Ультиматум — это примитивная, но эффективная манипуляция. Человек ставит условие «или — или» без альтернативных вариантов. Это часто срабатывает, заставляет собеседника растеряться, чем и пользуется манипулятор, перехватывая инициативу. Рассказываю, как бороться с теми, кто объявляет ультиматумы.
Что нельзя делать, если поставили ультиматум
На практике ультиматум выглядит примерно так:
- Потенциальный клиент приходит и говорит: «Сделайте мне скидку». Добавляет, что готов купить за определенную сумму, ни копейкой больше. Иначе просто развернется и уйдет.
- Начальник требует, чтобы вы вышли в свой выходной. Иначе оштрафует или вообще уволит.
- Сотрудник приходит к руководителю и заявляет, что ему нужно повышение зарплаты или он уволится.
Это только три примера. Манипуляции-ультиматумы встречаются в личных отношениях. Например, женщина может объявить мужчине: «Выбирай — я или твоя мама». Реальная ситуация, не правда ли?
Худшее, что можно сделать в ответ — начать объяснять в стиле: «Ну вы понимаете, мы так не работаем» или «У меня уже были планы на эти выходные…».
Манипулятор не слушает разумных доводов. Он хочет победить, продавить. Обычно манипуляция-ультиматум — это признак амбициозного человека, уверенного, что ему все должны.
Как поступать с манипуляторами
Объясняться бессмысленно. Оппонент воспримет это как вашу неуверенность в себе. В таком случае он уже выиграл.
Что надо сделать:
- Улыбнуться. Показать свой доброжелательный настрой.
- Вернуть с небес на землю. Вопрос звучит примерно так: «А чего вы хотите в результате добиться?» Это дает понять, что вы не боитесь ультиматума и тоже находитесь в позиции силы. Вы демонстрируете, что недаром же он ставит ультиматумы — у вас есть нечто, что ему очень нужно.
Вопрос: «Чего вы хотите добиться в результате?» дает понять, что он не получит желаемого на своих условиях. Его возвращают к потребности.
Клиент поймет, что ему требуется товар или услуга. Начальник осознает, что нужно выполнить срочную работу, но штраф не решит проблему, а увольнение сотрудника создаст аврал.
Сотрудник, который пришел за повышением, вспомнит о рисках безработицы. А жена — о том, что может потерять супруга.
Этот вопрос выбивает почву из-под манипулятора. Но не надо переходить в наступление и продавливать его в ответ, потому что это приведет к новому конфликту.
Покажите готовность обсуждать. Скидки, внеурочную работу, отношения с мамой — всегда можно договориться, но уже на обоюдовыгодных условиях.
На своих бесплатных мастер-классах я рассказываю, как добиваться своего в разговоре даже с самым несговорчивым собеседником.
Мы разбираем:
- рабочие техники, которые помогают влиять на решение оппонента;
- типы поведения в переговорах и как их распознать;
- как говорить «нет» без оправданий и чувства вины;
- как водить диалог от конфликтов в нужное русло;
- как работать с обесцениванием.
Все участники получают в подарок чек-лист «Как не стать жертвой манипулятора: 5 самых эффективных техник поставить человека на место».
Читайте еще: