Найти тему
Кинокружок Курилова

«Сверхъестественное. Знаки»: матрешки играют Бетховена в романтичном продолжении культового кино 2010-х

Создатели одного из самых прекрасных независимых киномиров Джастин Бенсон и Аарон Мурхед слетали во Вселенную с высоким уровнем жизни, создав «Лунного рыцаря» и «Локи» для Марвел. Но нашли в себе силы вернуться в родные края с фильмом Something in the Dirt. Прямо из князей обратно в грязи. И это вышло вдохновенно.

Они вернулись с новым фильмом, настоящее название которого «Что-то в грязи», а не унылая компиляция от локализаторов. Их встретили без фейерверков и большой кассы. Но критики не зря в восторге, и неспроста рейтинг на Rotten Tomatoes 90%. Something in the Dirt – отличное кино.

Лос-Анжелес. «Весеннее равноденствие. Время, когда жухнет трава, горят холмы, и повсюду воздух пропитан запахом барбекю. Красота».

В квартал с дешевым жильем под взлетающими самолетами приезжает Ливай (Джастин Бенсон, эти авторы уже не первый раз играют главные роли), сидевший в психушке, по глупости попавший под условный приговор и находящийся на УДО.

Бенсон и Мурхед снимают вместе уже 10 лет. Кадр из к/ф «Сверхъестественное. Знаки».
Бенсон и Мурхед снимают вместе уже 10 лет. Кадр из к/ф «Сверхъестественное. Знаки».

В соседней квартире уже десять лет живет Джон (Аарон Мурхед), зарабатывающий зарядкой электросамокатов, ранее работавший в Евангельской церкви Армагеддона.

Встретившись в курилке во дворе, уже на 15-й минуте новые друзья видят, как в комнате Ливая поднимается вверх и раскидывает разноцветные лучи, пепельница из кристалла кварца. Мужики решают, как монетизировать обнаруженный полтергейст, и решают снять документалку.

В ходе дальнейших исследований, как-то связанных со сбоем в гравитации и электромагнитных волнах, с геологией и тайными знаками на стенах старых домов в LA друзья рассуждают о сущности наблюдаемых явлений, о будущем Земли, человечества, самих себя, в преломлении научных дисциплин, эзотерики и теорий из форумов в сети.

«Мы празднуем Рождество, не видя Санту. Точно так разговоры о Конце Света дают нам чувство общности, прогресса».

Ребята смотрят на парящий кристалл посреди комнаты, болтают и туда же сбрасывают сигаретный пепел. В стенном шкафу то ли двери в ад, то ли портал в другое измерение, а для переговоров с парящими кристаллами оказывается полезна Девятая симфония Бетховена, набряканная на акустической гитаре.

Потом с ребята видят азбуку Морзе в семечках во фрукте кактуса и в гудении трансформаторной будки. И даже самолеты перекрестьем конденсационных следов передают привет двум искателям приключений.

Бенсон и Мурхед создали прекрасные псевдохорроры «Весна» и «После полуночи», культовые независимые ужастики «Ломка» и «Паранормальное», философскую фантастику «Грань времени».

В последнее время этот тандем привлек внимание Марвел. Бенсон и Мурхед вдохнули душу в древних мумий в сериалах КВМ
«Лунный рыцарь» «Локи», где тоже не обходится без фантастики и доли хоррора. А потом вернулись к своим привычным делам.

Все независимые фильмы Бенсона и Мурхеда отличаются невысокими бюджетами, ужасы и фантастика в них служат только поводом для красивого рассказа про любовь или дружбу. Или про то и другое сразу.

Кадр из к/ф «Сверхъестественное. Знаки».
Кадр из к/ф «Сверхъестественное. Знаки».

В мире не так уж много более-менее связных авторских независимых киномиров («Кровь и мороженое» Эдгара Райта и Саймона Пегга, View Askewniverse Кевина Сита, супергеройская трилогия М. Найта Шьямалана, инди-хорроры семьи Адамс). Вот и Бенсон и Мурхед продолжают создавать свою киновселенную.

Они сами признались, что вставили в новую картину около сорока отсылок к предыдущим. Наиболее близко Something in the Dirt подобрался к фильму «Паранормальное» (2017), продолжению (или это больше спин-офф?) первой работы тандема Бенсона и Мурхеда «Ломка» 2012 года, показывая, что стало с главными героями Майклом и Крисом.

Бенсон играет в Большого Лебовски. Кадр из к/ф «Сверхъестественное. Знаки».
Бенсон играет в Большого Лебовски. Кадр из к/ф «Сверхъестественное. Знаки».

Снова история неудачливых ребят, странных маргиналов, грустных и смешных лузеров. Судьба свела их вместе реально волшебным образом.

Их совместный пьяный научно-фантастический квест выглядит как последняя авантюра молодости. И кажется, что их болтовня рядом с парящим в воздухе чудом света и есть настоящее чудо, а летающая пепельница – просто повод для дружбы.

В чем-то это кино про съемки кино (герои меняют жанры, делая документалку, инсценировку, вспоминая детство в формате семейного видео Бенсона и Мурхеда и т. п.) рассказывает про самих авторов.

Семечки фрукта говорят азбукой Морзе, трансформаторная будка подпевает. 
Кадр из к/ф «Сверхъестественное. Знаки».
Семечки фрукта говорят азбукой Морзе, трансформаторная будка подпевает. Кадр из к/ф «Сверхъестественное. Знаки».

Писать, как и снимать надо о том, что хорошо знаешь. Эти ребята, придумавшие для своей компании лозунг «Снимай кино с друзьями», лучше многих умеют дружить, и их фильмы делятся этим умением.

А еще им известно, как можно часами в дружеском кругу молоть невероятную дичь и выслушивать безумные теории другого, делая из этого нечто общее. До конца понятное лишь узкому кругу, но источающее такой благородный свет и дающее такую легкость, что трудно пройти мимо. Фильмы Бенсона и Мурхеда, какими бы тревожными и печальными они порой ни были, напитаны этим знанием.

Когда матрешки начинают наигрывать Девятую симфонию Бетховена, это значит, что ничего еще не закончено. Кадр из к/ф «Сверхъестественное. Знаки».
Когда матрешки начинают наигрывать Девятую симфонию Бетховена, это значит, что ничего еще не закончено. Кадр из к/ф «Сверхъестественное. Знаки».

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!