Словом "дхокра" (также "докра") называют художественную традицию мелкой металлической пластики, изготовленной в технике утраченного воска (др. названия техники: метод потерянного/вытесненного воска; англ. lost-wax casting; фр. cire perdue) и украшенной джутовыми узорами. Как правило, мастера используют сплав на основе меди. Также это название применяют к группе индийских племён, у которых высоко развито искусство художественной обработки металла.
Мастера дхокры создают как культовые статуэтки, так и предметы быта. Особенно забавно видеть предметы современного быта, например, подставки для смартфонов или открывашки, выполненные в древней технике.
Традиция дхокры интересна с точки зрения иконографии. Во-первых, она сформировалась в условиях изоляции, свойственной индийским деревням. Во-вторых, спрос на дхокру идёт со стороны заказчиков, нетребовательных к каноничным тонкостям классического индийского искусства. Поэтому у мастеров есть возможность проявить фантазию, изобразить божество по-своему, соблюдая, впрочем, иконографические признаки. Ведь персонаж должен оставаться узнаваемым.
Среди индуистских божеств, выполненных в традиции дхокры, можно обнаружить наиболее известных героев мифов (например, Ганешу, Вишну, Дургу и т.д.), но также - локальных божеств, которых почитают в отдельных социумах.
Одна из крупнейших (а возможно, что и самая крупная) коллекция дхокры в России была собрана Сергеем Витальевичем Кармалито и до 15 января 2023 г. экспонируется в Государственном музее Востока (Москва).
Ганеша как Ганеша. Его вахана, или ездовое животное - это крыса. Их здесь целых три.
Он художник, он так видит. Вот такие сонные шиншиллы крысы.
Итак, крыса - это ездовое животное Ганеши. ЕЗДОВОЕ, понимаете?
Вот она и тащит коляску.
Дурга-держи краба-Махишасурамардини.
А это и не совсем краб. Там группа поддержки Дурги, которая совершает подвиг убиения асура Махиши.
Великолепная Манаса.
Богиню, которая защищает от вредоносных нагов, можно узнать по "змеиной" короне и кобре у ног.
Манаса может изображаться в виде змееносца, то есть она в буквальном смысле носит змей на себе.
Камадхену - это волшебная корова, которая исполняет желания. Для индийца корова - это mata, мать, потому что с древних времён сохранилось представление о корове, как о главном источнике пищи и благосостояния человека.
Это Шива (что видно по трезубцу) и Камадхену. Like a Boss.
Двое на лавочке иллюстрируют легенду о запретной любви. Её звали Митки, у неё было семеро братьев, которые относились к ней как те коты из мема.
Они не хотели, чтобы Митки выходила замуж, ведь тогда, по традиции, она покинет их дом и некому будет готовить им нямку. Однажды в деревню пришёл бродячий музыкант Джитку. Митки и Джитку полюбили друг друга, мудрый Джитку построил дом неподалёку от дома семерых братьев и те одобрили брак.
Через несколько лет случились засуха и неурожай. Жители деревни обратились за помощью к шаману. Тот сказал, что нужно принести жертву - утопить кого-нибудь в пруду, выкопанном для сбора дождевой воды. Своих было жалко и утопили Джитку. Сразу после этой жертвы начались дожди и наполнили пруд, в котором с горя утопилась несчастная Митки.
Индийское племя гондов верит в то, что почитание этой влюблённой пары исполняет желания.
Всадник на коне иллюстрирует культ грамадеват (санскр. grama - деревня; devata - бог) - покровителей деревень. Грамадевата в виде всадника на коне трактуется как страж, который патрулирует деревню и охраняет ее от чужаков и недоброжелателей.
В племенных культурах Индии также фигурирует культ предков: грамадеваты в виде вооружённых всадников интерпретируются как изображения умерших правителей, предков и духов-прародителей, почитаемых за их героические деяния.
Этого грамадевату С. В. Кармалито называет "Коньком-горбунком". Он приобрёл его в Дели в 1978 г. и с этой замечательной фигурки началась история коллекции.
"Приобщившись по воле моего Конька-горбунка к коллекционированию дхокры, я однажды нашёл для себы ответ на вопрос, почему меня так пленили довольно странные скульптурные изображения, весьма далёкие от классических форм.
В памяти всплыла фигурка танцующей девушки, обнаруженная при раскопках Мохенджо-Даро".
(с) С. В. Кармалито.
История индийского искусства начинается с этих находок: терракотовые печати, каменная и терракотовая скульптура, керамика, украшения из шлифованных полудрагоценных камней и та самая танцовщица. Таким образом, искусство индийских племён, в том числе традиция дхокры, наследуют древнейшие техники и художественные мотивы полуострова Индостан.
Маюр-панхи (от санскр. mayura - павлин) - это ладья в виде павлина. Вот вам и "созвучие напевам санскрита" в древнерусских ладьях.
Есть немало лингвистических и этнографических параллелей, которые позволяют нам развивать идею об особой культурной связи между Россией и Индией. В начале XX в. эта тема, связанная с теорией индоарийской миграции, была популярна у отечественных учёных и литераторов.
Универсальный образ Древа жизни в исполнении представителей индийских племён. Фигурки человечков заполняют крону.
По листьям дерева мы определяем его жизнеспособность. Здесь человечки играют роль листвы и показывают, как живёт это Древо.
Присмотришься: а жизнь-то бурлит!
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен