Найти тему
НАРРАТИВ ВЕЩЕЙ

ТВИД и минимум из того, что о нем нужно знать

Оглавление
На фото: работы Yohji Yamamoto, Haider Ackermann
На фото: работы Yohji Yamamoto, Haider Ackermann

ИНТРО

Бессовестно забегу вперед и сразу дам определение твида:

Твид (скотс tweede) — фактурная шотландская ткань из шерсти, производимая по принципу саржевого переплетения нитей. Характеризуется ворсистостью и диагональным орнаментом. Первоначально из твида изготавливали одежду для рабочего класса, однако позднее он прижился среди аристократии. Сегодня твид используют в создании брючных и юбочных костюмом, верхней одежды, сумок и головных уборов.

Теперь перейдем к нюансам.

ТВИД, КТО ТВОЙ ОТЕЦ?

Можно было бы не вдаваться в споры о том, где раньше появился твид, — в Шотландии или в Ирландии, — дабы не умалять историко-культурных достоинств двух некогда независимых королевств. Достаточно просто счесть их авторские права равноценными — соседи ведь часто делятся друг с другом солью. Вполне вероятно, что и технологией производства интересующего нас материала легко могли обменяться. Впрочем, большинство источников склоняется к тому, что твид всё же является заслугой Шотландии — и неспроста.

Источник: q-map.ru | Общая карта Британии, 1736 г.
Источник: q-map.ru | Общая карта Британии, 1736 г.

Почему неспроста? — спросите вы. Дело в том, что, касаясь места происхождения твида, любой интересующийся неизбежно столкнется с вопросом о культурном наследии. Сырье, техника обработки ткани, способ пошива — все эти вещи можно считать элементами народной культуры, которая, очевидно, у Ирландии и Шотландии очень схожа.

Однако определяющую роль в решении стоящей перед нами дилеммы будет играть язык. Для того, чтобы маркировать отношение твида к той или иной культурной среде, я буду опираться не на историю производства твида, а на историю образования самого понятия «твид».

Снова забегу вперед и всё-таки отвечу на ваш вопрос: а неспроста-то потому, что в рассмотренных ниже примерах фигурирует именно Шотландия.

Ввиду этого давайте поскорее перейдем к примерам! Итак, этимология.

ЭТИМОЛОГИЯ: ЛЕГЕНДА, ГИПОТЕЗА, ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

У истоков названия твидовой ткани существует множество предположительных смыслов, но, увы, ни одного подтвержденного. Во всяком случае я, бороздя просторы интернета, так и не достучалась до определенности. Что ж, будем довольствоваться предположениями.

Я выделила три основные теории происхождения слова «твид» и условно поделила их по степени правдоподобности на категории: легенда, гипотеза и лингвистический анализ.

Напомню о том, что писала пару абзацев назад: каждая из этих теорий отстаивает право Шотландии называть себя родоначальником твида как отдельной ткани, поскольку во всех этих предположениях упоминается либо географическая специфика Шотландии, либо языковая.

ЛЕГЕНДА

Наиболее развернуто эту легенду представили на mytweed.ru (очень надеюсь, что информация достоверна):

«Около 1830 года один лондонский купец получил письмо из шотландского городка Хоик, в котором говорилось о ткани «твил». Читая рукопись, купец неверно разобрал слово и решил, что речь идет о торговой марке по названию реки Твид, текущей в области Шотландских границ через регион с развитой текстильной промышленностью»

Таким образом, страдающий дислексией лондонский купец дал ткани маркетинговое имя, которое в дальнейшем стало использоваться предпринимателями в названиях их брендов (прим.: Harris Tweed).

Правда, неясно, что это был за купец, каким бизнесом занимался и как повлиял на распространение «торговой марки» среди широкой публики. История звучит красиво, но слишком художественно, поэтому на роль факта претендовать не может. Перейдем к гипотезе.

ГИПОТЕЗА

Гипотеза в смыслообразовании недалеко уходит от легенды: в ней фигурирует всё та же река Твид, протекающая через регион, славящийся производством шерстяных тканей:

«Предположительно, шерстяную ткань обозначали по месту производства, и постепенно топоним стал нарицательным именем для всеми любимого твида»
-3

Согласитесь, уже намного убедительнее! Такое предположение вполне имеет место быть, и я бы безоговорочно поверила, если бы вместо вводного «Предположительно» увидела ссылку на исследование по этой теме.

Однако, несмотря на то, что ссылки не прилагалось, в этом же источнике я наткнулась на упоминание книги Джона Данбара (британский археолог и историк костюмов) «Костюм Шотландии». Немного полистав отзывы об этом труде, я убедилась, что Данбару можно доверять, и решила использовать его источник для своей статьи.

На иллюстрации: фото обложки книги Данбара и цитата, которую можно найти в указанном источнике или в Википедии
На иллюстрации: фото обложки книги Данбара и цитата, которую можно найти в указанном источнике или в Википедии

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

В своем ресерче Данбар приводит в пример филологическое исследование, которое демонстрирует, что возникновение слова «твид» является ничем иным как естественной эволюцией языка, всегда приводящей к новым словообразованиям. Так, ссылаясь на работы филолога и фольклориста Вильгельма Николайсена, Данбар соглашается с мнением о том, что исторически слово «tweed» уходит корнями в народные речевые выражения («tweedling», «twilling»), сосредоточенные не вокруг названия реки, а вокруг метода изготовления ткани:

tweele (скотс) / twill (англ.) — саржа.

Небольшая оговорка: в статье дзен-канала «Трудный русский» вычитала, что шотландский язык, первоначально являвшийся диалектом ирландского, впоследствии поделился на кельтский (близкий ирландскому) и скотс (близкий английскому). Оговорка здесь за тем, чтобы отсеять возражения по типу: «Так у них и язык одинаковый». Нет. Скотс, родственный английскому, к ирландскому языку прямого отношения не имеет.

Вернемся к Николайсену, который буквально прочел мои мысли, и я ликовала, когда обнаружила, что вектор наших размышлений весьма схож. Кажется, будто истина всё это время лежала на поверхности:

  1. Шотландское слово tweele означает метод саржевого плетения
  2. Твид изготавливается именно по этому принципу
  3. Вывод: вполне логично, что с появлением твида, но еще до появления самого слова «твид», такую ткань называли по производственному качеству, то есть тканью саржевого плетения (tweeled)

Tweeled = tweed. Гениально!

Впрочем, несмотря на разную степень достоверности описанных выше догадок об истории происхождения слова «твид», все они не исключают одна другую, а напротив, дополняют друг друга. В этом смысле, конечно, каждое из предположений имеет место быть, а вкупе они и вовсе способны составить полноценный ответ на поставленный в начале этого раздела вопрос.

Закрепим: отец твида (если не самой ткани, то во всяком случае понятия) — шотландская культура.

Двигаемся дальше.

САРЖА ИЛИ TWEELED CLOTH

С названием худо-бедно разобрались, теперь обсудим метод производства. Я постараюсь быть краткой.

Как уже было сказано выше, твид производится посредством саржевого плетения. Это такой тип переплетения нитей «по диагонали», когда их пересечение смещается несколько вбок, образуя диагональный рисунок в рубчик.

Но всегда помните:

твид — обязательно саржа
саржа — необязательно твид

В процессе написания статьи я уже успела парочку раз запутаться в этом принципиальном моменте.

Итак, саржевое плетение, помимо твида, характерно также и для денима, габардина и твила. Последняя ткань в этом списке должна вызвать ряд вопросов. У меня, по крайней мере, они тут же появились:

«Что?.. Какой твил? Типа от слова «twill»? Так ведь от него же вроде «твид» образован… Откуда взялся твил? Что происходит?!»

Разницу между твидом и твилом до меня донесла статья канала Постелеон, в которой черным по белому написано:

  • Твил — термин, означающий ткань из хлопка саржевого плетения. Твил чаще используют для пошива домашнего трикотажа: штор, скатертей, постельного белья и тд.
  • Твид — ткань, получаемая из шерсти. Используется для пошива брючных и юбочных костюмов.
Различия между твидом и твилом ярко выражены даже визуально. На мой взгляд, твид сам по себе более фактурный, что может быть обусловленно ворсистостью, характерной для шерсти
Различия между твидом и твилом ярко выражены даже визуально. На мой взгляд, твид сам по себе более фактурный, что может быть обусловленно ворсистостью, характерной для шерсти

В общем, у твида и твила одинаковый метод плетения, но изготавливаются они из разных материалов и для разных целей — вот и все отличия!

СОЦИАЛЬНЫЕ ФРЕЙМЫ

К слову о целях изготовления твида: в этой статье я также хотела бы затронуть тему социальных рамок, которые твид задавал с самого начала своего появления на свет.

ФОЛЬКЛОРНАЯ АУТЕНТИЧНОСТЬ

Первоначально твидовая ткань бытовала исключительно среди рабочего класса — ее носили фермеры, крестьяне и фабричные работники. Именно с них зародилась та национальная идентичность твида, отсылающая к истокам шотландской культуры. В конце концов становится ясно — благородство твидовой ткани кроется не только в дорогом и качественном сырье (шерсти), но также и в условиях производства, ведь исконный твид изготавливался тщательным и кропотливым ручным трудом.

ФЕНОМЕН "ESTATE TWEEDS"

К середине XIX века интерес к твиду появляется среди аристократии. В некоторых источниках утверждается, что общественная симпатия к твиду возросла благодаря королю Великобритании Эдуарду VII, который очень любил эту ткань и своим примером популяризировал твид внутри элитарной культуры. С этого момента в истории твида открывается новая глава, характеризующаяся глубоким семиотическим аспектом.

У богачей свои тараканы — частенько они выдумывают себе своеобразные занятия и экзотические игры (от скуки, что ли). Однако кто бы мог подумать, что очередная забава, продиктованная эгоцентричностью и направленная на стигматизацию, обернется возникновением культурного феномена, имя которого — estate tweeds.

Понятие estate tweeds (или family tweeds), как я уже сказала, ввели в обиход аристократы, которые взяли моду создавать уникальный орнамент твидовой ткани и закреплять его за своим поместьем. Так, орнамент твидового костюма начал маркировать отношение его владельца к той или иной геолокации и тем самым стал наполняться особым социокультурным кодом.

Зачастую твидовые рисунки получали имена исходя из географии производства. К примеру, первый «семейный твид» был создан в поместье Гленфеши (1835) — та самая гусиная лапка, которая, кстати, до сих пор не утратила своей актуальности. Так вот, знайте: истинное название этого твида аналогично названию поместья — Гленфеши, а орнамент называется «shepherd’s check» — пастушья клетка.

Фото: каталог LIME 2023
Фото: каталог LIME 2023

Более детально изучить историю каждого орнамента можно в этом источнике, мне же не очень хочется долго на этом задерживаться.

ТВИД ДЛЯ СПОРТА И ОТДЫХА

Далее, во второй половине XIX, твидовая ткань благополучно приживается среди любителей загородного отдыха и спортивного досуга. Твидовые изделия выбирают для охоты, игры в гольф или комфортной прогулки на природе. Высокий рейтинг твида постепенно делает его более доступным, и теперь эту ткань могут себе позволить не только аристократы, но и представители среднего класса.

Источник: Пикабу, статья "В мире вещей. Норфолкский пиджак"
Источник: Пикабу, статья "В мире вещей. Норфолкский пиджак"

Тем не менее дух аристократизма навсегда сохранился за твидом, и это клеймо «дорого-богато» стало еще одной причиной востребованности ткани. Твидовый жакет позволял своему владельцу почувствовать собственную причастность к той самой желанной и практически недостижимой верхушке социальной башни, примерить на себя амплуа блестящей успешности, безукоризненной изысканности и неиссякаемого достатка. Короче говоря, в твидовом костюме можно было помечтать.

Примечательно то, как сильно поменялась риторика твидового изделия за каких-то два столетия: его смысловая доминанта ловко и как-то интенсивно проделала путь из точки «для бедных» в точку «для богатых». Впрочем, если поразмышлять, это немудрено — судьба твида сложилась вполне заслуженным для него образом.

Не могла не вставить ненаглядную Жозефин:)
Не могла не вставить ненаглядную Жозефин:)

Эта ткань обладает культурной наполненностью, выразительным рисунком, достойным качеством и оригинальной историей — которая, однако, еще не окончена. Ее продолжат кутюрье Коко Шанель, Вивьен Вествуд, Йоджи Ямомото, а также другие деятели высокой моды.

Но уже в следующих статьях НАРРАТИВА.