Найти тему

Скульптура Древней Греции. Эллинистический период (IV–I вв. до н.э.)

Оглавление

Греческая скульптура эллинистической эпохи отличается большей подвижностью и более сильными эмоциями.

Они уже не были такими идеализированными, как в классический период. Скульпторы изображали более широкий круг личностей, настроений и сцен.

Популярными моделями становятся старики и дети, а работы приобретают особую выразительность.

Старый пьяница, II век до н. э., римская копия. Капитолийские музеи.
Старый пьяница, II век до н. э., римская копия. Капитолийские музеи.

В период эллинизма возникают центры скульптурного творчества: Пергам, Родос, Антиохия, Александрия.

Среди наиболее известных произведений — творения мастеров пергамской школы, в чьих работах можно заметить подчёркнутый драматизм.

Как, например, в этой скульптуре.

Галл, убивающий свою жену и себя. Римская копия нач. II в. н. э. бронзового эллинистического образца ок. 230—220 гг. до н. э. Реставрация каррарским мрамором. Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
Галл, убивающий свою жену и себя. Римская копия нач. II в. н. э. бронзового эллинистического образца ок. 230—220 гг. до н. э. Реставрация каррарским мрамором. Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.

Здесь изображён галл, который убил свою жену и закалывает себя мечом, чтобы не попасть в плен к победителям.

Пергамский мастер создал образ галла, полный героического пафоса.

Лицо воина выражает страдание и трагическую решимость.

Ещё один пример, исполненный драматизма и созданный греческими ваятелями родосской школы. Наверняка вы много раз видели изображения этой скульптурной группы.

Агесандр Родосский, Полидор, Афинодор. Лаокоон и его сыновья. Вт. пол. I в. до н. э. Мрамор. Музей Пио-Клементино, Ватикан.
Агесандр Родосский, Полидор, Афинодор. Лаокоон и его сыновья. Вт. пол. I в. до н. э. Мрамор. Музей Пио-Клементино, Ватикан.

Здесь мы видим смертельную борьбу жреца Лаокоона и его сыновей со змеями. Чтобы понять и почувствовать напряжение, которое передаёт этот шедевр, слова не нужны.

И, пожалуй, самая известная скульптура эпохи эллинизма, которая многим знакома ещё с детства, — это «Венера Милосская». Настоящий символ грации.

Венера Милосская. Около 130–100 гг. до н. э. Мрамор. Высота 2.02 м. Лувр, Париж.
Венера Милосская. Около 130–100 гг. до н. э. Мрамор. Высота 2.02 м. Лувр, Париж.

Это мраморная статуя Афродиты, греческой богини любви и красоты. Считается, что скульптуру создал Александрос Антиохийский (согласно надписи на постаменте, который ныне утерян).

Изящная фигура очаровывает ценителей искусства уже в течение двух веков с момента её открытия в 1820 году на небольшом греческом острове Мелос в Эгейском море.

Три интересных факта о скульптурах эллинизма

1. Гигантомания

Одна из особенностей — выраженная гигантомания. Ярчайший пример — 36-метровая бронзовая статуя бога Солнца Гелиоса, покрытая позолотой. Этот тот самый знаменитый Колосс Родосский — одно из семи чудес света.

-5

2. Танагрские статуэтки

Это небольшие терракотовые статуэтки детей, городских и сельских жителей, ремесленников и представителей других профессий. Они отражали обыденную жизнь античного дома и быт семьи.

Две девушки — терракотовая статуэтка, изображающая игроков в эфедризм. Изготовлена в Коринфе в конце IV—начале III в. до н. э. Государственный Эрмитаж.
Две девушки — терракотовая статуэтка, изображающая игроков в эфедризм. Изготовлена в Коринфе в конце IV—начале III в. до н. э. Государственный Эрмитаж.

3. «Живые картины»

Скульптура эпохи эллинизма представляла собой «живые картины», целые спектакли, главные герои которых сами статуи.

Чтобы дополнить знания о древнегреческой скульптуре, прочитайте также две другие статьи:

Скульптура Древней Греции. Архаический период

Четыре шедевра древнегреческой скульптуры классического периода

Хотите ежедневно читать интересные факты и новости из мира искусства? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы ежедневно узнавать интересные новости из мира искусства :)

ПОДПИСАТЬСЯ