У меня в некотором смысле уникальный опыт - из троих детей двое сдавали экзамены, а третий - ЕГЭ. Так что, как обычно, Баба Яга пишет на основе собственного опыта.
Немного семейной статистики времен выпускных экзаменов
- Мы с мужем были школьными отличниками. Оба после окончания школы хотели поступить в вузы Москвы. Я - в МГУ на психологический, он - в знаменитый физтех в Долгопрудном. Он не добрал баллов и вернулся в местный университет, а меня вообще отговорил ехать сдавать школьный товарищ (Эх, не хватило у меня тогда уверенности в себе...) Так что я тоже оказалась в нашем университете. Там мы, собственно, и познакомились.
- Дочь закончила с золотой медалью. То есть мало того, что все годы училась только на 5, но и сдала все 7 выпускных экзаменов на отлично - куча ее сил и нервов. Но поступила она в высшую школу экономики не как медалистка, а как победительница экономико - математической олимпиады.
- Старший сын тоже сдавал все экзамены в физико-математическом лицее и получил аттестат с 4,5 баллами (пятерки за математические предметы, четверки - за все остальные))... А потом снова сдавал экзамены, уже вступительные. Опять и физика, и математика, и английский, и сочинение.... Но тоже стал студентом нашего университета.
Теперь про ЕГЭ
И вот через 15 лет после старших готовился к поступлению наш младшенький. Хотел как брат - на информационные системы и программирование. Поэтому и сдавал соответствующие предметы - физика, математика, программирование...Ну, русский/литература - само собой. И никаких ночных бдений над биологией или географией, как у старших. Получил за них 4 или 5 в аттестат (троек у него тоже не было), и готовился только по профильным предметам. Экономия времени и сил огромная. Но знает он историю и географию с биологией ничуть не хуже старших))
Количество баллов, набранных им на ЕГЭ, плюс аттестат у него получились вполне пристойным. Так что он, подав документы сразу в три университета, спокойно укатил релаксировать в псковские леса. И никаких вступительных экзаменов, где в очередной раз надо было бы подтверждать те знания, которые он только что уже подтвердил. Как говорится - почувствуй разницу!
Пока он там отдыхал, ему позвонили сразу из двух вузов и сообщили,
- в одном его готовы зачислить сразу, если он привезет подлинники документов
- в другом, что он по результатам рейтинга не может быть зачислен сразу, а попадает во 2-ю "волну" с вероятностью поступления 95%
Надо сказать, что дата его рождения в конце осени, так что пошел в школу он почти в 8 лет, а закончил, соответственно , в почти 19. Так что, так как разницы ему практически не было - оба университеты, специальность одна и та же, то он решил не рисковать и подавать подлинники туда, где его берут точно.
"Беги мама, беги!"
Еще перед отъездом он оставил мне нотариально заверенную доверенность, позволяющую от его имени подавать и забирать документы. Что он и попросил меня срочно-срочно сделать. Поехала в один вуз и через 30 минут увещеваний, что не надо забирать документы и он точно сюда поступит, я все таки получила подлинники и спокойно отвезла их в другой университет.
При системе выпускных/вступительных экзаменов нам такое и не снилось. Разве это плохо?
Про специалистов - жертв ЕГЭ
Не понравился, например, молодой врач - не то по вашему мнению назначил (или что-то не назначил): Точно, жертва ЕГЭ! И так про любого специалиста в любой области.
Уважаемые, во все времена и при всех системах образования в школах и иных учебных организациях были отличники и троечники. По некоторым исследованиям 44% всех выпускников - именно троечники.
Так почему же, если послушать родителей, поучающих своих отпрысков, то 95% из них в школе учились на отлично???
Увы, приукрашивают действительность. Причем якобы в воспитательных целях(((
Но, как говорится, природу не обманешь!
Кстати, учёные отмечают , что школьная успешность или неуспешность в значительной степени зависит от уровня образования её взрослых членов.
Вернемся к "жертвам ЕГЭ". Закончил университет и наш младшенький, давно работает по специальности и хотя отстает по карьерному росту от старшего (он, кстати, надеется, что когда-нибудь догонит), но специалист ничуть не хуже. И в эрудиции не уступает. И в начитанности...
Так к чему все эти муки сдачи 10 - 11 экзаменов за 1,5 месяца, которые были до ЕГЭ?
Банально же: кто учится, тот учится. А выучить 5-летний курс по предмету за 3 дня все равно невозможно! Вот убедите меня в обратном!
Выводы:
Дело не столько в экзаменационной системе, сколько в отношении членов общества к ценности образования вообще.
Мы же помним времена, когда больше всех "зарабатывали" качки-рэкетиры...И никакого образования им не надо было.
Или из личного опыта: 5 лет университета и два декрета подряд (в общем, существование практически нищенское), а мимо на машинах бывшие одноклассницы ( продавцы, завсклад, завбаз) рассекают и ручкой в золотых перстнях машут...
Что, отличница! Далось это тебе образование)))
А потом через 20 лет - тебе-то хорошо!
Да мне всегда было хорошо))) Просто надо понимать, что тебе, собственно, от жизни надо. И иногда надо уметь подождать.
А образование в любые времена, при любых экзаменационных системах - ценность. И получаешь ты его сам.
Еще про школу: