Когда участились случаи смерти детей на уроках физкультуры, общество забеспокоилось, а власть, естественно, приняла новый закон, который в некоторой мере, должен предотвратить эту, неизвестно откуда взявшуюся, беду. В основном у детей происходит внезапная остановка сердца. По сообщениям Минобразования, уже в 2019 году таких случаев было более 200, и это за один год.
С 1 сентября стал действовать ФЗ от 13.06. 2023 «О внесении изменений в статью ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и ст. 41 ФЗ «Об образовании в РФ».
Согласно данным изменениям, теперь школьникам для занятий физкультурой необходимо будет иметь медицинское заключение, в котором, по данным обследования, врачи выставят один из 4-х уровней допуска к занятиям, регулирующим нагрузку на ребенка.
Как будто всё правильно, но недоумение все же есть. Прочитала на одном из каналов комментарий мамочки под ником «Пантера». Она пишет:
- У моего ребенка астма, есть справка и группа подготовительная. Учитель по физкультуре об этом знает, но заставила моего ребенка бегать, он бегал, в итоге мне позвонила кл. руководитель с просьбой забрать сына, т. К задыхаться стал. С училкой по физкультуре проведена была беседа, жалоба в прокуратуру. Уж не знаю че там было, но мой ребенок теперь сидит на скамеечке, оценки за посещение только ставят. Я считаю, что правильный закон, а то физруки совсем ….
Дальше идёт не цензурное слово, а мне становится очень жаль её, и ребёнка, который задыхался от бега. Читаю, а сама вспоминаю свои школьные и дошкольные годы. С самого рождения у меня стала проявляться бронхиальная астма. Мама сказала, это от того, что родилась я в сыром подвальном помещении, в комнате, где кроме нашей семьи жили еще две семьи с маленькими детьми. Уж не знаю, как мы все там помещались (время было послевоенное), но где-то через 4 года мы получили комнату в нормальном деревянном доме, только не условия проживания были причиной болезни, – моя бабушка всю жизнь мучилась астмой, поэтому болезнь наследственная.
К первому классу я подходила с ежегодными восполениями легких и однажды сделанным переливанием крови. Без этой процедуры я бы не выжила. И вот наступил тот день (как сейчас помню), когда к нам в школу пришёл тренер по спортивной гимнастике и стал набирать девочек к себе в группу. Естественно, у всех нас просто горели глаза от счастья. Я записалась и стала ездить на двух троллейбусах от м. Войковская (тогда его ещё не было) до м. Аэропорт в ЦСКА. Начались тренировки: сначала три раза в неделю, потом ежедневные. С дыханием было трудно, когда выполнялись интенсивные упражнения от 1 до 1.5 мин. Тяжело было и в школе, особенно когда нужно было бежать длинную дистанцию или делать забег на лыжах, – в эти минуты я просто задыхалась, но никогда не жаловалась и не останавливалась, а через несколько минут дыхание успокаивалось. Тогда ингаляторов не было.
- Что же в результате стало с моим здоровьем? – Я перестала болеть, от слова «совсем». Бывали, конечно, годы, когда я простужалась и попадала на больничную койку с воспалением легких, но это уже редко. Регулярные физические нагрузки (и не малые) меня просто спасли, а для астмы, это залог здоровья. И мне безумно жаль тех родителей и их детей, которые об этом не знают.
Участившиеся смерти детей на уроках физкультуры, конечно, могут быть при хронических болезнях сердца, возможно, есть и другие заболевания, нагрузки при которых просто противопоказаны (у таких детей всегда есть справки отвода от физкультуры), но ведь дети умирают не от этого, а совсем от другого. Многим детям (особенно городским) физических нагрузок просто не хватает. И когда проходят уроки физкультуры (порядка 2-х раз в неделю), даже здоровый ребенок может получить «сверх» нагрузку, на которую его организм не рассчитан, какие бы нормативы не были в школе. Тем более, что у многих детей есть ожирение.
- Чтобы детский организм развивался без стрессов, физические нагрузки должны быть системными и увеличивающимися постепенно, а когда ребенок дома сидит по долгу уткнувшись в телефон или компьютер, а потом стремится выполнить требуемый его возрасту норматив в каком-то упражнении на уроке физкультуры, в этот момент его организм может и не выдержать.
Говорю об этом ответственно, потому, что проработала с детьми тренером в спорте 25 лет и хорошо ориентируюсь в физическом состоянии детского организма.
- Не справки о здоровье нужно носить в школу, а открыть повсеместно бесплатные секции для детей и юношества по всем видом спорта, чтобы дети регулярно занимали физической подготовкой. Тогда они будут расти и укрепляться в соответствии со своим возрастом.
Это хорошо, что у нас открываются новые стадионы и большие спортивные комплексы, но ведь заниматься там могут не все дети. Спорт для детей стал дорогим удовольствием. Но речь-то идет не совсем о спорте, а всего лишь о физической культуре, которой необходимо заниматься постоянно, примерно так же, как мы учим наших детей постоянно читать книжки, чтобы быть интеллектуально развитым человеком.
Если бы была возможность промониторить смерти умерших на физкультуре детей, наверняка, большинство из них не получали физических нагрузок, кроме как в школе. Поэтому проблему школьных смертей нужно решать не справками от врача, а разумным подходом к здоровью подрастающего поколения.