Уметь извиняться — это искусство, которое требует определенных навыков. Если вы в чем-то виноваты, то надо просить прощения всегда, без исключений. Но встречаются ситуации, когда однозначной вины нет. Как вести себя в этом случае? Рассказываю лайфхаки.
Почему надо извиняться, когда вы не виноваты
Представим ситуацию. Вы договорились о встрече. Должны приехать на поезде, который отправляется в семь утра и к десяти приезжает в другой город. А в одиннадцать у вас начинаются переговоры.
Вы вовремя садитесь на поезд, но в пути по какой-то причине он опаздывает на полчаса-час.
Встреча назначена. Можно позвонить и предупредить, но собеседник уже выстроил планы. Он будет недоволен в любом случае, хотя понимает, что вашей вины в опоздании поезда нет.
Или вы договорились с командой на работе о созвоне в видеоконференции. Все должны появиться ровно в девять утра. Подготовились, достали ноутбук, включили его… синий экран. Компьютер сломался. Вся информация на жестком диске. Восстановить можно, но это потребует несколько часов. Придется срочно объявлять об отмене встрече.
Люди понимают, что вы не виноваты в поломке ноутбука. Но им пришлось менять планы, подстраиваться под форс-мажор.
Эти ситуации требуют извинений. Однако правильных. Объясню, как вести себя, чтобы не стать «козлом отпущения» или «вечной жертвой».
Как правильно просить прощения
Если виноваты вы, то просто извиняетесь: «Я опоздал, потому что проспал. Простите».
Но за движение поезда или неожиданную поломку ноутбука вы отвечать не можете. Не становитесь в позицию виноватого, не принижайте себя. Вы тоже оказались в неприятной ситуации.
Не принимайте позицию жертвы: ах, эти поезда вечно опаздывают. Техника постоянно ломается в самый неподходящий момент.
Идея в том, чтобы не подставляться под негативные эмоции людей, которым вы создали неудобства, пусть даже ненамеренно. Желательно погасить эти эмоции.
Как это сделать? Хорошо работает юмор, когда вы показываете, что не берете на себя вину, вместе с тем принося извинения. Например: «От имени РЖД приношу глубокие извинения за опоздание».
Или: «Корпорация Apple должна перед нами извиниться за пропущенный созвон, а также возместить ущерб, но сегодня приношу извинения я».
Таким образом, вы не берете на себя вину. Одновременно не отказываете людям в эмоциях. Демонстрируете, что сами испытываете дискомфорт из-за того, что слушателям, коллегам, друзьям пришлось оказаться в неприятной ситуации, у них срочно изменились планы и т.д. Выдерживаете баланс между серьезностью — фактом извинений и юмором.
Примерно такие лайфхаки можно использовать, когда объективно вашей вины нет. Они помогают уменьшить негатив и перевести отношения в позитивное русло.
Еще больше лайфхаков, как строить общение и выигрывать в переговорах я даю на своих мастер-классах «Влияй и убеждай. 5 способов убедить кого угодно в чем угодно».
Читайте еще: