Найти тему

Город на костях или почему жителей Архангельска называют архангелогородцами?

Приветствую всех любителей истории и историй, путешествий по просторам нашей необъятной, а так же случайно заглянувших на огонек.

Пребывая до сих пор под властью обаяния родных северов, а так же впечатленная изменениями в городе моего детства и юности Архангельске, не могу обойти тему его возникновения и тех событий, которые сейчас там происходят.

Архангельск город над Двиной
Архангельск город над Двиной

Итак, официально датой основания Архангельска принято считать 1584 год, когда воеводы спешно, «одним годом …поставили город круг Архангельского монастыря». Данная фраза указывает, что возник город не на пустом месте, а вокруг монастыря, носившего наименование Михайло-Архангельский.

Если копнуть совсем вглубь истории, то можно обнаружить данные археологических раскопок, засвидетельствовавших, что первые стоянки на берегах Северной Двины в районе реки Кузнечиха относятся к времени позднего палеолита. Так же эти богатые на дичь и рыбу места издревле привлекали разбойников викингов, которые в период раннего средневековья частенько поднимались с разбойничьими набегами значительно вверх по течению Северной Двины, а первые претензии Великого Новгорода на дикие прибрежные территории, получившие позднее наименование Поморье (любопытную статью об этом регионе и процессе его возникновения можно прочесть по ссылке ниже)

относят к ХII веку, когда и был основан вышеозначенный монастырь.

Первоначально монастырь находился на мысе Пур-Наволок в 30 вёрстах от впадения Северной Двины в Белое море (территория современных Гостиных дворов). Монастырь и сам не раз страдал от набегов мурманов – норвежцев. На протяжении более чем двух веков был одним из крупнейших центров притяжения русского Севера.

Михайло-Архангельский монастырь. Фото начала прошлого века
Михайло-Архангельский монастырь. Фото начала прошлого века

С 1553 года – года дипломатического визита английского мореплавателя Ричарда Ченслера - в устье Северной Двины начинает активно развиваться торговля с англичанами и голландцами. Центром торговли, ещё до прибытия англичанина, было село Холмогоры, но из-за мелководья Северной Двины для морских судов, оно стало терять своё значение для международной торговли.

4 марта 1583 года русский грозный царь Иван IV во избежание нападения недружественной на тот момент Швеции (впрочем за столетия здесь мало, что поменялось) принимает решение о незамедлительном строительстве оборонительной крепости. Он направил на Двину грамоту, в которой указал незамедлительно поставить город. Подписанный государем указ, повелевал московским воеводам Петру Афанасьевичу Нащокину и Алексею Никифоровичу Залешанину-Волохову в кратчайший срок построить на мысе Пур-Наволок крепость: «…город делать на том месте и по той мере, по росписи и чертежу, какову есть роспись и чертеж к вам прислали, наспех, теми посошными людьми, которую посоху к тому городовому делу есмя указали…».

Вид  на монастырь со стороны Смольного буяна: на переднем плане смоляные бочки, которые там заготавливались в сезон навигации. Архивное фото
Вид на монастырь со стороны Смольного буяна: на переднем плане смоляные бочки, которые там заготавливались в сезон навигации. Архивное фото

По чертежам последних в течение года вокруг монастыря была выстроена деревянная крепость, названная Новые Холмогоры, которая и дала начало Архангельску. Как и положено монастырь помимо хозяйственных построек обладал немалым погостом (монастырским кладбищем), успевшим образоваться за время его более, чем двухвекового существования. Место бывшего погоста, находившегося при монастыре, находилось ориентировочно на территории детского и Петровского парков и почты.

К концу ХVI века вокруг Михаило-Архангельского монастыря, помимо растущего города, активно стали сооружаться многочисленные иностранные фактории склады, амбары и избы купцов из Холмогор, Вологда и Москвы, приезжавших сюда на навигационный сезон. Образовавшееся поселение получило название Новые Холмогоры и на полтора века было единственным морским портом России. Новые Холмогоры название не прижилось, и многие на тот момент не совсем понимали, где такой населенный пункт находится. Монастырь же в быту часто называли Архангельским, а возникшее вокруг него поселение именовали Архангельским городом, а жителей архангелогородцами в пику обитателям монастыря. Название города со временем усеклось до Архангельска, а вот наименование жителей города приклеилось навсегда.

В 1636 году Михайло-Архангельский монастырь, бывший в то время полностью деревянным и находившийся в центре Новых Холмогор, подвергся разрушительному пожару. Во избежание повторения печальных событий, угрожавших многочисленным торговым складам как российских так и зарубежных купцов и факторий, а так же существенному финансовому ущербу, в 1637 году монастырь с исторического места мыса Пур-Наволок было решено перенести на юг за пределы города выше по течению Северной Двины в местечко Нячеры (так назывался район между современной улицей Урицкого (ранее Архиерейской) и железнодорожным мостом. В конце ХVII века монастырь был уже перестроен в камне и на месте деревянного строения возник пятиглавый соборный храм, просуществовавший вплоть до 30х годов ХХ века.

Внутри монастыря видны ряды захоронений. Фото из интернета
Внутри монастыря видны ряды захоронений. Фото из интернета

С ХVII века Архангельск следует типичным вехам развития портового приморского центра со всеми его взлетами и падениями, что является долгой и, возможно, скучной для кого-то историей, поэтому предлагаю пропустить эту часть и перенестись сразу в век ХХ и в наши дни.

В начале 1920 года монастырь как и тысячи по многострадальной России был закрыт, судьба последнего настоятеля игумена Десидерия и насельников неизвестна, но скорее всего их постигла типичная участь тех времен – они были расстреляны. Монастырская улица была переименована в улицу Парижской Коммуны, еще позже в конце ХХ века в улицу Урицкого. В результате кампании по изъятию церковных ценностей из Михаило-Архангельского собора было изъято более 2 пудов серебра и других ценностей. 20 июля 1924 года договор губисполкома с приходом собора был расторгнут, а монастырская община ликвидирована. В 1924 году в соборе служили сплошные обновленцы. В 1925 году монастырь был закрыт и передан областному Институту социального перевоспитания. Постройки обители использовались для хозяйственных целей, монастырские колокола были отданы на переплавку, однако приходское кладбище, положенное каждому значимому монастырю продолжало существовать и активно захораниваться вплоть до 1925 года. По рассказам моей бабушки урожденной Демидовой Людмилы Павловны 1930 года рождения на на этом кладбище был похоронен кто-то из моих предков. В 1930 году собор, колокольня и часть ограды с башнями были разобраны. Позднее исчезли и другие монастырские здания, кладбище закрыли для захоронений.

Мемориальный сквер на месте монастыря
Мемориальный сквер на месте монастыря

В предвоенные годы на месте монастыря, развернувшись к Северной Двине, располагался крупный рынок и моя бабушка, бывшая тогда ребенком и жившая поблизости, частенько бывала там с различными поручениями от родителей. По ее словам, рыночные ряды были сплошь всхолмлены могильными насыпями и часто приходилось прыгать с одной на другую, чтоб попасть в соседний ряд. В послевоенные годы территория монастыря застроена жилыми домами: пятиэтажками, а на месте кладбища построили ряд двухэтажных деревяшек, в которых, по словам местных жителей, вечно что-то случалось.

Те самые деревяшки. Архивное фото
Те самые деревяшки. Архивное фото

Архангельск, шагнув в ХХI век, беспощадно прощается со своим историческим прошлым. В следствие халатности сгорели макаровские бани и дореволюционное здание, бывшее по воспоминанием старожилов, долгое время публичным домом – на этом месте воткнули огромный торговый центр. Снесен дореволюционный свечной завод на самой набережной, снабжавший свечами главный Архангельский Собор (к слову говоря, восстановленный на этом же месте), на месте царского завода прямо в урезе воды, что запрещено всеми санитарными и природоохранными нормами воткнут новомодный ЖК с ценами под стать московским.

Новый ЖК на месте монастырского кладбища
Новый ЖК на месте монастырского кладбища

На месте Старых деревяшек на месте монастырского кладбища так же воздвигнут новый современный элитный жилой комплекс, квартиры в котором оказались раскуплены до пуска здания в эксплуатацию. Правда застройщик (Аквилон-инвест) сделал реверанс богатой истории города и древнему монастырю, чью территорию частично занял новострой: на этом месте провели археологические раскопки, впоследствии разбив и обустроив мемориальный сквер в честь Михайло-Архангельского монастыря, давшего жизнь городу. Помимо стендов с историей обители, даже установлен медный памятник макет монастыря, правда нет нигде информации об обширном монастырском кладбище, на месте которого возвышается новенькая высотка.

Макет ямихайло Архангельского монастыря. Правда монастырское кладбище на нем отсутствует👌
Макет ямихайло Архангельского монастыря. Правда монастырское кладбище на нем отсутствует👌

Немного несправдливо, правда ведь? Ведь есть еще люди, чьи предки были там захоронены (например я) и кто это помнит, да новомодный ЖК на костях усопших не слишком этичен. Или как по вашему мнению?

Правда истории известны случаи когда строили не только на костях, но и из костей. Пражская костница. Фото из интернета
Правда истории известны случаи когда строили не только на костях, но и из костей. Пражская костница. Фото из интернета

Засим раскланиваюсь и убегаю на поиски новых интересных историй.

Всегда ваша Морозова.