Сначала давайте определим, что такое “Digital Marketing”.
Digital Marketing (также известный как цифровой маркетинг) - это маркетинговая стратегия компании, которая использует электронные средства (такие как компьютеры, смартфоны, планшеты и т. д.) для взаимодействия с клиентами. Этот тип маркетинга использует цифровые каналы, которые доступны через цифровые устройства, такие как интернет, социальные медиа и мобильные приложения.
В данной статье мы будем использовать термин “электронный маркетинг”, поскольку в то время, когда мы начали переход от IT специалистов к цифровым маркетологам (в середине нулевых), в классических учебниках по маркетингу (таких как Филипп Котлер) не было термина “цифровой маркетинг”. В то время интернет не был воспринят серьезно многими российскими предпринимателями, которые до сих пор считают его просто каналом коммуникации, а не составной частью общей стратегии бизнеса. Это ошибочное мнение.
Мы выбрали системный подход к электронному маркетингу вместо “раскрытия секретов”, поскольку считаем, что это более эффективный способ достижения долгосрочных результатов в бизнесе.
Какие компоненты включает в себя система электронного маркетинга?
- Онлайн-маркетинг В эту категорию входят SEO, маркетинг в социальных сетях, email-маркетинг, создание веб-сайтов и контент-маркетинг.
- Маркетинг с использованием мобильных устройств Включает в себя использование мобильных приложений, мобильной рекламы, мобильных веб-сайтов, SMS и маркетинга в мессенджерах.
- Электронные продажи Включают в себя CRM-системы, отправку электронных коммерческих предложений, системы обратного вызова, запись звонков и измерение эффективности сотрудников, онлайн-консультантов и скрипты продаж.
- Анализ Включает веб-аналитику, анализ каналов связи, интеграцию с CRM и телефонными системами, а также системы для визуализации данных.
- ИТ-системы Включают системы для оформления заказов и контроля складских запасов, генераторы сайтов для дилеров, системы для обучения клиентов и партнёров.
Мы представили лишь несколько примеров инструментов. В действительности, в реальном проекте могут понадобиться не все из них, но при этом потребуются другие. Маркетолог должен быть способен выбрать наиболее подходящие инструменты для конкретной задачи.
Алгоритм создания системы электронного маркетинга для малого бизнеса:
- Определите бизнес-модель, текущее состояние компании и специфику отрасли.
- Сформулируйте цели электронного маркетинга, направленные на решение задач бизнеса.
- Выделите ключевые сегменты целевой аудитории, создайте их портрет и определите их потребности.
- Найдите места, где собирается целевая аудитория, исследуйте виды и объем спроса в цифровой среде.
- Определите сильные и слабые стороны конкурентов.
- Проведите анализ электронного маркетинга компании.
- Разработайте стратегию электронного маркетинга, опираясь на данные, собранные на предыдущих этапах.
- Составьте план реализации стратегии и прогнозируйте окупаемость инвестиций.
Важно следовать плану, проверять результативность и эффективность на контрольных точках и при необходимости корректировать стратегию, затраты и инструменты в соответствии с целью. Даже если у вас есть стратегия, реализация ее может быть непростой задачей