На сегодняшний день очень мало информации об Испанской войне на русском языке. Возможно вспомнить работу Тарле: «Наполеон», или одноимённую работу Манфрэда, люди, которые интересуются этой эпохой чуть больше, припомнят труды Луи Тьера: «История Консульства и Империи» или книгу Додолева М.А: «Россия и Испания: 1808-1823 гг. Война и революция в Испании и русско-испанские отношения», где, как понятно по названию, преимущественно исследуются русско-испанские отношения. Существуют ряд других работ, но список не слишком большой.
К счастью, недавно были выпущены ряд русскоязычных статей, где часто рассматриваются важные темы (1).
Автор данной статьи не претендует на полную научность(как минимум он не обладает историческим образованием), но он хочет показать взгляд французских и части британских историков на начало войны в Испании. Не поразить новыми открытиями, а лишь показать старое, но во многом не известное у нас.
1806 год
Как правило войны не начинаются спонтанно, им предшествуют «искры», а уже потом «пламя». Поэтому о войне 1808 года стоит начать говорить с 1806 года. Как известно этот год ознаменует собой войну Четвёртой коалиции, где Пруссия, Швеция и Россия потерпят поражения от Наполеона, но на момент начало конфликта победитель был неизвестен.
Мануэль Годой(любовник королевы и фактический правитель Испании) также хотел поучаствовать в войне, но его позиция отличалась от французской (2).
5 октября был опубликован воинственный манифест:
«В обстоятельствах менее опасных, чем те, в которых мы находимся сегодня, добрые и лояльные подданные поспешили предложить своим государям добровольные дары, чтобы удовлетворить нужды государства. Но именно в этот момент мы должны проявить это великодушное провиденье и защитить нашу страну от всех опасностей. Андалусия и Эстремадура, чьи лошади, быть может, во всей Европе лучше всего подходят для легкой кавалерии и которые оказали такие важные услуги королю Филиппу V, будут ли они безразлично смотреть на плохое состояние кавалерии Его Величества? Нет, я не думаю. Напротив, я надеюсь, что все испанцы, идущие по стопам своих предков, окажут королю те же услуги, которые наши предки оказали своим государям. Надеюсь, что скоро наши армии, особенно наша кавалерия, будут такими же блестящими как они когда-то были. Я надеюсь, что опасность скоро рассеется и что тогда вы сможете вернуться, покрытые славой, в лоно своих семей, чтобы насладиться там отдыхом. Здесь вас будут сопровождать почетные воспоминания: человек будет гордиться тем, что помог своей семье; другой спас своего начальника, освободил своего друга, и все за то, что он способствовал спасению страны. Приходите, мои дорогие соотечественники, придите и выстройтесь под знаменами лучших из государей; придите, я приму вас с благодарностью; гарантирую вам исполнение моих обещаний, если Бог побед дарует нам счастливый и прочный мир, единственный объект наших желаний. «Нет, вы не поддадитесь ни страху, ни вероломству; ваши сердца будут близки к любому иностранному соблазну. И если, однако, вы не будете вынуждены сравнить свое оружие с оружием наших врагов, вы всегда докажете свою преданность и избавите себя от всех подозрений, ответив на призыв, который я обращаюсь к вашей чести и вашей верности. Но если мой голос слишком слаб, чтобы пробудить в вас желание славы, то я обращаюсь к королю, нашему господину, к этому отцу народа, от имени которого я обращаюсь к вам, чтобы он сам напомнил вам о том, чем вы ему обязаны и что вы должны своей честью и святой религии, которую вы исповедуете»
Были запрошены патриотические пожертвования и специальные взносы из казны каждой провинции (3), приказывалось привести армию в боевой порядок (4). Годой оправдывал это подготовкой к войне с Португалией, осадой Гибралтара, но как мы знаем вторжение в Португалию произошло только через год, поэтому подобные объяснения были неубедительны.
Шли переговоры с русским, португальскими послами, где согласовывался план нападения на Францию (5) .
Но все эти подготовительные действия разрушились в один момент. Всё решалось на полях Германии, где 14 октября Наполеон и маршал Даву разгромили прусскую армию, а уже 27 октября французы были в Берлине. После таких головокружительных событий Испания не решилась вступать в коалицию.
Сам Наполеон, во многом из-за недостатка информации, скептически оценивал вступление Испании в союз против него. В своём письме Фуше он написал: «Не знаю, где вы в Париже узнали, что Испания была против Франции. Вас беспокоит английское воображение»(6).
Тем не менее на сегодняшний день можно сказать, что Испания - другая Пруссия. После Трафальгара, испанцы выжидают, готовые принять Португалию из рук Наполеона, если Наполеон победит, готовые, если он будет разбит, перейти к союзникам.
Но война 4 коалиции продолжалась...Наполеон ввёл континентальную блокаду, борьба становилась беспощадней.
1807 год
Данный год ознаменуют собой важнейшие события, которые во многом повлияли не только на Испанию, но и на всю Европу.
Не имея флота Наполеон ввёл континентальную блокаду. Декрет вошёл в силу с 21 ноября. Данное обстоятельство заставляло Наполеона проводить агрессивные действия. Тьер Ленц и Жан Тюлар считают это одной из причин войны(7). Испания (почти как любая относительно независимая страна) плохо исполняла условия европейской блокады(8)
Наполеон, который воевал в Пруссии, решил подтянуть свои союзнические контингенты в Германию, он потребовал помощи от Испании, Годой, не имея большого выбора, предоставил дивизию Ла-Романа, которая была расквартирована в Северной Европе (9).
После битвы под Фридландом и Тильзитского мира Наполеон стал императором Европы. Были начата гигантская подготовка к созданию нового флота из всех европейских держав. Вот как это описывает Луи Тьер:
В Антверпене и Флиссингене он уже добился удивительных результатов. Пять построенных в Антверпене 80- и 74-пушечных кораблей без происшествий спустились по Эско во Флиссинген и там оснащались. Еще три почти законченных корабля должны были довести численность эскадры в Эско до восьми кораблей. Для их снаряжения отовсюду были собраны голландские, фламандские и пикардийские моряки. Наполеон приказал спустить на воду три завершенных корабля, заложить на освободившихся верфях новые и бесконечно умножать число верфей; он хотел, чтобы Антверпен строил суда не только для Флиссингена, но и для Бреста, поскольку в Нидерланды сплавлялся по рекам германский и северный лес. Брестский лес Наполеон предполагал сохранить для ремонта эскадр, оснащавшихся в этом большом порту. По возвращении в Париж Наполеон решил реорганизовать старую Булонскую флотилию. Он также торопил с постройкой фрегатов в Дюнкерке, Гавре, Шербуре и Сен-Мало... Ему не терпелось выйти в море, но его по-прежнему удерживал английский флот, который уже 8—10 месяцев не выпускал из виду рейд острова Экс. Наполеон приказал спустить на воду завершенный корабль, отремонтировать еще один, годный к службе, чтобы довести численность этой дивизии до семи кораблей. Повсюду, где завершалось строительство кораблей, он приказал без промедления приступать к строительству новых. В Кадисе он располагал прекрасной дивизией из пять кораблей, остатков Трафальгара, отлично организованных и оснащенных прекрасной дивизией, под командованием адмирала Розили. Он обратился к Мадридскому кабинету с настойчивыми, почти грозными требованиями добавить несколько кораблей к кораблям адмирала Розили и рекомендовал последнему быть готовым поднять якорь по первому сигналу. В Тулоне были снаряжены три корабля, два из которых принадлежали Тулону, а один Генуе. Наполеон приказал спустить на воду в Тулоне «Торговлю города Парижа» и «Робюсту», а в Генуе — «Бреслау», оснастить их, убрать негодные суда и тотчас сменить их на верфях новыми, чтобы в этом порту было шесть готовых кораблей. Наполеон послал инженеров в город Специю для изучения этой позиции, представлявшейся ему довольно удачной. Наведя справки о портах Неаполя и Кастелламаре, он предписал Жозефу приступить к строительству двух кораблей в каждом из них. Пять кораблей строилось в Венеции, и Наполеон приказал заложить на ее верфях еще три корабля и подготовить выход возрожденного венецианского флота из арсенала в Адриатическое море. Таким образом, Наполеон мог удвоить или утроить военно-морские силы Империи менее чем через год. Кораблей, которых поначалу недоставало, чтобы меряться силами с англичанами, в скором времени должно было стать достаточно для переброски войск и уже было достаточно для новых блокад и принуждения Англии к разорительным тратам.(10)
Наполеон продолжил перестраивать Европу. Он заключил договор в Фонтенбло, где совместно с Испанией было принято решение на вторжение и разделение Португалии (11).
Скорее всего именно в 1807 году Наполеон принял решение ввести войска в Испанию, но для него оставалась дилемма: оставить Фердинанда(сына испанского короля) на престоле, поженив его на своей племяннице, либо поставить(вернее сказать переставить) своего брата на престол. Первый вариант был отклонён, причина, которая кажется мне логичной, обозначил Томас Хэмилтон:
Если бы новый монарх, как и его отец, был безразличен к нации, более того, если бы он предположил, что корона была в целом непопулярна, он мог бы найти поддержку в армиях Франции. При таких обстоятельствах, вероятно, Наполеон посадил бы его на трон и выступил бы защитником своего права. Частью его политики было то, что испанские нации должны и впредь, как и во времена Карла, быть разделенными на партии, достаточно рано уравновешенные, чтобы влияние Франции, когда оно уменьшится в масштабе, могло дать преимущество любой из них. Поэтому, когда он увидел, что Фердинанд, слабый и недостойный, стал объектом преданности, столь глубокой и пылкой, и уже занял трон, на который он был возведен под влиянием, совершенно не зависящим от его власти, взгляды и политика Наполеона в отношении него тотчас же изменились. Король, который одним словом мог поднять народ к оружию, который питал к себе полные и безраздельные симпатии щедрого и храброго народа, не был тем человеком, чьими целями должно было управлять Испанией. Презренное положение могло бы быть по всем личным качествам, но рядом с таким соседом таилась опасность.(12)
Иногда можно услышать, что Наполеон вторгся в Испанию, чтобы поставить своего брата на престол, но это заблуждение в высшей степени ошибочно. Коронация братьев было следствием политики Наполеона, но не её причиной.
Ситуация в Испании 1807 года была откровенно говоря не лучшей, в стране были многочисленные проблемы: голод, эпидемии, продолжающейся кризис, который появился в прошлых веках, непопулярный претендент.
Наполеон хотел создать сильного союзника, дать новую конституцию Испании, как заметил капитан Грассет(французский офицер, историк):
При ближайшем рассмотрении зло, от которого умирала Испания, заключалось в отсутствии конституции, которая, ставя каждого на свое место и четко разграничивая каждую государственную должность, обеспечивала бы нормальное функционирование великой государственной машины... (13).», дать новые законы, отменить пошлины. Конечно-же всё это было не из одних добрых побуждений, Наполеон стремился, если так можно выразиться, оптимизировать государство, чтобы оно могло не только предоставить ему флот, но и лучше противостоять кризисам континентальной блокады. В тоже время ему хотелось, чтобы Испания была подчинена к Франции.
Таким образом, французский император предстал как защитник прав наций. Следовательно, реализуя право наций на самоопределение, Наполеон стремился консолидировать европейские нации в сфере французской гегемонии с видением содружества европейских наций под руководством Франции. Легитимность французской гегемонии и наполеоновского правления в Европе основывалась на рационально-правовой природе французской модели и харизматической манере наполеоновских auctoritas и его «правлении гениальности»(14)
Как написал британский историк Нейпир:
Его занятия, его таланты и критический характер того времени неизбежно делали его деспотичным; и тем не менее, жертвуя политической свободой, которая для большей части человечества всегда была чем-то вроде приятного звука, он лелеял с предельной осторожностью и равноправием разумное благо, приносящее все большее удовлетворение по мере того, как оно нисходит по шкале общества. Но этот истинный принцип его правления и секрет его популярности сделали его народным монархом, а не государем аристократии (15).
Завершая данную короткую статью хочется лишь напомнить читателям, что автор не предоставляет полностью объективный взгляд, он мало изучил испанские источники, он не предоставил новые открытия, тем не менее он считает, что важно предоставить альтернативу точки зрения, где Наполеон не приобретает черты дьявола, который одурманен своими амбициями, а выступает более прагматично.
. см. например: Ещенко А. О. Одна Испания – два Бонапарта: разные подходы к управлению страной? // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2019. Т. 19, вып. 2; Чудинов А. В. Ненавистный благодетель: Жозеф Бонапарт в Испании (размышления над книгой Т. Ленца) // Французский ежегодник 2018: Межкультурные контакты в период иностранной оккупации (2018); Егоров А.А., Ковалева О.А. Испанская авантюра 1808–1814 гг. в восприятии воинов. «Великой армии» Наполеона // Вестник ВГУ.
2.Sorel Albert. L'Europe et la Révolution française. VII, Le blocus continental, le grand Empire, 1806-1812, p.100
3.Geoffroy de Grandmaison. L'Espagne et Napoléon (1804-1809). — Paris, Plon, 1908, p. 65
4. Alphonse Grasset. La guerre d'Espagne (1807-1813). Tome 1, p.44
5.Thomas Hamilton. Annals of the Peninsular Campaigns, 1829, Vol. 1, p. 19
6..Geoffroy de Grandmaison. Espagne et Napoléon (1804-1809). — Paris, Plon, 1908, p.71
7. Lentz Thierry. Les relations franco-espagnoles. Réflexion sur l’avant-guerre (1789-1808)// Revue du Souvenir Napoléonien 1995
8. Ibid
9. Gates, David (2002). The Spanish Ulcer: A History of the Peninsular War. London: Pimlico, pp. 6–7.
10. Тьер Л.-А. История Консульства и Империи. Книга II. Империя: в четырех томах / Тьер Луи-Адольф ; [пер. с франц. О.Вайнер]. — М. : «Захаров, 2014, стр. 26-27
11.Нечаев С.Ю. Три португальских похода армии Наполеона-Научно-популярное издание Москва, 2009, стр.4
12.Thomas Hamilton. Annals of the Peninsular Campaigns, 1829, Vol. 1, pp.83-84
13. Grasset, Alphonse. La guerre d'Espagne (1807-1813). Tome 1 / par le capitaine A. Grasset. p.15
14. Alexander Grab .Napoleon and the Transformation of Europe ,2003.
15. Napier. History of the war in the Peninsula and in the south of France from the year 1807 to the year 1814, 1829