Дворянский недоросль, гимназист, студент, офицер. Вот так, в 4 определения, укладывается вся короткая, 22-х летняя, жизнь самого младшего из детей Валериана Валериановича Князева – Святослава Валериановича.
Он родился летом 1894 года в родовом имении Арбузовых – Алтухово.
В деле «О внесении в родословную книгу дворян Тульской губернии Князевых» (Государственный архив Тульской области, фонд 39, опись 2, дело 1123), в прошении отца о причислении детей к его дворянскому роду, имеется следующее свидетельство: «Алтухово. 1894 г. 13 июля родился, крещен 9 августа, Святослав, у надворного советника Валериана Валерианова Князева и законной жены Марии Евгеньевой. Восприемники: действ статский советник Семеон Валерианов Князев и коллежского секретаря Федора Евгениева Арбузова жена Мария Леонидова и дочь титулярного советника девица Варвара Александрова Ульянина».
О родителях Святослава Валериановича я уже писал в статье о его сестре – Маргарите Валериановне, и повторяться считаю не интересным для читателей.
Множество фотографий периода конца 1890-х – начала 1900-х г.г. запечатлели Святослава, которого все близкие называли «Славик». Стройный, симпатичный, спортивный парень, с задумчивым лицом и немного грустными глазами.
Он очень любил сестру и братьев, родителей, бабушку – Александру Алексеевну Арбузову (Зилову).
Хотя семья Валериана Валериановича в начале 1900-х г.г. практически все время жила в Петербурге, но в родное Алтухово приезжали при первой возможности. В "Алтуховских хрониках" (аналог гостевой книги в имении Алтухово) сохранился трогательный детский рисунок маленького Славика, сделанный в 1903 году.
Отца Слава потерял в 1904 году, будучи уже питерским гимназистом. В отличии от среднего брата, Георгия, оставившего после смерти отца Петербургскую гимназию и ставшего кадетом Орловского Бахтина кадетского корпуса, военная служба Славика изначально не заинтересовала.
Слава учился в 1-й Санкт-Петербургской гимназии, которая располагалась между Обводным каналом и набережной р. Фонтанки на Большой офицерской и Ивановских улицах.
Надо сказать что эта гимназия, преобразованная из Благородного пансиона при Санкт-Петербургском Университете в 1830 году, считалась самой привилегированной: в неё принимали только детей дворян.
Учился Слава прилежно и с охотой. Он, как и все дети Валериана Валериановича Князева, был одарен весьма разнообразными талантами.
Он прекрасно держался в седле, ездил со всеми на охоту, играл в бадминтон, в то время вошедший в моду у дворянской молодежи, был очень музыкален, имел несомненные задатками художника. Расскажу об интересном факте. В архиве семь Князевых-Шапориных-Браже сохранилась небольшая картина маслом на холсте, датированная 18 августа 1911 года и названная автором "Ворота при въезде. Алтухово". Написана она безусловно хорошо.
А в архиве Князевых-Ильиных есть фотография за август 1911 года, на которой запечатлен Святослав Князев в момент написания этой картины. Уникальный случай, когда художник снят в процессе работы над своим произведением.
Закончив, в 1913 году, гимназию, он поступил в СПб. Университет. Но, отпущено ему на учебу было всего два года.
Война! Она прервала учебу. Святослав, в мае 1915 года поступает на месячные ускоренные курсы пехотных прапорщиков в Павловское военное училище, и 1 июня 1915 года выпускается прапорщиком в Лейб-Гвардии Егерский полк. Возможно на выбор полка повлияло то обстоятельство, что его двоюродный прадед, генерал от инфантерии Арбузов Алексей Федорович, начинал свою службу в этом полку подпоручиком в далеком 1810 году.
Святослав Князев явно по штабам не прятался. Есть несколько его фотографий с фронта – леса, землянки, нары. В 1916 году он получил чин подпоручика. Последнее его фото датировано июнем 1916 года, в начале Брусиловского прорыва.
Во время заключительного этапа Брусиловского прорыва — наступления на Владимир-Волынский, Князев Святослав Валерианович был убит в бою у деревень Свинюхи-Корытницы.
Вот выписка из донесения полкового адъютанта: «Вечером 4 сентября егеря 9-й роты разыскали тело подпоручика Князева. Он был найден вблизи германских окопов мертвым. Рядом с ним лежала винтовка, с которой он ходил в атаку, а также вынутый из кобуры револьвер, патроны которого оказались все расстрелянными. Кроме огнестрельных ран в плечо и ногу, у него найдена резанная рана в животе, заставляющая предположить добитие его германцами».
В качестве особой почести тело подпоручика Князева С.В. было перевезено в Санкт-Петербург и 15 сентября 1916 года погребено в склепе Церкви во имя Святого великомученика Мирония (ныне снесенный полковой храм Лейб-гвардии Егерского полка). Всего в склепе Храма было погребено 26 офицеров Лейб-Егерского полка, погибших в Первую Мировую войну. До сноса в 1934 году, церковь находилась на набережной Обводного канала в Санкт-Петербурге. Построена она была по проекту академика архитектуры Константина Тона в 1849-1855. После сноса церкви склеп был засыпан, останки офицеров не перезахоронялись и до сих пор находятся на месте бывшего Храма.
Вот и все о Святославе Валериановиче Князеве. Жаль, но он не успел ни жениться, ни оставить потомков, да, что там, и влюбиться не успел. Но жизнь свою закончил по высшей мерке дворянской чести – в бою за Родину!
Вообще, над детьми Валериана Валериановича висел какой-то рок. Все они умерли или погибли или молодыми или ужасной смертью, и ни одной могилы от них не осталось. Об этом я еще расскажу позже.