
Сценарий:  Вадим Михайлов, Альбина Шульгина, Лев Брандт
Фильм "Браслет-2" (1968). Режиссер: Михаил Шамкович, Лев Цуцульковский Сценарий: Вадим Михайлов, Альбина Шульгина, Лев Брандт

Жизнь Браслета - даже не трагедия, а цепь трагедий, нескончаемая их череда, где трагедии животного сплетаются с трагедиями людей и вырастают во всеобщую трагедию эпохи, уносящую ни за что и в никуда и отдельные судьбы, и жизнь огромной страны. «Браслет 2» - со всей очевидностью классическая русская повесть, достойно продолжающая ту великую рукопись, что начата Львом Толстым, Дмитрием Григоровичем, Антоном Чеховым, Леонидом Андреевым, Александром Куприным. Ту рукопись, которая, будем на это надеяться, никогда не закончится.

В целом же творчество Льва Брандта, как можно понять благодаря этому сборнику, совершенно естественно вписывается не в советский литературный ряд близких по теме писателей, а именно в контекст классической русской литературы - скупой на слова, но внутренне размашистой формой повествования и неизбывным авторским гуманизмом на фоне неизменно трагедийного бытия.

Иллюстративный материал из общедоступных сетевых ресурсов,
не содержащих указаний на ограничение для их заимствования.