Здравствуйте, дорогие друзья! В этом видео я расскажу вам про топ 10 причин, почему маркетплейсы не подходят новичкам, или, другими словами, почему я не рекомендую маркетплейсы как Ваш первый бизнес в жизни. Поехали!
Причина 1. Маркетплейсы - это сложно!
Итак, первая и основная причина заключается в том, что маркетплейсы - это сложно. Да, я понимаю, что в последнее время практически из каждого утюга звучит реклама различных блогеров, инфо-предпринимателей, которые пытаются продать свои курсы. Рассказывая о том, что маркетплейсы - это абсолютно легкий, стопроцентно гарантированный способ заработка, который позволяет обогатиться, просто лежа на диване. Ну, естественно, это абсолютно не так. И если мы говорим про новичков, про людей, которые не имеют какого-то особенного опыта в бизнесе, то нужно понимать, что начало работы и основные процессы настройки маркетплейсов - они совсем не простые. Более того, они не интуитивно понятны. Требуются определенные знания компьютерных технологий например, Microsoft Excel, какое-то понимание, как работать с изображениями, с видео, как правильно делать продающие тексты и так далее.
Конечно, какая-то часть аудитории, особенно молодые люди, которые практически в наше время уже рождаются с гаджетами в руках, смогут, в принципе достаточно быстро разобраться. Но что уж говорить про 60-летних, 50-летних, даже 40-летние в наше время бывает, что не умеют пользоваться компьютером, и для них даже просто открыть электронную почту являются каким-то подвигом. Поэтому как, например, такие более возрастные люди смогут пользоваться маркетплейсами? Это далеко не просто и уж гораздо сложнее, чем торговать где-то на досках объявлений, через группы Вконтакте или тому подобное.
Причина 2. Работа только по "белому"
Вторая причина заключается в том, что при работе с маркетплейсами Вам нужно будет работать только в "белую". Что это значит? Объясню подробнее. Работа по белому означает: Вам нужно будет сразу же зарегистрировать свою компанию, к примеру как ИП. И уже с первого дня Вам нужно будет сдавать какие-то отчеты, платить налоги и так далее. То есть, возможно, у Вас даже не будет каких-то продаж или будут какие-то смешные заказы, например, два заказа в неделю. То есть Вы практически ничего не будете зарабатывать, но уже все равно Вам придется потратиться на кассовый аппарат, Вам придется найти какого-то бухгалтера, который бы смог сдавать за Вас отчеты, ну или, по-крайней мере, потратить время, а может быть, деньги для того, чтобы научиться это делать самому.
Конечно же, в большинстве случаев новички вообще не разбираются в законодательстве, в налогах, не умеют сдавать статистику и так далее. Поэтому, конечно же, новичкам, которые еще не умеют работать, которые даже, во-первых, и не знают, будет ли им интересно заниматься торговлей или, может быть, это вообще не их занятие, таким я могу посоветовать начать работать в "серую". Конечно, я не призываю никого работать незаконно или совершать какие-то мошеннические действия, но имейте в виду, что по законодательству Вы имеете право на определенный лимит продаж в месяц. Хоть этот лимит и небольшой, но, зарабатывая меньше этого лимита, Вы имеете право не открывать свою компанию и не платить налоги. Поэтому я рекомендую хотя бы начать, хотя бы попробовать поторговать, понять вообще, Ваше это или не Ваше, понять, имеет ли спрос Ваш товар или же нет.
Сначала попытайтесь торговать через соцсети или доски объявлений. Если Вы уже поймете, что да, Ваш бизнес реален, да, Вы можете заработать на своем бизнесе, уже тогда Вы можете легализоваться, открывать ИП и выходить на маркетплейсы.
Причина 3. Маркетплейсы не прощают ошибок
Третья причина, почему маркетплейсы не подходят новичкам, заключается в том, что у Вас не будет права на ошибку. Я уже только что объяснил, что маркетплейсы требуют работы только в "белую". Также обратите внимание, что работая на маркетплейсах Вы не сможете договориться с клиентом. К примеру, если Вы торгуете обычным способом, например, в магазине, и Вашему клиенту что-то не понравится, то Вы можете просто-напросто вернуть деньги, сделать какую-то скидку, может быть даже просто уболтать клиента, улыбнуться, посмеяться вместе с ним, ну как-то, скажем так, купировать конфликт. А вот на маркетплейсах любая ошибка сразу же влияет на Ваш рейтинг. Что-то не понравится клиенту, он просто поставит вам единичку, и рейтинг Вашей компании скатится на самое дно.
Пара таких глупых ошибок, пара недовольных клиентов - и Вас просто могут заблокировать, и Вы потеряете возможность торговать и зарабатывать деньги. А на начальном этапе, когда Вы только новичок, когда Вы только учитесь этому делу, совершить ошибку проще простого. Более того, обилие штрафов может просто обанкротить Вас или же привести к потере аккаунта.
Чтобы не быть голословным, я покажу оферту компании Wildberries, к примеру. Смотрите: не вовремя предоставили счет-фактуру - штраф 20% от стоимости товара; забыли наклеить коды идентификации - пожалуйста, 7 500 тенге штрафа за каждый товар. К примеру, не вовремя сдали товар на склад - пожалуйста, штраф 50% от стоимости, но не менее 500 тенге.
Некоторые штрафы доходят даже до 5 миллионов тенге за каждый факт нарушения. Это просто какая-то, честно говоря, каббала. Я просто удивляюсь, что есть какие-то люди, которые, во-первых, работают на таких условиях, а во-вторых, рассказывают новичкам, что будто бы все это очень легко, все это очень просто и работать на маркетплейсах может абсолютно любой человек.
Представьте, что если Вы получите по глупости штраф 500 тысяч тенге? Ну, скорее всего, Ваш бизнес на этом просто-напросто закончится. Поэтому это еще раз доказывает, что на маркетплейсах у Вас просто нет права на ошибку, и маркетплейсы абсолютно не дорожат своими продавцами, потому что на место одного заблокированного придут 10 других новичков.
Проблема 4. Бюрократия и бумаги
Продолжая дальше, перейдем к четвертой проблеме, а именно бюрократия и бумажные волокита. Дело в том, что подключение к маркетплейсам, а особенно, к примеру к маркетплейсу Kaspi, может быть абсолютно непростой задачей, потому что для начала работы Вам нужно будет предоставить большое количество документов, заключить договора, а в случае с Kaspi так и вообще Вы должны будете доказывать, что Вы имеете право торговать своим товаром, предоставлять большое количество сертификатов и накладных.
Естественно, что зачастую новички, во-первых, не разбираются в документах, не понимают, что от них требуется, во-вторых, у новичков зачастую нет каких-либо документов, они покупают товар где-то на базаре и пытаются просто продать его подороже. Различные подтверждающие документы могут быть только у серьезных компаний, которые работают по "белому". А у новичков, которые покупают какой-то непонятный дешевый товар, зачастую никаких документов просто может и не быть.
Причина 5. Заполнение карточек товара
Следующая проблема, которая может быть сложностью для новичков - это муторное заполнение карточек либо фото или описания. Расскажу подробнее. Дело в том, что на маркетплейсах для начала продажи Вы должны заполнить все карточки товаров. Если такая карточка товара уже существует, Вы должны ее привязать либо подать заявку на создание новой карты. При этом Вы не имеете права создать карточку, ну, что-то вроде "носки мужские в ассортименте". Нет. Каждый Ваш товар должен иметь отдельную карточку, должен иметь отдельную фотографию, должен иметь описание. Вы должны указать размеры, вес, вообще, в целом заполнить карточку таким образом, чтобы клиенту стало понятно, что это за товар, чтобы появилось желание купить этот товар. Поэтому фото должно быть качественное, описание должно быть продающим.
Более того, многие компании даже нанимает специальных дизайнеров, которые занимаются так называемой "инфографикой". То есть они создают такие картинки, которые помогают продавать товар и которые позволяют наглядно объяснить человеку, в чем состоит функция и в чем его преимущество, отличие от конкурентов. Представьте, что если Вы торгуете тысячей товаров, то Вы должны оформить тысячу карточек. Это занимает огромное количество времени, и более того, если Вы новичок, то, скорее всего, Вы опять же просто не умеете это делать правильно. А также, скорее всего, если у Вас непонятные китайские товары, то у вас нет качественных фотографий, у Вас нет никаких характеристик и тому подобное. То есть, либо Вы должны будете тратить огромное количество сил и времени на заполнение всей информации, либо Вам придется заплатить каким-то специалистам, которые это делают за Вас. Опять же, торгуя просто в обычном магазине или через соцсети, все было бы гораздо проще, Вам не пришлось бы заниматься всей этой муторной работой.
Причина 6. Оплата после доставки
Следующая проблема, которая может полностью разрушить ваш бизнес - это оплата после доставки или по расписанию, как у некоторых маркетплейсов. К примеру, если Вы торгуете просто в магазине, когда Вы получаете деньги, Вы получаете деньги мгновенно - человек дал Вам деньги и забрал товар. В случае маркетплейсов все работает по-другому - Вы получаете деньги только после получения клиентом товара.
Представьте, какие размеры у Казахстана, или еще больше у России, когда доставка может занимать несколько недель. Кроме того, вполне реальный случай, когда человек может отказаться от товара или оформить его возврат при получении. Тогда к сроку доставки добавляется срок обратного путешествия товара до Вашего склада. Даже в случае с Казахстаном некоторые варианты доставки могут занимать 10 дней. К примеру, если человек отказывается, то это будет 10 дней туда и и 10 обратно. Представьте, что на долгие 20 дней Ваш товар морозится, и Вы не получаете с него никаких денег. Поэтому, в случае с торговлей дорогими товарами и при доставке по регионам у Вас может морозиться очень, очень большая сумма.
А для начинающих, у которых, как правило, нет никаких вложений, нет большого стартового капитала, это может быть просто разорительным, и в определенный момент у Вас просто может не хватить денег на закуп товаров.
Причина 7. Потеря и порча товара
Важным риском является риск потери и порчи товара. Конечно, некоторые могут сказать, что риск потери существует и при торговле без маркетплейсов, когда Вы просто отправляете товар, к примеру, почтой. Все-таки, когда мы продаем товар просто за наличку в другие регионы, мы всегда говорим, что мы не несем ответственности за доставку.
Маркетплейсы страхуют ваши товары, якобы гарантируют Вам сохранность и предоставление компенсации. Но на самом деле могу сказать, что если Вы думаете, что кто-то Вам будет просто так, по первому требованию давать компенсацию, Вы глубоко ошибаетесь. Потому что выбить компенсацию с маркетплейса очень, очень сложно, занимает огромное количество времени и сил. И при этом Вы должны понимать, что если Вы новичок, то потеря даже недорогого товара может очень жестко ударить по Вашему бизнесу и может стоить Вам большого количества нервов. Поэтому хоть и торговля по регионам значительно увеличивает Ваши продажи, но при этом также и создает определенные риски, которые Вам нужно иметь ввиду.
Причина 8. Непрозрачная экономика
Также очень серьезной проблемой для новичков является восьмая причина, именно непонятная экономика. Давайте объясню подробнее. К примеру, если Вы торгуете просто, скажем, в магазине или где-то через соцсети, то Ваша экономика, Ваш расчет прибыли очень прозрачен и очень понятен. К примеру, Вы купили товар за доллар, продали за два, отнимаем одно от другого, получается, к примеру, один доллар прибыли. Маркетплейс так не работает, к сожалению. У маркетплейсов существует огромное количество комиссий. В-первую очередь это комиссия самого маркетплейса, его вознаграждение, комиссия за доставку, комиссия за прием оплаты, могут быть какие-то дополнительные комиссии, к примеру, за акции или тому подобное. При этом, маркетплейсы абсолютно никак заранее не могут Вам подсказать, сколько же Вы заработаете с того или иного товара. Это приходится считать самому или понимать уже по факту свершения продажи. Поэтому, для начинающих может быть очень-очень трудно понять, сколько же они по факту зарабатывают и вообще прибылен их бизнес или нет.
Из моего опыта работы я могу заметить, что огромное количество продавцов вообще не понимает, как работают финансы. Многие из них продают товары вообще в ноль или даже в убыток. Создается такое впечатление, что они вообще не считают экономику. И некоторые из них думают, что если, к примеру, купили за 100, а продали за 120, они что-то заработали. Нет, на самом деле маркетплейсы могут съесть всю Вашу прибыль и даже привести Вас к убытку. Поэтому для начинающих, для тех, кто еще плохо разбирается в финансах, в экономике работать с маркетплейсами может быть очень, очень сложно. А позволить бухгалтера, который занимался бы всеми этими вопросами, начинающие, как правило, просто не могут себе позволить.
Причина 9. Конкуренция
Девятая причина заключается в большой конкуренции. Конечно, кто-то может сказать, что конкуренция существует везде, и конкуренция является даже чем-то хорошим, но обращу Ваше внимание, что на маркетплейсах Вы конкурируете сразу с тысячами продавцов со всей страны. К примеру, если Вы начинающий, если Вы открываете свой первый бизнес, скажем, магазин цветов. Кто является Вашими конкурентами? Вашими конкурентами является всего лишь пара магазинов, которые расположены, скажем так, в ближайших кварталах, ближайшем районе, рядом с Вами. И когда у Вас всего лишь пара конкурентов, Вам гораздо легче работать, гораздо легче смотреть их цены и ассортимент и так далее.
А вот на маркетплейсах против Вас могут работать сразу десятки продавцов, которые будут стараться демпинговать, стараться привлечь клиента любым способом. Более того, не забывайте, что в обычной жизни клиент может покупать у Вас просто потому, что это рядом с домом, потому что это ему удобно. А вот на маркетплейсах клиент может выбирать сразу из тысяч компаний, не вставая с дивана, просто щелкая клавишу мыши. Естественно, что таким образом клиент может просмотреть десятки, может быть, даже сотни предложений и абсолютно не устать.
Из нашего опыта, когда в Каспи Магазин стали запускать всех подряд, очень сильно снизились доходы, потому что в Каспи Магазин зашли настолько неопытные, настолько глупые продавцы, которые просто уронили цены на многие товары и стали работать либо вообще в ноль, либо просто за копейку. Мы особо глупым звонили лично, объясняли им, как работает вообще экономика, какие бывают комиссии в Каспи Магазине, мы показывали им на пальцах, что с их ценой они торгуют в убыток. И такие люди в ужасе тут же меняли цены на нормальные, и даже нас благодарили за то, что мы их на самом деле научили пользоваться маркетплейсом, и они поняли, что они торговали в минус.
Но, к сожалению, такие дурачки появляются на маркетплейсах постоянно, каждую неделю. Обязательно появится какой-то непонятный человек, который что-то начинает делать абсолютно не продумано. И, к сожалению, конкурировать с такими становится все сложнее и сложнее.
Причина 10. Нужны платные инструменты для успеха
Ну и наконец, десятая причина, на которую тоже стоит обратить внимание, состоит том, что для успеха Вам требуются дополнительные инструменты. К примеру, если Вы торгуете в магазине, Вам требуется только витрина, кассовый аппарат и Ваше хорошее настроение. А вот при продаже на маркетплейсах Вам может потребоваться большое количество сторонних, самое главное платных инструментов. Я уже говорил ранее, что Вам могут потребоваться услуги дизайнеров для более красивого оформления Ваших товаров. Также Вам могут понадобиться инструменты для анализа цен конкурентов, для предоставления аналитики по популярным товарам и так далее. То есть все это стоит денег, и у начинающих, как правило, нет ни опыта, ни денег для приобретения таких инструментов, а без них доходы могут быть очень-очень смешными.
И, к сожалению, может создаться такая ситуация, когда все продавцы, у которых есть деньги на приобретение дополнительных инструментов, повышающих продажи, могут иметь дополнительное преимущество и таким образом выдавливать тех, у кого этих инструментов нет.
Подводя итоги, могу сказать, что конечно, если у Вас есть желание, конечно, если у Вас есть возможности и боевой настрой, даже если Вы новичок, Вы сможете заработать и построить реальный бизнес на маркетплейсах. Все зависит только от вас.
Специально для новичков, для тех, кто не имеет особенного опыта, мы создали группу в Telegram, в которой Вы можете задать ваши вопросы по работе с Kaspi Магазином. Ссылка прикреплена в описании к этому видео. Также напоминаю вам, что у нас есть услуги бизнес консультации и наставничества для тех, кто хочет зарабатывать в Каспи Магазине (для начинающих и уже действующих продавцов в Каспи Магазине).
А я благодарю вас за внимание, и встретимся с Вами в других видео!
Приглашаем присоединиться к нашей telegram группе продавцов в Kaspi Магазине.