Найти тему
Кабинет Востоковеда

Выставка "Невероятная Индия. Взгляд из России" в Царицыно.

В ГМЗ "Царицыно" до 22 октября 2023 г. проходит выставка "Невероятная Индия. Взгляд из России", на которой можно увидеть всё, что я люблю интересные образцы скульптуры и живописи, холодного оружия и украшений.

Разнообразие экспонатов обусловлено концепцией: речь не идёт об эпохах или художественных традициях, "Взгляд из России" призван показать то, как воспринимали Индию наши соотечественники, от первых путешественников до современных деятелей искусства.

Шкатулка "Афанасий Никитин в Индии". РСФСР, Ивановская область, Южский район, посёлок Холуй. 1958. Всероссийский музей декоративного искусства, Москва. Выставка "Невероятная Индия. Взгляд из России" в ГМЗ "Царицыно", Москва. Фотография автора.
Шкатулка "Афанасий Никитин в Индии". РСФСР, Ивановская область, Южский район, посёлок Холуй. 1958. Всероссийский музей декоративного искусства, Москва. Выставка "Невероятная Индия. Взгляд из России" в ГМЗ "Царицыно", Москва. Фотография автора.

На выставке можно увидеть образцы индийского холодного оружия периода правления династии Великих Моголов (1526-1857). История династии начинается с 1526 г., когда столица Делийского султаната была захвачена полководцем Бабуром (1483-1530).

Бабур относился к тимуридской династии, основателем которой является Тамерлан (1336-1405). Ранее тимуриды правили на территориях современных Ирана, Ирака, Афганистана и не только. Это были профессиональные завоеватели, которые превосходно знали военное дело, разбирались в экономике и логистике. Поэтому Бабуру и его потомкам удалось создать мощное централизованное государство в Северной Индии, и впоследствии их владения расширялись.

Для европейских путешественников и дипломатов они стали Великими Моголами. Моголами - потому что по соседству с минским Китаем и Делийским султанатом был Моголистан, где предположительно родился Бабур. Великими - потому что европейцам пришлось с ними считаться.

Бабур. Деталь миниатюры. Индия, 1605- 1615 гг. Британский музей (The British Museum), Лондон. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B1%D1%83%D1%80#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Babur.2.jpg
Бабур. Деталь миниатюры. Индия, 1605- 1615 гг. Британский музей (The British Museum), Лондон. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B1%D1%83%D1%80#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Babur.2.jpg

Представители династии Великих Моголов исповедовали ислам, говорили на тюркском и персидском языках, росли в условиях сверхбогатства материальной и духовной культуры. Поэтому они получали хорошее эстетическое воспитание и испытывали потребность в том, чтобы их окружали произведения искусства. Развитие художественных ремёсел для Великих Моголов стало одной из форм укрепления власти.

Например, ножи и кинжалы с ручками, вырезанными из нефрита, являются одной из "визитных карточек" могольских художественных традиций.

Нож кард. Индия, XVII в. Частная коллекция. Выставка "Невероятная Индия. Взгляд из России" в ГМЗ "Царицыно", Москва. Фотография автора.
Нож кард. Индия, XVII в. Частная коллекция. Выставка "Невероятная Индия. Взгляд из России" в ГМЗ "Царицыно", Москва. Фотография автора.

В соседнем Китае отношение власть предержащих к нефриту всегда было сакральным.

Всё о нефрите. | Кабинет Востоковеда | Дзен

  • Что до Великих Моголов, то их происхождение и особенности управленческих квалификаций диктовали моду на то, чтобы брать лучшее у соседей и новых поданных. Даже если обратить внимание на вооружённые силы, то в могольской армии служили не только жители Индии, но и наёмники из Средней и Центральной Азии.

Для могольских падишахов нефрит выступал в качестве защитного амулета и атрибута традиционной литотерапии. Считалось, что камни зелёного цвета благотворно влияют на зрение и продлевают жизнь. Зеленый цвет ассоциируется с растительностью, а та - с Древом Жизни, произрастающим у престола Аллаха.

Нож кард. Индия, XVIII в. Индия, XVII-XVIII вв. Частная коллекция. Выставка "Невероятная Индия. Взгляд из России" в ГМЗ "Царицыно", Москва. Фотография автора.
Нож кард. Индия, XVIII в. Индия, XVII-XVIII вв. Частная коллекция. Выставка "Невероятная Индия. Взгляд из России" в ГМЗ "Царицыно", Москва. Фотография автора.

Индийские камнерезы и ювелиры не только придавали нефритовым рукоятям кинжалов изящные формы, но также инкрустировали их кабошонами рубинов, шпинели, изумрудов, алмазов. Для этого применялась техника кундан, которая достигла вершин своего развития в дворцовых мастерских.

Кинжал кханджар. Индия, XVII в. Музей Востока, Москва. Выставка "Невероятная Индия. Взгляд из России" в ГМЗ "Царицыно", Москва. Фотография автора.
Кинжал кханджар. Индия, XVII в. Музей Востока, Москва. Выставка "Невероятная Индия. Взгляд из России" в ГМЗ "Царицыно", Москва. Фотография автора.

В основе из камня или металла мастер делает углубление, которое заполняется фольгой из 24-каратного золота. Золото, очищенное от всех примесей, становится мягким и, вы не поверите, способным создавать молекулярную связь с другими материалами.

  • Эта техника не исчезла. В современной Индии вы можете своими глазами увидеть и сверхочищенное золото, и гранильщиков камней, и то, как одно сочетается с другим в кундане.

Одним из характерных типов индийских кинжалов является катар, рукоять которого воин сжимает в кулаке. Другое название кинжалов этого типа - джамдхар, которое можно перевести как "несущий смерть".

Могольским мастерам не было равных в технике декоративного покрытия стали драгоценными металлами, и эти образцы продолжают ремесленные традиции средневекового Ирана.

Кинжалы типа "катар". Индия, XIX в. Из коллекции императора Николая II. Музей антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера). Выставка "Невероятная Индия. Взгляд из России" в ГМЗ "Царицыно", Москва. Фотография автора.
Кинжалы типа "катар". Индия, XIX в. Из коллекции императора Николая II. Музей антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера). Выставка "Невероятная Индия. Взгляд из России" в ГМЗ "Царицыно", Москва. Фотография автора.

Форма булавы с боевой частью в виде кисти руки также происходит из Ирана и там эти смертоносные "шлёпалки" называли паштакхар.

Булава паштакхар. Индия, XVIII в. Частная коллекция. Выставка "Невероятная Индия. Взгляд из России" в ГМЗ "Царицыно", Москва. Фотография автора.
Булава паштакхар. Индия, XVIII в. Частная коллекция. Выставка "Невероятная Индия. Взгляд из России" в ГМЗ "Царицыно", Москва. Фотография автора.

Шишечку на навершии рукояти можно открутить и обнаружить потайной стилет.

Булава паштакхар. Индия, XVIII в. Частная коллекция. Выставка "Невероятная Индия. Взгляд из России" в ГМЗ "Царицыно", Москва. Фотография автора.
Булава паштакхар. Индия, XVIII в. Частная коллекция. Выставка "Невероятная Индия. Взгляд из России" в ГМЗ "Царицыно", Москва. Фотография автора.

Изобретательные формы индийского холодного оружия не являются исключительной заслугой падишахов империи Великих Моголов. Индийские раджпуты (особая этно-сословная кшатрийская группа) использовали клинковое оружие разнообразных типов и конструкций.

И в целом важно отметить то, что в Индии воинская традиция была широко развита, строго организована и регламентирована, неотделима от государственного управления. Поэтому невероятные конфигурации индийского холодного оружия с приходом Бабура в Дели не были чем-то новым.

Топор загнол. Индия, владения Великих Моголов. XIX в. Из коллекции императора Николая II. Музей антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера). Выставка "Невероятная Индия. Взгляд из России" в ГМЗ "Царицыно", Москва. Фотография автора.
Топор загнол. Индия, владения Великих Моголов. XIX в. Из коллекции императора Николая II. Музей антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера). Выставка "Невероятная Индия. Взгляд из России" в ГМЗ "Царицыно", Москва. Фотография автора.

Топор, секира, меч. Индия, XIX в. Из коллекции императора Николая II. Музей антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера). Выставка "Невероятная Индия. Взгляд из России" в ГМЗ "Царицыно", Москва. Фотография автора.
Топор, секира, меч. Индия, XIX в. Из коллекции императора Николая II. Музей антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера). Выставка "Невероятная Индия. Взгляд из России" в ГМЗ "Царицыно", Москва. Фотография автора.

Видите топор со слоником и сразу понятно, что индийский!

Топор и секира. Индия, XIX в. Из коллекции императора Николая II. Музей антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера). Выставка "Невероятная Индия. Взгляд из России" в ГМЗ "Царицыно", Москва. Фотография автора.
Топор и секира. Индия, XIX в. Из коллекции императора Николая II. Музей антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера). Выставка "Невероятная Индия. Взгляд из России" в ГМЗ "Царицыно", Москва. Фотография автора.

Литература.

  • Карлова Е.М., Пастухов А.М.. Попов А.Ю., Успенская Е.Н. смертельная красота. Оружие Индии и Китая. каталог выставки. М.: Государственный музей Востока, 2015.
  • Кин. М., Каукджи С. Ювелирное искусство Индии в эпоху Великих Моголов. Каталог коллекции Аль-Сабах в Национальном музее Кувейта. Сингапур: Thames & Hudson, 2009.

Если слон в царицынской экспозиции покажется вам знакомым, то это он и есть - слон со двора Музея Востока.

Слон. Музей Востока, Москва. Выставка "Невероятная Индия. Взгляд из России" в ГМЗ "Царицыно", Москва. Фотография автора.
Слон. Музей Востока, Москва. Выставка "Невероятная Индия. Взгляд из России" в ГМЗ "Царицыно", Москва. Фотография автора.

Он виден в арке усадьбы Луниных и является местной достопримечательностью, ориентиром, талисманом. Он был создан в мастерской Владимира Трулова скульптором Сергеем Щербаковым и его командой к выставке индийского и китайского оружия "Смертельная красота" в 2015 г.

Слон. Музей Востока, Москва. Источник: http://rasfokus.ru/photos/tp/%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0/new/photo1626765.html
Слон. Музей Востока, Москва. Источник: http://rasfokus.ru/photos/tp/%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0/new/photo1626765.html

На выставке "Невероятная Индия. Взгляд из России" представлены индийские украшения из золочёной меди XIX в. Например, пояс из металлической проволоки.

Пояс. Индия, XIX в.
Пояс. Индия, XIX в.

В традиционных индийских ожерельях растительные мотивы сочетаются с монистами. Буйная природа тропиков служит вдохновением для первого. Что касается монет, то древнейшие образцы такого рода украшений на территории полуострова Индостан датированы II в. до н.э. Эта практика была свойственна как жителям крупных населённых пунктов, так и в изолированных деревнях.

В украшениях традиционно задействуют вышедшие из обращения монеты. Учитывая богатую политическую историю Индии, бесхозных монет на руках у населения было и остаётся много.

Ожерелье. Индия, XIX в. Выставка "Невероятная Индия. Взгляд из России" в ГМЗ "Царицыно", Москва. Фотография автора.
Ожерелье. Индия, XIX в. Выставка "Невероятная Индия. Взгляд из России" в ГМЗ "Царицыно", Москва. Фотография автора.

В Индии считается, что человек, который носит украшения с монетами, декларирует два положения. Во-первых, он заявляет о том, что обеспечен. Причём, речь не всегда идёт о деньгах. Индийцы прекрасно понимают русскую поговорку о том, что богат не тот, у кого всего много, а тот, кому достаточно.

  • Следуя своему предназначению и не злоупотребляя тем, что даёт сансара, человек получает возможность достичь мокши, или освобождения из круговорота перерождений.

Во-вторых, украшения из монет символизируют лояльность действующей власти. Не имеет значения то, что монеты вышли из употребления, если человек носит на себе украшения с государственной символикой, то это примерно то же самое, что футболки со Сталиным "Спасибо деду за Победу!" и вежливыми людьми.

Литература.

  • Индия. Драгоценности, покорившие мир. Каталог выставки под ред. Вечериной О. М.: Музеи Московского Кремля, 2014.
  • Untracht O., Traditional Jewelry of India. New York: Thames & Hudson, 2008.
Если вы "потеряли" несколько картин из постоянной экспозиции Музея Рерихов на ВДНХ, то найти их можно здесь. Выставка "Невероятная Индия. Взгляд из России" в ГМЗ "Царицыно", Москва. Фотография автора.
Если вы "потеряли" несколько картин из постоянной экспозиции Музея Рерихов на ВДНХ, то найти их можно здесь. Выставка "Невероятная Индия. Взгляд из России" в ГМЗ "Царицыно", Москва. Фотография автора.

Среди скульптур на выставке "Невероятная Индия. Взгляд из России" представлены любопытные образцы металлической пластики, которые относятся к художественным традициям Индийских Гималаев.

Это произведения народной культуры, которые отвечают потребностям жителей высокогорных индийских деревень. Поэтому традиционная иконометрия классической древнеиндийской скульптуры здесь игнорируется, а иконография может преподносить "дизайнерские" сюрпризы.

Аналогичным принципам следует народная художественная традиции дхокры.

Дурга, воинственная ипостась супруги Шивы, поражает копьём асура Махишу, который доставлял беспокойство не только людям на земле, но и самим богам. Богиня выполняет свою задачу с довольной улыбкой.

Дурга Махишасурамардини. Индия, Химачал-Прадеш, пер. пол. XX в. Из коллекции семьи Рерихов. Музей Востока, Москва. Выставка "Невероятная Индия. Взгляд из России" в ГМЗ "Царицыно", Москва. Фотография автора.
Дурга Махишасурамардини. Индия, Химачал-Прадеш, пер. пол. XX в. Из коллекции семьи Рерихов. Музей Востока, Москва. Выставка "Невероятная Индия. Взгляд из России" в ГМЗ "Царицыно", Москва. Фотография автора.

Если приглядеться, то заметно, что Дурга не только пронзает копьём асура, но и держит за волосы антропоморфную фигуру. В тексте "Деви-махатмья" V-VII вв. говорится о том, что Махиша мог принимать формы буйвола, льва, слона и человека. В финале битвы Дурга пронзила буйвола копьём, из пасти буйвола выполз человек, богиня схватила его за волосы и обезглавила.

Дурга Махишасурамардини. Северная Индия, Химачал-Прадеш, пер. пол. XX в. Из коллекции семьи Рерихов. Музей Востока, Москва. Выставка "Невероятная Индия. Взгляд из России" в ГМЗ "Царицыно", Москва. Фотография автора.
Дурга Махишасурамардини. Северная Индия, Химачал-Прадеш, пер. пол. XX в. Из коллекции семьи Рерихов. Музей Востока, Москва. Выставка "Невероятная Индия. Взгляд из России" в ГМЗ "Царицыно", Москва. Фотография автора.

Южноиндийский образец народного творчества представляет собой Вайшнави, шакти бога Вишну.

Её можно отличить по атрибутам Вишну. Это огненный диск чакра, булава и раковина шанкха, которая деликатно прикрепилась к луку, - традиционному атрибуту Вайшнави.

Вайшнави. Южная Индия, пер. пол. XX в. Из коллекции семьи Рерихов. Музей Востока, Москва. Выставка "Невероятная Индия. Взгляд из России" в ГМЗ "Царицыно", Москва. Фотография автора.
Вайшнави. Южная Индия, пер. пол. XX в. Из коллекции семьи Рерихов. Музей Востока, Москва. Выставка "Невероятная Индия. Взгляд из России" в ГМЗ "Царицыно", Москва. Фотография автора.

В индуистской традиции Гаруда - это царь птиц, который также является ваханой Вишну. В одной из интерпретаций мифа это случилось следующим образом: ради спасения матери Гаруде пришлось похитить эликсир бессмертия с горы Меру.

На обратном пути Гаруда встретил Вишну. Будучи справедливым и великодушным божеством, Вишну совсем не рассердился и спросил у Гаруды, чего тот желает. Гаруда... пожелал стать выше Вишну.

И бог это исполнил: он поместил изображение Гаруды на своё знамя и сделал царя птиц своим ездовым животным.

Гаруда наделён антропоморфными чертами и носит корону. Его отличительными атрибутами являются крылья и сосуд с амритой, который Гаруда держит в сложенных перед собой руках.

Гаруда. Северная Индия, Химачал-Прадеш, пер. пол. XX в. Из коллекции семьи Рерихов. Музей Востока, Москва. Выставка "Невероятная Индия. Взгляд из России" в ГМЗ "Царицыно", Москва. Фотография автора.
Гаруда. Северная Индия, Химачал-Прадеш, пер. пол. XX в. Из коллекции семьи Рерихов. Музей Востока, Москва. Выставка "Невероятная Индия. Взгляд из России" в ГМЗ "Царицыно", Москва. Фотография автора.

- Я твой дом труба шатал! (с)

В "Рамаяне" есть забавный эпизод: десятиголовый асура Равана желает привлечь внимание Шивы, который пребывает в глубокой медитации, и качает гору Кайлас. Шива просыпается, когда его в испуге обнимает Парвати (или Ума).

Равана раскачивает гору, на которой восседают Шива и Парвати (Ума). Северная Индия, XVIII в. Из коллекции семьи Рерихов. Музей Востока, Москва. Выставка "Невероятная Индия. Взгляд из России" в ГМЗ "Царицыно", Москва. Фотография автора.
Равана раскачивает гору, на которой восседают Шива и Парвати (Ума). Северная Индия, XVIII в. Из коллекции семьи Рерихов. Музей Востока, Москва. Выставка "Невероятная Индия. Взгляд из России" в ГМЗ "Царицыно", Москва. Фотография автора.

Литература.

  • Деви-махатмья. Сказание о величии богини. Пер. А.А. Игнатьев. Калининград, 2015.
  • Титова М.А. Предметы декоративно-прикладного искусства из коллекции семьи Рерихов. М.: Государственный музей Востока, 2022.
Только индийский актёр может выглядеть мужественно в спортивном бра и стволом тоньше мизинца.
Только индийский актёр может выглядеть мужественно в спортивном бра и стволом тоньше мизинца.

На выставке представлено более 400 экспонатов и наверное среди них каждый сможет найти "свою" Индию.

Кабинет Востоковеда

"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.