Найти тему

Скульптура Древней Греции. Часть первая: архаический период

5,4K прочитали

Древние греки проявляли всеобъемлющий интерес к человеку. Они считали его самым гармоничным, идеальным и прекрасным созданием богов.

Поэтому главная цель скульпторов той эпохи — правдоподобно изобразить человека: живым, движущимся и чувствующим.

В этой статье мы с вами вкратце разберём архаический период древнегреческой скульптуры и рассмотрим её характерные отличия.

Скульптор Полимед Аргосский. Клеобис и Битон. Около 600–580 гг. до н. э. Мрамор.
Скульптор Полимед Аргосский. Клеобис и Битон. Около 600–580 гг. до н. э. Мрамор.

Архаический период длился с VIII по VI вв. до н. э.

В это время в Древней Греции сформировались основные типы одиночной монументальной скульптуры: куросы и коры.

Курос

Это всегда идеализированные, лишённые портретных черт изображения молодых обнажённых атлетов. Такие скульптуры олицетворяли юношей, стоящих во фронтальной позе. Отличительные особенности:

— Куросы чаще всего изображались энергичными, в движении — идущими или шагнувшими.

— Руки тесно прижаты к телу и вытянуты вдоль туловища.

— Пальцы на руках согнуты или сжаты в кулаки.

— Лицо оживлено лёгкой, будто немного хитрой улыбкой («архаической улыбкой»).

Курос. 590—580 гг. до н. э.
Курос. 590—580 гг. до н. э.

Кора

Женский аналог куроса. Это изображение женщины в статичной позе. Она всегда молодого возраста, одета в плотно облегающий хитон, а на её лице точно так же заметна лёгкая насмешливая улыбка. Головы грациозных и изящных девушек-кор, как правило, украшались локонами.

Древние греки проявляли всеобъемлющий интерес к человеку. Они считали его самым гармоничным, идеальным и прекрасным созданием богов.-3

Все эти статуи выполнялись из известняка, терракоты, бронзы, мрамора, дерева и редких металлов. Куросы использовали в качестве надгробных памятников и для украшения храмов.

При этом та самая «архаическая улыбка» часто не соответствует теме скульптуры. Например, «улыбающаяся» статуя может быть посвящена смертельно раненому или страждущему человеку.

Кора № 675 с Афинского Акрополя. Около 510 г. до н. э.
Кора № 675 с Афинского Акрополя. Около 510 г. до н. э.

Всадник Рампина — одна из первых конных статуй в античном искусстве. Обратите внимание на главную деталь образа — лёгкий поворот головы.

Это уже нарушение строгой фронтальности, раскрепощение в движении и предвестие будущих достижений классической скульптуры.

«Всадник Рампина». Ок. 550 г. до н. э.
«Всадник Рампина». Ок. 550 г. до н. э.

Пять интересных фактов

1. Скульпторы этого периода традиционно преувеличивали человеческий образ, высота статуй достигала трёх метров. С конца XIX века историки искусства стали называть их «архаическими аполлонами».

2. Мраморные статуи раскрашивались восковыми красками. Обязательно изображали зрачки. Также древнегреческие скульпторы добавляли к своим произведениям бронзовые предметы: лук, стрелы и т.д.

Древние греки проявляли всеобъемлющий интерес к человеку. Они считали его самым гармоничным, идеальным и прекрасным созданием богов.-6

3. Фигуры кор всегда закрывала пышная, покрытая узором одежда.

4. Статуям этого периода не свойственна индивидуальность. Поэтому не всегда учёные могут легко отличить изображение атлета от изображения бога.

5. Науке известны следующие школы скульптуры архаического периода: критская, спартанская, аргосская, сикионская, ионийские школы и аттическая.

Мосхофор. Ок. 570 г. до н. э.
Мосхофор. Ок. 570 г. до н. э.

В конце архаического периода уровень греческой скульптуры значительно вырос. Мраморные и бронзовые статуи воплощали образы богов в почти идеальных человеческих изображениях.

Затем на смену пришёл классический период, о котором пойдёт речь в моей следующей статье.

Хотите ежедневно читать интересные факты и новости из мира искусства? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы ежедневно узнавать интересные новости из мира искусства :)

ПОДПИСАТЬСЯ