Найти тему
Old school dude

События 1973-го: явление AC/DC. Полвека в строю

Любой мало-мальски уважающий себя меломан лелеет в своей фонотеке работы этой австралийской группы. Стоит только произнести: «Эй-Си-Ди-Си», – и мгновенно нервная система перестраивается в соответствии с ритмикой внушительных риффов братьев Янгов. Их музыку можно расценивать как несложную и даже где-то примитивную, но чего у неё не отнять, так это запредельную концентрацию энергии и драйва. Её величают хард-роком, блюз-роком и хэви-метал, но сами музыканты называли её просто – «рок-н-ролл». И это близко по сути, поскольку в её основе лежит ритм-энд-блюз с сильно искажённым звучанием гитар.

Они продали свыше 200 миллионов экземпляров альбомов по всему миру. Сложно найти в мире более известную хард-рок группу, чем AC/DC. Её историю с трагической гибелью яркого вокалиста Бона Скотта и последующим триумфальным приходом экспрессивного англичанина Брайана Джонсона вам поведают в любом пабе за кружкой пива, не забыв попутно обсудить достоинства классических альбомов «Highway To Hell» и «Back in Black».

AC/DC раннего состава. Фото из открытых источников
AC/DC раннего состава. Фото из открытых источников

А начинали ребята полвека назад в пригороде Сиднея. Двадцатилетний гитарист Малькольм Янг, исполнявший до того каверы T. Rex и The Rolling Stones в местной группе The Velvet Underground (не путать с американской с тем же названием – прим.), вознамерился играть собственный материал совместно со своим младшим братом – Ангусом. Они хотели сделать такую же карьеру, как и их старший брат – Джордж, который преуспел с австралийской группой The Easybeats, написав вместе с Гарри Вандой и выпустив мировой хит «Friday on My Mind». По местным меркам он был большой звездой.

Ангус взялся за игру на гитаре в пять-шесть лет, получив урок у другого старшего брата – Алекса (Александра), после чего уже осваивал инструмент самостоятельно. А Алекс станет членом английской рок-группы Grapefruit. Что и говорить, это была музыкальная семейка, ведь ещё наличествовал брат Стивен, превосходно игравший на аккордеоне и фортепиано. Сперва Ангус терзал банджо, перенатянутое на шесть струн. Вот что он сам рассказывал:

«Бренчать на гитаре я начал лет в семь – инструмент мне предоставил мой одноклассник, причем эту ужасную доску со струнами даже невозможно было нормально настроить. Но когда я приходил к приятелю в гости, то обычно не выпускал её из рук. Так продолжалось до тех пор, пока за окном не темнело, и родители моего друга не сообщали, что готовы довезти меня до дома».

Потом была подержанная акустическая гитара, а вслед за ней, в 1970 году, – «Gibson SG». Этот инструмент тоже купили с рук, но Ангус не отказывался от него, пока дека не стала непригодной из-за пота и воды. В старшей школе юноша любил только уроки рисования, а после занятий он упорно занимался на гитаре в своей спальне. Первой группой младшего Янга была Kantuckee, которая после перегруппировки состава стала называться Tantrum. Её записей история не сохранила.

Ангус Янг в детстве. Фото из открытых источников
Ангус Янг в детстве. Фото из открытых источников

Джордж Янг присматривал за музыкальной карьерой своих младших братьев и привлёк в их с Вандой проект под названием The Marcus Hook Roll Band, на котором воссоединились четыре брата Янгов, включая и Алекса. Новоявленный коллектив записал и выпустил лонг-плей «Tales of Old Grand Daddy», ставший в австралийском чарте «Kent Music Report» № 89. А это как раз и было полвека назад.

Как вспоминал Джордж:

«Это было первое, что сделали Малькольм и Ангус до AC/DC. Мы не отнеслись к этому очень серьезно, поэтому решили включить их, чтобы они получили представление о том, что такое запись. Мы все напивались (за исключением Ангуса, который был слишком молод) и провели месяц в студии. Один из них отвечал за слайд-гитарные треки альбома».
Три брата Янгов в студии. Фото из открытых источников
Три брата Янгов в студии. Фото из открытых источников

Ангусу Янгу было 18 лет, когда он и Малькольм, получив студийный опыт, сформировали в ноябре 1973 года уже собственную группу. Младшенький играл на соло-гитаре, Малькольм – чаще на ритм-гитаре, Колин Бёрджесс – на барабанах, Ларри Ван Кридт – на бас-гитаре и саксофоне, а Дэйв Эванс был вокалистом. Джордж Янг с Гарри Вандой взяли новосозданный ансамбль под своё крыло и обеспечили им контракт с местной звукозаписывающей компанией «Albert Productions», где они оба обосновались. Они и будут продюсерами бэнда, а первым менеджером станет Деннис Лафлин, который в 1969-1970 годах был вокалистом группы Sherbet. Порой на концертах он будет подменять у микрофонной стойки Эванса, и это в конечном итоге приведёт к тому, что тот уйдёт из группы.

Название «AC/DC» появилось, когда братья обратили внимание на надпись (аббревиатуру «переменный ток/постоянный ток» – прим.) на адаптере переменного тока электрической швейной машинки своей старшей сестры – Маргарет. Они посчитали, что оно удачно символизирует необузданную энергию их музыки. Первый публичный дебют квинтета состоялся 30 декабря 1973 года в сиднейском баре «Chequers» – знаменитом культовом клубе 60-х и 70-х годов. Причём, AC/DC даже не были указаны среди других исполнителей на афише.

В январе 1974 года группа записала несколько песен в сиднейской «EMI Studios» с инженером Ричардом Лашем. В их числе были «Can I Sit Next To You, Girl», «Rockin’ In The Parlour», а также «Sunset Strip» (позже известная как «Show Business»), «Soul Stripper» и ранняя версия «Rock 'n' Roll Singer». Не поверите, но это был глэм-рок.

Через неделю после этой сессии Бёрджесс был уволен, а вскоре после этого и Ван Кридт, его басовые партии были перезаписаны Джорджем Янгом. Новая ритм-секция с Нилом Смитом на басу и Ноэлем Тейлором на барабанах просуществует всего шесть недель, и их, в свою очередь, сменили басист Роб Бэйли и барабанщик Питер Клак. Сохранилась запись выступления этого состава в сиднейском «Hampton Court Hotel» от 31 марта 1974 года.

Сингл «Can I Sit Next To You, Girl» с би-сайдом «Rockin' In The Parlour», взятые с январской сессии, будут выпущены в конце июля 1974 года. Этой же компоновкой ребята выступят на телевидении в программе «The Last Picture Show».

AC/DC играли модный в то время глэм, и это подразумевало пёстрые запоминающиеся одежды. Как-то Малькольм дал всем участникам задание явиться на репетицию в необычных концертных костюмах, и сестрица Маргарет посоветовала Ангусу прийти в форме его школы «Ashfield Boys High School». До этого он пробовал другие образы: Человека-Паука, Зорро, гориллы и Супермена. Но прижился новый имидж. С той поры школьные одеяния плюс ранец Ангус будет надевать практически на всех концертах группы, и это станет одной из фишек AC/DC.

К середине 1974 года группа своими шоу заработала себе прочную репутацию, что привело к тому, что в августе они уже выступали на разогреве у Лу Рида. Во время этого тура Малькольм окончательно переключился на ритм-гитару, оставив Ангуса ведущим гитаристом, и с той поры эти роли в группе будут неизменны. Как-то по рекомендации Майкла Чагга промоутер Майкл Браунинг пригласил группу выступить в своем мельбрунском клубе «Hard Rock». Ему не нравился их глэм-роковый имидж, и он считал, что Эванс неподходящий вокалист для группы, но был впечатлен игрой на гитаре братьев Янг.

Пожеланиям Браунинга помог случай. Во время изнурительных гастролей по всей Австралии Дэйв Эванс вдрызг разругался с менеджером AC/DC и покинул коллектив, освободив место новому вокалисту. В свою очередь, и Лафлин ушёл с поста менеджера, бросив остатки группы в Аделаиде без денег. И тут-то ребята вспомнили о Браунинге и позвонили ему, а тот согласился их выручить и пригласил музыкантов в своё заведение. При содействии Джорджа Янга и Гарри Ванды он станет их новым менеджером. Группа перенесла свою базу из пригорода в Мельбурн, и стала часто выступать в клубе «Hard Rock». Тогда же братья Янг решили отказаться от глэма, и перешли к более жёсткому блюз-роковому звучанию. Как вспоминал Ангус:

«Конечно, были The Rolling Stones и Led Zeppelin, но хорошего, цельного рока, который нравился молодежи того времени, было очень мало. И мы заметили это сразу же, как только начали играть».

Существует мнение, что Эванса уволили, так как он не очень подходил в качестве фронтмена, мол, не та харизма и тому подобное. Вот только после AC/DC он перебрался в группу Rabbit, как раз и добавив им экспрессии, безудержной сексуальности и чрезмерной театральности. И очень скоро после этого его новая команда быстро стала главным рок-аттракционом Ньюкасла и со временем обрела статус австралийской группы №2. Полюбуйтесь:

Свято место недолго пустовало, у Джорджа Янга была уже на такой случай подходящая замена – Бон Скотт. Двадцативосьмилетний певец успел к тому моменту поиграть на барабанах в The Spektors и попеть в The Valentines. Именно тогда он познакомился с Джорджем Янгом, когда тот написал для группы несколько песен. Позже Скотт переехал в Аделаиду, где вступил в бэнд Fraternity, игравший блюз-рок. Группа со Скоттом записала альбомы «Livestock» и «Flaming Galah», а в 1971-м съездила на гастроли в Европу.

В 1973 году, после возвращения из турне по Англии, Скотт попал на мотоцикле в аварию и пролежал в больничной палате несколько месяцев, вследствие чего деятельность Fraternity на время прервалась. Ему нашли замену, поэтому, залечив хвори, музыкант перешёл в группу под названием Peter Head’s Mount Lofty Rangers, а при этом ещё и подрабатывал в качестве шофёра. Джордж Янг частенько арендовал старого знакомца для перевозки аппаратуры AC/DC.

Бон Скотт. Фото из открытых источников
Бон Скотт. Фото из открытых источников

Бону Скотту нравились энергия и музыкальный стиль группы, а молодежь из AC/DC была в свою очередь заворожена опытом зрелого музыканта. Как вспоминал Ангус:

«Вы чувствуете харизму Бона. Его приближение было видно за милю. Изначально он был барабанщиком, и когда он впервые присоединился к нам, он сказал: «Ах, я просто хочу играть на барабанах». А мы ответили: «Нет, нет, нет. Ты же поёшь». У Бона также был настоящий дар сочинять тексты, которые не только соответствовали жизни, которую он вел, но и умудрялись быть забавными, независимо от того, насколько неудобной или смущающей была ситуация, о которой он пел».

По выражению журнала «Maxim», он обладал «злобным фальцетом». Его вокал описывали так: «Скотт выплёвывает свой голос в раздражающе-агрессивной манере». В начале сентября 1974 года Бон Скотт стал постоянным участником AC/DC. А вот ритм-секция ещё год мелькала новыми лицами до тех пор, пока в составе не появились Фил Радд на ударных и Марк Эванс на басу.

В ноябре группа при содействии Джорджа Янга и Гарри Ванды приступила к записи своего первого «австралийского» альбома под названием «High Voltage», который выйдет в феврале 1975-го. Все песни, за исключением кавера «Baby, Please Don’t Go» американского блюзмена Биг Джо Уильямса, сочинили Малькольм и Ангус. В дальнейшем в репертуаре у них и будет сугубо собственный материал.

В июле, не откладывая в долгий ящик, AC/DC запишут второй «австралийский» альбом – «T.N.T.», который выйдет в декабре того же года. Причём, песня «Can I Sit Next to You Girl», записанная в 1974 году с первым вокалистом Дэйвом Эвансом, была перезаписана с вокалом Бона Скотта.

В это период, благодаря регулярным выступлениям в общенациональном телешоу Молли Мелдрам «Countdown», AC/DC стали одной из самых популярных и успешных групп Австралии, и обе их пластинки в рекордные сроки стали там «платиновыми». Родной континент они покорили, настало время двигаться дальше. Браунинг разослал промо-материалы своим контактам в Лондоне и вышел таким образом на Фила Карсона из компании «Atlantic Records». Он занимал должность вице-президента, отвечающего за исполнителей вне Америки. В 1976 году благодаря ему компания подписала с AC/DC контракт, причём сразу же на 15 (!!!) «международных» альбомов. Как вспоминал Карсон:

«Обычно подписывают бумаги на четыре или пять альбомов за пять лет. Но я подумал: «Эти парни умеют продавать записи». Я оформил сделку на 25 тыс. долларов за альбом, как минимум по альбому в год с возможными изменениями».

Поначалу, чтобы привлечь местных поклонников, ребята выступали на небольших британских площадках, пока их лейбл не организовал тур «Lock Up Your Daughters», спонсируемый журналом «Sounds». В то время на пике популярности был панк-рок, и британская пресса иногда отождествляла AC/DC с этим жанром из-за их грубоватых и провокационных текстов песен, хотя сама группа панк-рок ненавидела. Майкл Браунинг писал, что «невозможно было даже заговорить с AC/DC о панке, не вызвав у них приступа бешенства». Их репутация сумела пережить всё это, и группа, благодаря своим мощным и скандальным концертным шоу, добились таки успеха и на британской рок-сцене.

Первым альбомом AC/DC, получившим международное распространение, стал «High Voltage» 1976 года – сборник треков, взятых из «австралийских» альбомов «High Voltage» и «T.N.T.» (2 – из первого и 11 – из второго). Пластинка получила противоречивые отзывы, но добилась главного – о группе заговорили. На сегодняшний день она продана тиражом три миллиона копий по всему миру.

Третий «австралийский» и второй «международный» альбом «Dirty Deeds Done Dirt Cheap» записывали с декабря 1975-го по март 1976-го в мельбрунской «Albert Studios». Он вышел в сентябре только в Австралии и Великобритании, а в США – нет, поскольку «Atlantic Records» опасались невысокого спроса на пластинку группы на местном рынке. Как вспоминал Карсон:

«Им правда не понравилась эта запись. Они думали, что она не сможет стать хитом. Так что «Atlantic» отказалась от неё – по факту, отказавшись и от AC/DC. Я пришел к Несухи Эртегюну, который тогда был главой «Atlantic» в Европе. Я сказал: «Слушай, мы не можем сделать, чтобы всё было так». Он согласился, и мне удалось обеспечить продолжение контракта с AC/DC. Но «Dirty Deeds» в Америке выпустили лишь спустя много лет».

В Штатах альбом выпустят только в 1981 году, и он там соберёт 6 «платин». Критические отзывы не могли навредить репутации группы, вот один из них:

«Гитары братьев Ангуса и Малькольма Янга лают друг на друга, Фил Радд размахивает палочками, даже когда он разбивает бас-барабан, а Скотт голосом привносит непристойность и вой. Тематика песен – стандартный рок-бунт».

AC/DC много гастролировали по Европе, в Лондоне они побили все рекорды по посещаемости легендарного клуба «The Marquee», с успехом выступили на фестивале в Ридинге, а затем в конце 1976 года вернулись в тур по Австралии, чтобы записать заодно и свой четвертый студийный альбом «Let There Be Rock». Это будет последний релиз, в котором Марк Эванс играл на басу.

Браунингу позвонили из американского отделения «Atlantic Records» и сообщили, что предыдущая пластика им совсем не понравилась, намекнув, что лейбл может разорвать контракт. Этот звонок группу только мотивировал, басист Марк Эванс так описал общее настроение:

«К чёрту их! Кем, чёрт возьми, они себя возомнили? Мы были по-настоящему взбешены. Это не обсуждалось. Мы собирались записать хитовый альбом и запихнуть его им в…!»

«Let There Be Rock» приняли в целом благожелательно. Это была отличная гитарно-риффовая работа, как писали тогда, группа «редко исполняла рок лучше, чем сделала здесь», и «этот альбом навсегда останется выражением их непревзойденной мощи как гитарной группы». В 2001 году журнал «Q» назвал эту работу одним из «50 самых тяжёлых альбомов всех времён». Пластинка дойдёт до 17-го места в Великобритании и до 154-го – в Штатах, а в Австралии будет № 19.

Тогда же появился легендарный логотип «AC/DC». Впервые лого было представлено как раз на обложке «международной» версии альбома «Let There Be Rock». Если на «австралийской» фигурировала просто надпись группы необычным шрифтом, то на другой было уже то самое изображение. Автором его был 25-летний дизайнер Джерард Хуерта. Компания «Atlantic» за лого заплатила ему лишь небольшой гонорар, потому что никто не думал, что этот символ будет использоваться на постоянной основе. На принтах мерча он принесёт десятки миллионов долларов.

Логотип «AC/DC». Фото из открытых источников
Логотип «AC/DC». Фото из открытых источников

В начале 1977 года AC/DC вернулись в Великобританию и начали европейский тур совместно с Black Sabbath. Бон Скотт и Оззи Осборн быстро стали друзьями, а вот отношения между другими участниками обоих коллективов были далеко не сердечными. Незадолго до первого гастрольного визита австралийцев в Америку в их составе вновь сменился бас-гитарист. Летом 1977 группу покидает Марк Эванс, неосмотрительно повздоривший с Ангусом, и ему на смену (как оказалось, очень и очень надолго) приходит англичанин Клифф Уильямс из группы Bandit. Правда, Янги хотели, было, завлечь на вакантную должность Колина Паттендена из группы Manfred Mann's Earth Band, но Браунинг посчитал, что тот слишком уж стар и не вполне соответствует имиджу группы, а вот Уильямс – то, что надо.

В Северной Америке они приобрели бесценный опыт выступлений на стадионах, где AC/DC разогревали такие рок-группы, как Aerosmith, Kiss, Styx, UFO и Blue Öyster Cult, а также были со-хэдлайнерами с Cheap Trick. Помимо этого, они выступили в знаменитых культовых клубах: «CBGB» в Нью-Йорке и «Whiskey a Go Go» в Лос-Анджелесе. В декабре ребята отыграли сет перед небольшой аудиторией в нью-йоркской «Atlantic Recording Studios», который транслировался в прямом эфире по «Radio WIOQ».

Всё складывалось так, что к выходу пятого альбома «Powerage» и концертного «If You Want Blood You’ve Got It» бэнд уже получил поистине звёздный статус. «Powerage» вышел 28 апреля в Великобритании и 25 мая – в США. Студийные сессии начались в январе 1978 года и длились около восьми недель. Когда первые тиражи уже были готовы к выходу в Великобритании, американское отделение «Atlantic Records» пожаловалось, что в альбоме не было ни одного радио-сингла, поэтому, группа срочно записала «Rock 'n' Roll Damnation». Сингл с хард-роковым глэмом дойдёт до 24-й строчки в Великобритании, а в Штатах не попадёт в «горячую сотню».

А вот сам альбом превзойдёт своего предшественника «Let There Be Rock», заняв 133-е место в чарте «Billboard Pop Albums» в США и в конечном итоге получив «платиновый» сертификат. Биограф группы Джесси Финк называет его: «лучший сборник песен за всю их историю» и считает его «высшей творческой точкой для троих Янгов». В 2005 году «Powerage» занял 325-е место в сборнике «500 величайших рок- и метал-альбомов всех времён» журнала «Rock Hard». Журнал «Kerrang!» поместил альбом на 26-е место среди «100 величайших хэви-метал альбомов всех времён».

Первый концертный альбом «If You Want Blood You’ve Got It», выпущенный в Великобритании 13 октября 1978 года, а в США 21 ноября, был записан во время выступления в театре «Apollo», Глазго, 30 апреля 1978 года. Это было последнее в 70-е годы сотрудничество с Джорджем Янгом и Гарри Вандой. Концертник подытожил то, что делало живые шоу AC/DC такими особенными: энергия, взаимопонимание с публикой и драйв.

AC/DC во время выступления в театре «Apollo», Глазго, 30 апреля 1978 года. Фото из открытых источников
AC/DC во время выступления в театре «Apollo», Глазго, 30 апреля 1978 года. Фото из открытых источников

В то время как большинство других рок-групп той эпохи были заняты экспериментами с диско или созданием отточенных студийных эпопей, AC/DC были одной из немногих команд, специализирующихся на сыром и блюзовом хард-роке. Поэтому альбом «If You Want Blood You’ve Got It» часто упоминают как один из «величайших концертных альбомов всех времён».

Когда лайв-альбом стал «золотым» в США, «Atlantic Records» вдруг начали плотнее интересоваться продвижением своего актива. Они посчитали, что AC/DC добьются большего успеха в Штатах, если только будут работать с другим продюсером – тем, который сможет дать им коммерческое радио-звучание. Конечно, группа не была в восторге от такой идеи, особенно Ангус и Малькольм, которые испытывали сильное чувство преданности своему старшему брату Джорджу. Тем не менее, Малькольм сообщил «Radio 2JJ», что они «вынуждены» обратиться к стороннему продюсеру.

Руководитель «Atlantic», Джерри Гринберг, предложил группе Эдди Крамера, известного своей работой в качестве инженера Джими Хендрикса, а также Led Zeppelin и Kiss. Крамер познакомился с ребятами в Майами на студии «Criteria», и, судя по всему, они не поладили. Продюсер хотел, чтобы ребята добавили клавишные, полагая, «что это интересная вещь для рок-н-ролльной группы», и даже засомневался в вокальных качествах Бона Скотта. За три недели в студии AC/DC так ничего и не записали. Как вспоминал Малькольм:

«На самом деле он не подходил нам как продюсер. Мы показали ему риффы для «Highway to Hell», и он не совсем понял их. Мы подумали, что этот парень оторван от того, кто мы есть на самом деле».

Группа позвонила своему менеджеру и попросила вмешаться. Тогда Браунинг обратился к продюсеру Роберту Джону «Матту» Лэнгу с просьбой их выручить. Лэнг был известен как продюсер хита №1 Boomtown Rats «Rat Trap». Попутно команда подписала контракт с новым руководством, уволив Майкла Браунинга и наняв в качестве менеджера Питера Менша, который ранее помог развитию карьеры Aerosmith и Теда Ньюджента.

В марте 1979-го AC/DC переехали в студию «Roundhouse» в Чок-Фарм, что на севере Лондона, проведя там почти две недели. Сессии альбома по 15 часов ежедневно, изо дня в день были изнурительными. Все песни были скрупулёзно проработаны и перелицованы. Лэнг следил за тем, чтобы треки были цельными, он тщательно подходил к звуку, подбирая подходящие гитары и барабаны, и он был хорош при проработке вокала. Даже Бон Скотт был впечатлён тем, как зазвучал его голос. По признанию самих музыкантов продюсер действительно вложил в них в то, что и стало альбомом «Highway To Hell». Как вспоминал Малькольм:

«Поскольку Матт понял, что мы хорошая группа, умеющая играть на своих инструментах, он просто позволил нам сделать это. Там была свобода. И мы также дали ему свободу – мы попробовали все, о чем бы он нас ни попросил».

Пластинка вышла 27 июля 1979 года. Это был первый релиз AC/DC, вошедший в топ-100 чарта США «Billboard 200», в конечном итоге достигнув 17-го места. Именно эта работа вывела группу на высшие позиции хард-рок-исполнителей. Её обычно упоминают среди величайших когда-либо созданных хард-рок-альбомов. 25 мая 2006 года «Highway To Hell» получил 7-кратный «платиновый» сертификат от «RIAA». Многие песни до сих пор часто можно услышать на радио, а рифф заглавной композиции мгновенно стал классикой в рок-музыке.

После коммерческого прорыва своего «Highway to Hell» ребята планировали записать не менее эпическое продолжение. Материал в большей степени уже подбирался, но, как это нередко случается, трагическое испытание поджидает в момент триумфа. Однажды, после обильных излияний в лондонском клубе «The Music Machine», Бон Скотт, перебрав, отключился в автомобиле своего знакомого Алистера Киннера и был оставлен там отсыпаться. Но на следующее утро, 19 февраля 1980 года, он был обнаружен в машине бездыханным. Ему было всего 33 года – возраст Христа.

Печальное событие произошло в самом начале работы над новой пластинкой. Большинство групп распалось бы после такой потери, но на похоронах Бона его отец убедил Малькольма и Ангуса не распускать AC/DC. После траурных мероприятий с 1 марта группа немедленно начала прослушивания претендентов на замену фронтмену. В прессе многочисленные эксперты тут же подключились к поиску нового вокалиста. Упоминались Аллан Фрайер из Fat Lip, бывший вокалист Рика Уэйкмана – Гэри Пикфорд-Хопкинс, Стиви Райт из The Easybeats, бывший участник Moxy – Базз Ширман, вокалист Slade – Нодди Холдер и бывший вокалист Back Street Crawler – Терри Слессер. По совету Лэнга, группа пригласила и бывшего вокалиста Geordie – Брайана Джонсона, который произвёл впечатление на прослушивании исполнением пары песен – «Whole Lotta Rosie» из репертуара AC/DC и «Nutbush City Limits» Тины Тёрнер.

В последующие дни группа неохотно проработала остальную часть списка претендентов, а затем вернула Брайана на вторую репетицию. 29 марта, к удивлению Джонсона, Малькольм Янг позвонил певцу и предложил ему постоянную работу. Причин выбора именно его кандидатуры было несколько – схожий вокал, качества первоклассного шоумена, да и покойный Скотт при жизни успел обратить внимание коллег на фронтмена Geordie. Как вспоминал Ангус:

«Бон как-то сказал: «Брайан Джонсон был великим рок-н-ролльным певцом в стиле Литтл Ричарда». А это был большой кумир Бона – Литл Ричард. Думаю, когда он тогда увидел Брайана, для Бона это было: «Ну, он парень, который знает, что такое рок-н-ролл». Он упомянул нам об этом в Австралии».
Брайан Джонсон. Фото из открытых источников
Брайан Джонсон. Фото из открытых источников

1 апреля бывший участник глэм-рок группы Geordie Брайан Джонсон был официально объявлен новым солистом AC/DC, и работа над альбомом продолжилась. Новый вокалист принял активное участие в создании песен. Тогда же возникла идея посвятить ушедшему из жизни товарищу композицию, которая соответствовала бы его характеру и, соответственно, была бы очень бодрой и заводной.

Гитарный рифф, открывающий «Back in Black», существовал ещё до написания песни. Малькольм часто исполнял его на своей «Gretsch» на протяжении нескольких лет во время разогрева и саундчекинга перед выступлениями. Теперь Янги решили использовать рифф в песне, посвященной Бону Скотту. Они экстраполировали его в мелодию, а слова поручили написать Брайану Джонсону. Так родилась легенда.

Сингл «Back in Black» поднялся на 37-ю позицию в «Billboard Hot 100» и достиг максимального уровня продаж в США, после чего ему за тираж более 2 миллионов экземпляров был присвоен мультиплатиновый статус от «RIAA». По версии телеканала «VH1», «Back in Black» занимает 4-е место в списке сорока лучших песен в стиле хэви-метал и 2-е – в стиле хард-рок.

AC/DC выпустили пластинку «Back in Black» 25 июля 1980-го. Её оглушительный успех возвёл группу в статус мировых суперзвёзд первого эшелона. Альбом разошелся по миру тиражом под пятьдесят миллионов экземпляров и в итоге стал вторым в списке «самых продаваемых в мире альбомов» и одним из самых значительных событий в истории хард-рока в целом. Обложка была сделана почти полностью чёрной, в память об ушедшем Скотте.

В списке «RIAA» он является четвёртым по популярности альбомом всех времён и народов. 9 декабря 2019 года «Back in Black» был удостоен 25-кратного «платинового» сертификата. Рецензии в прессе пестрили хвалебными откликами. Его назвали «не только лучшим из шести американских альбомов AC/DC», но и «вершиной хэви-металлического искусства: первой пластинкой со времен «Led Zeppelin II», которая отражает всю кровь, пот и высокомерие жанра». Договорились до того, что «этот отвязный аренный рок могут полюбить даже панки».

Альбом включён во многие списки «лучших». Журнал «Rolling Stone» поставил его на 26-е место в списке «100 лучших альбомов 80-х» и на 84-е место в списке «500 величайших альбомов всех времён» 2020 года. Журнал «Q» поставил «Back in Black» на 9-е место в своем списке «40 лучших альбомов 80-х», журнал «Time» включил его в список «100 альбомов за всё время». В 2005 году альбом был включен в книгу «1001 альбом, который вы должны услышать перед тем, как умрёте».

Некоторые назвали его «высшим достижением» для хэви-метал. Ведь «Back in Black» появился в то время, когда жанр как таковой находился на «переломном этапе между упадком и возрождением», поскольку большинство групп играли в более медленном темпе и с более продолжительными гитарными соло. В то время как AC/DC переняли «энергичный смысл» панк-рока и «сузили свои песни до более поп-ориентированных взрывов».

Хотя два последующих лонгплея AC/DC, «For Those About То Rock» с Мэттом Лэнгом и «Flick Of The Switch» без него, на фоне блистательного предшественника выглядели несколько бледно – как по материалу, так и по тиражам, они были в топе чартов. Первый из них так и вовсе впервые возглавил хит-парад «Billboard 200». Однако, вне состава оказался Радд – причиной стала его с Мальколмом драка. Фила сменил двадцатилетний Саймон Райт, бывший барабанщик группы Tytan.

По настоянию друга он откликнулся на объявление с заголовком «Требуется рок-барабанщик», которое AC/DC разместили в еженедельной газете «Sounds»: «Если вы сильно не лупите по установке, не подавайте заявку». Райт исполнил на прослушивании три песни. Через два часа после прослушивания ему позвонили и сообщили, что он получил работу.

В 1985 году выходит «Fly On The Wall». Продюсерские вожжи еще со времён «Flick On The Switch» находились в руках братьев Янгов, чьё стремление максимально упростить саунд группы вызвало ряд критических стрел в свой адрес. Но дальнейшие релизы коллектива – «Who Made Who» и «Blow Up Your Video» – вновь приносят AC/DC финансовый успех.

1990-й стал для группы, пожалуй, самым успешным годом с начала 80-х – их новая работа, «The Razor’s Edge», записанная с Крисом Слейдом за барабанами и Брюсом Фейрберном за пультом продюсера заработала для группы аж пять «платин» и место в десятке «Billboard 200». Как вспоминал об этом периоде Малькольм:

«Когда Ангус придумал «Thunderstruck», я подумал: «Черт возьми, у нас здесь отличный трек». И это установило стандарт для этого альбома».

Райт покинет группу в ноябре 1989 года, чтобы примкнуть к Дио. В 2007 году он воссоединится с группой и примет участие в «The Hardest Town».

Наконец, в 1991 году свершилось то, о чём советские меломаны не смели и мечтать: AC/DC в рамках европейского тура выступили в рамках грандиозного московского фестиваля «Монстры Рока», собравшего рекордную для нашей страны аудиторию. Компанию им составили Pantera, Metallica и The Black Crowes. Это случилось всего через месяц после августовского путча – 28 сентября, когда на территории аэродрома в Тушино послушать их пришли сотни тысяч наших соотечественников. Толчея в метро, алкоголь, веселье и громкая музыка – тяжёлый рок тогда в нашем Отечестве был дичайше популярен: это было главное мейнстримовое направление.

Студийная же деятельность группы за первую пятилетку 90-х уложилась в запись одного единственного сингла «Big Gun». Зато в октябре 1992-го вышел второй концертный альбом «AC/DC Live», возглавивший австралийские чарты и дошедший в штатовском «Billboard 200» до 15-го места, а в британском «UK Albums» – до №5. Ещё в составе вновь появился Фил Радд – он помирился с Янгами, и Крис с достоинством вернул ему полномочия штатного барабанщика. В кооперации с именитым продюсером Риком Рубином группа выпускает «Ballbreaker». Рубин был от них в восторге:

«Я думаю, что они лучшая рок-группа в мире всех времён. Они идеальная команда, хотя у них нет ширины и глубины в написании песен, как это было у «битлов». Но AC/DC идеальны для прямолинейного рока»

Альбом вошёл в десятку лучших во многих странах, в том числе был №4 в США, №6 – в Великобритании и возглавил чарты Финляндии, Швеции, Швейцарии и, разумеется, Австралии. А вот дальше последовала ещё одна пятилетка студийного затишья. Лишь в 1997 году оно было нарушено выходом бокс-сета из пяти дисков «Bonfire», посвященному Бону Скотту и годам, что он пел в AC/DC. Это был старый материал.

Новое тысячелетие группа открыла своим новым альбомом – «Stiff Upper Lip» – и последовавшим за ним практически одноименным концертником – «Stiff Upper Lip Live», на котором было запечатлено мюнхенское выступление группы летом 2001 года. «Stiff Upper Lip» поднялся на 7-е место в чарте «Billboard 200» и достиг 12-го места в Великобритании. Он занял первое место в Финляндии, Швеции, Германии и Австрии. Критики приняли его лучше, чем «Ballbreaker», но сочли, что ему не хватает новых идей. Как бы то ни было, ребята всё же держали марку.

А вот после этого группа ушла на дно на целых семь лет. В марте 2003 года AC/DC были приняты в «Зал славы рок-н-ролла». Между тем слухи бродили разные, пока, наконец, 20 октября 2008-го AC/DC ни выпустили с продюсером Бренданом О'Брайеном свой новый альбом «Black Ice». Он уже через неделю после выхода возглавил хит-парады 29 стран мира. Обретаясь лишь в пересудах и старых релизах, команда за это время поднакопила изрядные ностальгические порции востребованности у фанов. Только за первую неделю продали 5 миллионов копий во всем мире. Критики тоже соскучились по группе, и хотя некоторые рецензенты сочли альбом непоследовательным, слишком длинным или шаблонным, в массе своей преобладали положительные отзывы.

Через год последовал выпуск бокс-сета «Backtracks», вобравшего в себя набор студийных и концертных раритетов группы, а ещё через год выход «Iron Man 2» – саундтрека фильма «Железный человек 2». Это был сборник хитов AC/DC из 10 разных альбомов, выпущенных в период с 1975-го по 2008-й годы.

В апреле 2014 года Малькольм Янг был вынужден покинуть группу по состоянию здоровья. Последнее его выступление с группой состоялось 28 июня 2010 года в Бильбао, в рамках «Black Ice Tour». В сентябре 2014 года родные Малькольма подтвердили, что он страдает от деменции – болезни мозга, вызывающей нарушения памяти и мыслительной функции. Близкий к его семье источник сообщил: «Если вы находились с ним в комнате, вышли и вернулись через минуту, то он не вспомнит, кто вы. Он совершенно потерял краткосрочную память».

18 ноября 2017 года после продолжительной болезни он скончался в возрасте 64 лет, всего на месяц пережив своего старшего брата Джорджа. Журнал «Guitar Player» заявил, что секрет техники Малькольма Янга состоял в игре открытыми аккордами через связку небольших усилителей с низким уровнем перегрузки сигнала. Малькольм Янг считается ярким представителем «роковой» ритм-гитары. В 2020 году читатели журнала «Total Guitar» поставили Малькольма вместе с Ангусом на 13-е место среди «величайших гитаристов всех времён».

Малькольм Янг. Фото из открытых источников
Малькольм Янг. Фото из открытых источников

Таким образом, новый, 17-й студийный альбом AC/DC, «Rock or Bust», выпущенный в ноябре 2014 года, стал первым в истории группы, в записи которого Малькольм Янг не принимал участие. Место гитариста занял его племянник – Стиви Янг (сын Стивена). Он был на год моложе Ангуса, и на три года – Малькольма. Будучи подростками, они вместе играли на гитарах и все учились в одной школе. Ещё с самого начала карьеры AC/DC, Стиви, на пару со своим братом Фрейзером, сопровождали группу во время разных турне.

Стиви Янг в 2015 году принял участие в туре поддержки альбома «Rock or Bust». Брайан Джонсон признавался, что альбом было трудно записывать без Малькольма, и что была даже идея назвать его «Man Down», но остальные члены группы посчитали, что тогда двойной смысл названия нёс бы негативную коннотацию в отношении ситуации Малькольма.

Это был самый короткий студийный альбом, когда-либо выпущенный группой. Его продолжительность составляет около 35 минут. Не смотря на это, он возглавил чарты в 12 странах, включая Австралию, Канаду, Германию и Швецию, и вошел в пятерку лучших еще в 12 странах, включая Великобританию, США и Италию. «Rock or Bust» принёс AC/DC премию «ECHO» 2015 года в категории рок-музыки.

Барабанщик Фил Радд не смог принять участие в туре в поддержку альбома после того, как 6 ноября 2014 года ему было предъявлено обвинение в хранении каннабиса и других запрещённых веществ, и его заменил Крис Слэйд. И это были ещё не все неприятности: 7 марта 2016 года группа объявила, что прерывает мировые гастроли ввиду проблем со слухом у вокалиста Брайана Джонсона. Его последнее выступление с AC/DC состоялось 28 февраля 2016 года в «Sprint Center» Канзас-Сити. Оставшиеся концерты давали с фронтменом Guns N' Roses Экслом Роузом.

По окончании тура Клифф Уильямс заявил, что покидает группу: «Это то, что я знал последние 40 лет, но после этого тура я отказываюсь от гастролей и записи». В течение следующих нескольких лет множились слухи, что бывшие участники Джонсон и Радд вернулись и снова начали работать с группой. Наконец, 13 ноября 2020 года группа громыхнула своим новым творением – «Power Up» и показала, что порох в её пороховницах ещё не иссяк.

Альбом действительно знаменовал собой возвращение в группу вокалиста Брайана Джонсона, барабанщика Фила Радда и бас-гитариста Клиффа Уильямса, которые прежде покидали AC/DC. И поскольку он стал первой большой работой, выпущенной группой после смерти Малькольма Янга, это было, по словам Ангуса, посвящением Малькольму так же, как «Back in Black» был посвящён Бону Скотту.

Релиз был в целом хорошо встречен музыкальными критиками и занял первое место в 21 стране. На церемонии премии «ARIA Music Awards» 2021 года альбом был номинирован в категории «Лучший рок-альбом», а группа – в категории «Лучшая группа». Наконец, на церемонии вручения премии «iHeartRadio Music Awards» 2021 года «Power Up» получил звание лучшего рок-альбома года. Конечно, в этом было больше признательности группе за долгую карьеру, чем реальной оценки художественных достоинств.

31 марта 2023 года AC/DC объявили, что они собираются 7 октября официально стать со-хэдлайнерами фестиваля «Power Trip» в «Empire Polo Club» в Калифорнии. Жизнь продолжается. Таковы были полвека команды, вернувшей хард-рок в зону интереса массового слушателя, где ему, собственно, и место. Слушайте музыку!

☑ Если понравилась статья, не стесняйтесь ставить лайк и делать комментарии!

❇️Чтобы не пропустить новое, подписывайтесь на канал.

➤Другие материалы подобного рода: