Найти тему

Фантастика и археология: тайны золотого коня и короны Александра Великого

Иллюстрации к рассказу И. Ефремова "Обсерватория Нур-и-Дешт"
Иллюстрации к рассказу И. Ефремова "Обсерватория Нур-и-Дешт"

Собственно тема эта гораздо более обширна и фантастика, связанная с археологией лишь часть текста, посвящённого фантастике с античным уклоном, о которой мы в надлежащее время разместим более подробный материал. Запустил археологическую фантастику в литературу не кто иной как Иван Антонович Ефремов в романе "Туманность Андромеды". Веда Конг, межзвёздный блогер Великого Кольца по основной деятельности историк и занимается археологией профессионально, чему в романе посвящено немало строк, к примеру, глава "Река времени". Веда в приалтайских степях вскрывает древний скифский курган и приглашает Дара Ветра поработать у неё раскопщиком, а затем собирается на поиски под водой следов крито-индийской культуры. Поминаются здесь и раскопки подводного города у южных берегов Сицилии и музей под названием Дворец Атлантиды. В следующей главе коллега Веды, историк Миико Эйгоро находит на дне морском золотую статую коня.

Иллюстрации к главе "Конь на дне моском" романа  И. Ефремова "Туманность Андромеды"
Иллюстрации к главе "Конь на дне моском" романа И. Ефремова "Туманность Андромеды"

Глава "Стальная дверь" рассказывает о находке легендарной пещеры Ден-Оф-Куль, в которой должны были храниться сокровища цивилизации минувших веков. Однако результаты разочаровали учёных, обнаруживших лишь предметы техники, в первую очередь большое количество колёсных экипажей для перевозки людей. А вот находка старинных двигателей и приборов с документацией к ним, своеобразный музей древних машин оказался большой исторической ценностью. На глубине пятисот метров археологические роботы-ползуны находят стальную дверь с кодовым замком. Однако проникнуть в тайну пещеры мешает обвал, по-видимому навсегда скрывший от людей ценности далёкой эпохи Разобщённого Мира. Археологи предполагают, что в последней пещере могло оказаться всего лишь оружие, хотя была надежда найти высшие достижения духовного развития человечества.

Археологические роботы не могли проделывать всю работу конечный этап выполнялся человеческими руками. Тут и пригодился Дар Ветер, жаждавший сменить поле деятельности, а Веда обещала ему долгую поездку в область древних степей, в близости с природой. У палеонтологов будущего дела обстоят проще, они изучают ископаемых животных пермской эпохи просвечиванием жёсткими излучениями. Под руководством Ляо Лана учёные-палеонтологи сканируют скелеты древних пресмыкающихся на глубине четырнадцати метров. Занятно, что Дар Ветер неплохо разбирается в палеонтологии, правда, инопланетной, знакомой ему благодаря передачам Великого Кольца.

Иллюстрации к роману И. Ефремова "Лезвие бритвы"
Иллюстрации к роману И. Ефремова "Лезвие бритвы"

P.S. Археология у Ефремова поминается не только в фантастических произведениях, но и в его изыскательских рассказах о необыкновенных путешествиях, и, естественно, в исторических повествованиях. В рассказе "Обсерватория Нур-и-Дешт" описаны раскопки древней обсерватории с поэтическим названием "Свет пустыни". Загадочная античная гемма, найденная археологами становится отправной точкой романа "На краю Ойкумены". Стоит упомянуть и рассказ "Эллинский секрет", идеи которого об изучении прошлого с помощью пробуждения генной памяти реализованы в романе "Лезвие бритвы". Там же описана находка попавшего флота Неарха и таинственной короны Александра Македонского.

Ещё одна стихийная археологическая находка сделана в рассказе "Белый рог". Геолог в поисках рудного месторождения совершает восхождение на неприступный пик и обнаруживает легендарный меч древнего воина https://dzen.ru/a/ZH9uUWcqExudQaGY .

P.P.S. Что же касается рассказа "Тень минувшего" и повести "Звёздные корабли", то относить их к археологической фантастике не стоит, всё же герои данных произведений занимаются палеонтологическими раскопками.