В глухих лесах упал космический объект, цепкая зараза, вроде миноги, впилась в оленя. Парочка, приехавшая для прогулки по туристической тропе, обедает в бургерной «У Бигфута», где мальчик-официант говорит о падении «красной звезды»...
Рут (Майка Монро, звезда культового хоррора It Follows и триллера «Наблюдающий») и Гарри (Джейк Лэси) надевают куртки и бредут по тропе. Гарри в лесу доволен, Рут нервничает.
– Я что-то увидела. кажется, оленя.
– У... я думал, что-то страшное.
– Он был страшный!
У Рут паническая атака, когда Гарри делает ей предложение на берегу океана. Рут считает, что хорошее дело браком не назовут, что это оковы (пара вместе 6 лет). Начинается спор. Гарри говорит, что у Рут (пьет таблетки) сдвиг от случившегося с родителями, Рут говорит, что любит его, но без штампика... В общем, поход не задался.
Вряд ли кто-то без трейлеров смог бы предсказать, что будет дальше. Это четкий до перфекционизма, элегантный хоррор с массой (можно сбиться со счета) хлестких и жутких поворотов сюжета. Причем, со второй половины повороты все более остроумны и метафоричны. Не буду раскрывать секреты, ограничусь намеками в названии этого текста.
Фильм написали и поставили Дэн Берк и Роберт Ольсен, снимают вместе и уже работали с Майкой Монро в остроумном триллере «Злодеи». На этот раз выбор актрисы очень в тему: в It Follows всякая жуть соседствует со страхом начала взрослой жизни, а тут тревоги связаны с отношением к браку. Да, что там! Кажется, ребята писали сценарий под Монро.
Кино наполнено аллегориями об абъюзе, поглощении второй «половинки». Ставится под сомнение предложения супружества с кольцом, как мужской повинности/прерогативы...
От «повестки» уже делается душнее, чем от того, с чем она борется. Авторы понимают. Поэтому вывели нас на чистый воздух и плеснули в лицо водичкой. Они не останавливается на сказанном, не ставят в конце фразы восклицательный знак, делая ее левацким лозунгом.
Берк и Ольсен не снимают ужастик ради модных трендов, а играют ими, чтобы заново взбудоражить и напугать нас, когда казалось, все страшное позади. И заодно напомнить о том, что общественно-политические метафоры были в хорроре еще с середины прошлого века.
Это кино не выпячивает киноманство и ревизионизм, оно просто питается магией старого кино. Интеллигентные спецэффекты, достойные раннего Карпентера по духу и иронично обыгранная тема Человека со Звезды, сочетаются с жутью, сидящей под обычной внешностью, напоминающей о «Вторжении похитителей тел» (1956) и «Нечто из иного мира» (1951).
Это современное кино, родня фильмам «Род мужской», It Follows и куче «умных» ужастиков. Но, во-первых, ошибка считать Elevated horror свежим изобретением. Арт, притча, левый дискурс, сатира... это все не новинка, даже постмодерн. Во-вторых, для Берка и Ольсена жанр как таковой слишком важен, чтобы разменивать его на лозунги.
Вместе с ошарашивающим хоррором и ироничностью аллегорий кино наполнено романтикой классики. Словно зараза «Нечто» учится уважать людей как Клаату из «День, когда Земля остановилась» и любить, как карпентеровский Стармен. Но получается этот эксперимент не очень.
Остроумное и изящное переосмысление шедевров прошлого. Не ради «повесточки» и постмодерн-иронии. Это страстный искренний образец жанра, а его остроумность – не постмодерн, а скорее метамодерн в хорроре. Неудивительно, что такое кино и пугает, и вселяет надежду.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!