Найти тему

Четыре шедевра древнегреческой скульптуры классического периода

Оглавление

В V веке на смену архаической скульптуре пришла классическая.

Она отличается большей реалистичностью и стремлением передать сложные движения человеческого тела. Классику можно разделить на два периода.

I. Скульптура строго стиля

Это стиль, который пришёл на смену поздней архаики. Он отличается абсолютно противоположными ей тенденциями: суровые лица, строгая простота форм и жестов, тяжёлое спокойствие.

Посмотрите на этот сохранившийся подлинник.

«Бросается в глаза, прежде всего, совершенно новая структура головы по сравнению с архаическим стилем. Только теперь впервые общая масса головы разделена на два главных составных элемента, на череп и лицо.

Характерен также для строго стиля очень низкий лоб, закрытый и затенённый волосами, и очень большая, тяжёлая нижняя часть лица, с круглым подбородком».

Из книги «Искусство Древней Греции» Б. Р. Виппера.

II. Скульптура высокой классики

Граница между двумя стадиями классического периода проходит ок. 450 г., когда формы становятся более загруглёнными и свободными, а концепция более возвышенной. Неуловимость этого перехода особенно ярко демонстрирует искусство Мирона.

Теперь рассмотрим его самую известную скульптуру и другие шедевры классического периода.

1. Дискобол

Пожалуй, самая узнаваемая работа мастера Мирона, который полностью обрывает связь с традициями архаики.

Дискобол знаменит тем, что это была первая попытка передать движение через статую. Мирон превзошёл смелостью и динамикой всех своих предшественников.

Оригинал был бронзовым. Но до наших дней дошли только мраморные копии более позднего периода.

Мирон. Дискобол. Древнеримская копия, около 450 г. до н.э.
Мирон. Дискобол. Древнеримская копия, около 450 г. до н.э.

2. «Дорифор» Поликлета

Считается, что именно Поликлет изобрёл «постановку» фигуры человека с переносом тяжести тела на одну ногу.

Когда вы смотрите на «Дорифора», не совсем понятно, стоит он или идёт.

И снова, в отличие от архаических предшественников, эта статуя наполнена силой и движением. Фигура представляет собой динамичную, но уравновешенную композицию.

Оригинал был бронзовым. На данный момент существует 31 копия.

Поликлет. Дорифор (копьеносец), 450–440 гг. до н.э.
Поликлет. Дорифор (копьеносец), 450–440 гг. до н.э.

Контрапост — приём изображения фигуры, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части.

После архаических статуй, стоящих в симметричной позе с опорой на две ноги, Поликлет и затем другие мастера начали изображать человеческую фигуру в контрапосте.

3. Афина Парфенос

Скульптуру создал Фидий в период 447-438 гг. до н.э. Статуя Афины высотой 13 метров находилось на Акрополе в главном храме Парфенон. Голова и руки были изготовлены из слоновой кости. На украшение статуи ушло около тонны золота. Оригинал не сохранился.

-3

4. Гермес с младенцем Дионисом

Классическая статуя из паросского мрамора. Конечности фигур Гермеса и Диониса частично утрачены. Авторство зачастую приписывают Праксителю на основании известия Павсания о том, что в храме Геры стояла фигура Гермеса работы этого скульптура.

Пракситель. Гермес с младенцем Дионисом. Середина 4 века до н.э. (копия).
Пракситель. Гермес с младенцем Дионисом. Середина 4 века до н.э. (копия).

Чтобы дополнить знания о древнегреческой скульптуре, прочитайте также две другие статьи:

Скульптура Древней Греции. Архаический период

Скульптура Древней Греции. Эллинистический период

Хотите ежедневно читать интересные факты и новости из мира искусства? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы ежедневно узнавать интересные новости из мира искусства :)

ПОДПИСАТЬСЯ