Наследие военного кадета сюцай и мастера боевой системы белого журавля Пань Шифэна: незаменимые основы атлетической системы тренировки с экзаменационным луком, алебардой и камнем в старых школах ушу. Часть 1
Во времена династии Цин практикующие боевые искусства в провинции Фуцзянь, и особенно преподаватели боевой системы белого журавля, оказались в уникальном положении, когда их знания вышли за рамки их боевых навыков. Экзамены на имперскую государственную службу были важным аспектом жизни общества, определяющим социальное положение и возможности карьерного роста. Это обстоятельство привело к сближению тренировок по боевым искусствам и военным экзаменам, что дало ученикам всестороннее образование. Преподаватели боевой системы белого журавля осознавали важность сочетания технического и физического мастерства с интеллектуальным совершенством. Учителя понимали, что успех на экзаменах не только приносил честь и славу человеку, но и положительно отражался на самих учителях и обществе в целом. В результате возникла сильная мотивация обучать учеников с целью преуспеть в сдаче имперских военных экзаменов. Студенты, которые могли хорошо выступать в обеих сферах, не только улучшали свои личные перспективы, но и вносили вклад в престиж своей школы боевых искусств.
Интеграция боевых искусств и военных занятий в подготовку учеников байхэцюань создала уникальную породу бойцов, которые были не только физически сильными, но и морально дисциплинированными, хорошо адаптируемыми и стратегически подготовленными. Строгая подготовка, необходимая для достижения успехов как в боевых искусствах, так и на имперских военных экзаменах, способствовала развитию умственной стойкости, сосредоточенности и решимости. Многое адепты байхэцюань проявили себя как всесторонне развитые личности, способные решать задачи как в боевой сфере, так и в интеллектуальном дискурсе. Этот синтез технической, физической и интеллектуальной выносливости привел к появлению бойцов, которые не только владели боевыми приемами, но также умели использовать стратегическое мышление и способность адаптироваться в реальных жизненных ситуациях. Эти люди были не только уважаемыми бойцами в своих сообществах, но также служили примером целостного развития и решимости, заслужив признание себя, своих учителей и своих кланов на века.
Одним из ярчайших примеров таких выдающихся и многогранных личностей был мастер Пань Шифэн (1859-1931), табуированное имя которого было Луюн, второе имя Шифэн, экзаменационное имя Пань Бяо и псевдоним Юньчжай. Он родился в жилище Ушуйтоцо деревни Дачжун поселка Дабу уезда Юнчунь провинции Фуцзянь. Датой его рождения стал 13-й день 12-го месяца восьмого года эры Сяньфэн (1858 г.) по китайскому лунному календарю, что соответствует 17 января 1859 года по григорианскому календарю. Он был вторым сыном Пань Исюаня. Отец Пань Шифэна, Исюань, носил имя Инци и псевдоним Дунхай. Он был студентом Имперской академии, известным своим искренним и честным характером, и всегда руководствовался принципами справедливости. Однако в среднем возрасте он неожиданно скончался и его жена воспитывала двух своих сыновей-сирот: старшего Лупаня, который умер в юном ворзасте и Пань Шифэна. Молодой Пань с детства подавал надежды в стрельбе из лука и боевых искусствах ушу. Несмотря на свое скромное финансовое положение, мать и сын часто оказывали помощь менее удачливым, являя собой пример добродетельности, о которой люди продолжают вспоминать и по сей день.
Именно семейное воспитание, пропитанное моральными ценностями, сформировало образцовый характер Пань Шифэна. Несмотря на благородное происхождение семьи, он с юных лет был бережлив и трудолюбив. Он никогда не чуждался тяжелой работы. Исключительный интеллект выделял его среди сверстников, а поведение было достойным. В детстве он часто и внимательно слушал рассказы старших о восстании тайпинов и местных мастерах боевых искусств, таких как Линь Цзюнь, который возглавил тайное общество красных монет и поднял вооруженное восстание против династии Цин* (*Восстание фуцзяньского общества красных монет—антицинское восстание жителей уезда Юнчунь, провинции Фуцзянь, во второй половине ХIX века, во главе которого стоял Линь Цзюнь из Сялина, уезда Юнчунь. Повстанцы использовали в качестве эмблемы своего тайного общества медные монеты эпохи императора Канси, соскребая иероглифы «Канси» и раскрашивая их в красный цвет. На третьем году правления Сяньфэна (1853 г.), в мае, Линь Цзюнь и Чэнь Ху тайно вступили в сговор с обществом красных денег и подняли вооруженное восстание).
Дед Пань Шифэна по материнской линии, посвятил его в боевые искусства и познакомил с основами боевой системы белого журавля с целю укрепления тела и духа внука. Когда Пань подрос, он стал свидетелем последствий Опиумных войн. Он все больше понимал высокую степень коррупции в государстве и хотел прекратить посягательства иностранных держав на китайскую землю. Эти события пробудили в нем чувство патриотического долга, и молодой Пань решил пойти по стопам древнего военачальника Чжу Ти (266–321), который когда-то взялся в руки оружие, чтобы защитить свою родину.
После смерти деда, Пань Шифэн разыскал известного мастера боя Белого журавля Е Сяо (1828-1887) представителя одного из старейших направлений стиля мастера Е Фу. Е Сяо был родом из соседней деревни Цику. Под руководством мастера Е, Пань Шифэн изучал ушу, фехтование с оружием, стрельбу из лука верхом и в спешенном состоянии. Через некоторое врема Е Сяо, впечатленный исключительным талантом и преданностью Пань Шифэна, взял его в ученики. Они провели много времени вместе. Е Сяо наставлял молодого Паня как в боевых искусствах, так и в различных социальных и жизненных принципах. Связь между учителем и учеником крепла, подобно отношениям отца и сына. Пань Шифэн был прилежным учеником, который неустанно практиковавался, не разочаровывая ожиданий своего учителя. После многих лет самоотверженных тренировок Пань стал одним из самых выдающихся учеников Е Сяо.
После смерти Е Сяо, Пань Шифэн учился боевым искусствам у своего дяди по отцовской линии, известного мастера Пань Чжэньтуаня (1845-1927), принадлежавшего к ранней линии передачи боевой системы белого журавля мастера Пань Сяня). Мастер Пань Чжэньтуань был на тринадцать лет старше Пань Шифэна, но очень ценил его. Всякий раз, когда Мастер Пань Чжэньтуань открывал новую школу боевых искусств, Пань Шифэн сопровождал его, помогая обучать новых учеников. Обычно днем они изучали и обсуждали боевые искусства, а по ночам углублялись в обсуждения боевых техник. Их связь была крепкой, они стали друзьями, заслужив признание в мире боевых искусств.
Несмотря на свою худощавую наружность, Пань Шифэн обладал огромной физической силой, которая превосходила практически всех в его окружении. Он был в состоянии с легкостью поднять 180-киллограммовый экзаменационный камень (известный в кругах занимающихся белым журавлем как «камень справедливого героя» 义勇石) и вращать его вокруг своего тела, что являлось очень тяжелым испытанием и практическим доказательством не только физической силы Пань Шифэна, но и его упорных, суровых тренировок.
На 12-м году правления императора Гуансюя династии Цин (1886 г.), в возрасте двадцати девяти лет, Пань Шифэн участвовал в уездном имперском военном экзамене уезда Юнчунь под специально выбраным для этого именем Пань Бяо. Во время экзаменов он успешно продемонстрировал мастерство во владении большой железной алебардой, в растягивании тугих луков, в искусстве подъема экзаменационных камней, в верховой стрельбе из лука и стрельбе из лука в спешенном состоянии. Он занял первое место в списке кандидатов и был принят в уездную академию боевых искусств главным наставником Чэном для продолжения обучения.
Вскоре, движимый неукротимым желанием прославиться на поприще военной службы стране и с целью осуществления своих давних устремлений, Пань Шифэн планировал принять участие и обязательно победить в провинциальных имперских военных экзаменах на кандидатскую офицерскую степень уцзю.
Однажды, прогуливаясь со своими друзьями, Пань встретил странствующего предсказателя судьбы. Друзья Пань Шифэна попросили его погадать на судьбу и предсказать его будущую славу. Гадатель сказал: «Ваши «достижения и слава» еще не проявились, и вы можете столкнуться с неудачами на этом экзамене. Добиться славы будет непросто». Пань Шифэн улыбнулся и ответил: «Слава для меня подобна проплывающим облакам; только мои навыки и мастерство действительно имеют значение. Я полон решимости служить своей стране, независимо от обстоятельств». Он не принял это близко к сердцу. А уже позже, старейшины его семьи окончательно убедили Пань Шифэна принять участие в провинциальных военных экзаменах в честь своих предков.
В назначенное время Пань Шифэн отправился в столицу провинции Фуцзянь город Фучжоу на сдачу экзаменов. За день до испытаний, Пань Шифэн вместе со своим младшего братом Пань Шичунем и племянником Пань Жуйваном прибыли на тренировочную площадку Нантай, где они еще раз успешно проработали все необходимые экзаменационные навыки: верховую и пешую стрельбу из лука, растягивание тугих луков, владение тяжелой алебардой и поднятие экзаменационных камней, выполнив все эти элементы четко и уверенно.
В разделе “Мастерство и отвага” (цзиюн) Пань Шифэн намеревался продемонстрировать весьма неординарное упражнение «Тяжелая алебарда на камне»: после вытягивания 180-ти киллограмового камня на колени он должен был сбалансировать 70-ти киллограмовую алебарду водруженную на камень, таким образом удерживая общий вес в 250 кг. На этой тренировке Пань Шифэн с легкостью проделал это упражнение и в полдень, воодушевленно отправился в таверну, чтобы отпразновать это событие с друзьями. Выпив изрядное количество водки, они продолжили веселые посиделки до самого вечера, поддерживая и подбадривая друг друга многочисленными тостами и пожеланиями победы. В полночь, из-за чрезмерного употребления алкоголя, он вдруг почувствовал себя плохо и усилившеийся дискомфорт не позволил ему заснуть всю ночь.
На следующий день, Пань Шифэн успешно прошел первый этап испытаний включавший верховую и пешую стрельбу. На втором испытании в “Мастерстве и отваге”, он доказал свое мастерство в растягивании тугого лука и в работе с тяжелой алебардой, однако в последнем разделе поднятия экзаменационных камней при выполнении своего любимого упражнения «Тяжелая алебарда на камне» он потерял контроль над алебардой, что было связано в первую очередь с последствиями чрезмерного употребления алкоголя за день до экзаменов. В результате Пань Шифэн не смог сдать привинциальные военные экзамены и был дисквалифицирован. Для него это было огромным ударом, ведь все его мечты разбились вдребезги. Современники были глубоко огорчены этим событием и говорили, что неуспех связан с его несчастной судьбой, предсказанной бродячим гадателем.
С тех пор он потерял интерес к достижшнию славы и государственных наград, и глубоко сожалел о чрезмерном употреблении алкоголя. Он принял решение отказаться от спиртного. Вскоре после этого он начал глубоко задумываться о делах государства и пришел к выводу, что он должен стремиться к совершенствованию в боевых искусствах ушу и медицине, следуя известным традициям передачи знаний. Он надеялся, что его усилия в этой области помогут укрепить здоровье людей и сделают окружающий мир лучше.
Пань Шифэн вместе с другими мастерами боевых искусств Пань Сыцином и Пань Сяодэ, объездил все регионы провинций Фуцзянь и Цзянси, чтобы исследовать байхэцюань и обмениваться боевыми навыками. Они искали известных мастеров, участвовали в дискуссиях о боевых искусствах и делились своим опытом. Несмотря на то, что Пань Шифэн был более чем на двадцать лет старше своих товарищей, он всем сердцем поддерживал их. Он также помогал преподавать в школах боевых искусств в провинции Фуцзянь и округе Юшань провинции Цзянси. Со временем он обобщил традиции тринадцати выдающихся мастеров белого журавля, объединив сильные стороны их техник в одну комплексную систему.
Во время правления Тунчжи и Гуансюй династии Цин, Пань Шифэн и мастер Пань Чжэньтуань полностью посвятили себя совершенствованию техник боевой системы белого журавля. Опираясь на существующую старую базу, они инициировали реформы, устраняя ненужные элементы, концентрируясь на улучшении ее основных принципов, создании новых методов обучения, обогащении и расширении технического арсенала, увеличении сложности движений, делая структуру стиля более рациональной и повышая его практичность. Они создали и развили более 20-ти новых форм, которые дошли до наших дней: «Семь шагов и три битвы», «Тринадцать шагов в раскачку», «Тринадцать стражей», «Красавица украшает себя», «Пронзающие сердце центральные удары». «Методы нанесения ударов по форме иероглифа тысяча», «Белый журавль расправляет крылья», «Белый журавль показывает когти», «Богомол смотрит на солнце» и многие другие формы и комплексы без оружия, с оружием и с партнером, а также методы обучения, способствующие дальнейшему совершенствованию боевых приемов стиля Белого журавля.
С возрастом боевые навыки Пань Шифэн улучшились, и люди из ближних и дальних окраин приезжали учиться у него, стремясь пойти по его стопам. Пань Шифэн старательно передавал свои знания. Он преуспел не только в боевых искусствах, но и в традиционной китайской медицине, что сделало его очень уважаемым человеком. Его влияние распространилось на уезды Юнъань, Юси, Датянь и Дэхуа, и бесчисленное количество учеников получили и продолжили его знания. В его уезде, помимо его второго сына Сицзюна и четвертого сына Жуйдана, его официальными учениками были такие известные в будущем мастера боевых искусств, как Пань Шицзинь, Е Доу, Пань Сили, Пань Сишэн, Ян Гоцу, Пань Сычуань, Линь Фанцюн, Линь Фанчао, Чжэн Лянмин, Пань Сыцзэ, Кэ Цзяньфэн и многие другие. Что касается студентов, то их число было слишком велико, чтобы сосчитать. Сегодня знания передаются третьему, четвертому и пятому поколениям. Потомки Пань Шифэна процветают и активно участвуют в развитии боевых искусств ушу.
В эпоху Пань Шифэна боевая система белого журавля достигла своего апогея. Известно, что Пань Шифэн постоянно напоминал своим ученикам: «даже если кто-либо превосходно владеет литературным письмом, они не осмеливаются хвалить свои произведения как самые лучшие в мире, а, те, кто обладает исключительными боевыми навыками, часто утверждают, что их боевое мастерство безупречно. Это проблемы прошлого. Изучать боевые искусства нелегко, а быть хорошим человеком еще труднее. Хвастовство своей силой и стремление к победе любой ценой ведут лишь к катастрофе».
©Илья Профатилов, сентябрь 2023, Циндао, Шаньдун, КНР.
_____________________
三庭大刀門 (弓,刀,石),
螳螂門, 陸合棍
АТЛЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ЗНАМЕННЫХ ГВАРДЕЙЦЕВ ЦИНСКОЙ ДИНАСТИИ
(ЛУК, АЛЕБАРДА, КАМЕНЬ), СИСТЕМА БОЯ БОГОМОЛА, ШЕСТ ЛУХЭГУНЬ