Подбирая для этой статьи произведения Эрика Булатова, мне на ум пришли три фамилии: Илья Кабаков, Александр Родченко и Марсель Дюшан. С Кабаковым они работали в "Детгизе". Собственно, если посмотреть их живопись, сразу в глаза бросается и общая база - Суриковский институт живописи. Александр Родченко всплыл из-за плакатов. Об этом позже. Марсель Дюшан в эту компанию попал как первопроходец редимейда.
Но, обо всем по порядку.
Когда смотрю на произведения Булатова, они кажутся примитивными. Да, да. Да простят меня специалисты и коллекционеры, которые покупают его произведения за миллионы. Попутно скажу, что работа художника "Советский космос" ушла на аукционе больше чем за полтора миллиона долларов или та же работа "Революция - перестройка" - за миллион. Так и хочется сыронизировать) Ну да ладно.
Итак, что мы имеем.
Суриковский институт. Что-что, а наше художественное образование дает весьма серьезную подготовку. Окончившие такое заведение, академическую живопись знают на зубок. Остается открытым вопрос, как себя проявлять как творческой личности. Впрочем, что Кабаков, что Эрик Булатов вполне нашли себя. И оба нашли сер в теме нашего социалистического прошлого. Их идея, по сути, очень похожа. Два пространства, которые накладываются одно на другое. Но есть разница. У Ильи Кабакова сюжет из социалистического прошлого "прикрывается" налетом или фильтром памяти. Имеет временную протяженность, слои. Что делает Эрик Булатов. Он берет фразу/иногда сюжет. Достаточно популярную и накладывает ее поверх живописи. Получается тоже наслоение одного пространства с надписью или сюжетом на другое. Если Илья Кабаков нас вынуждает выуживать из памяти осколки былых событий, погружаться в прошлое, искать соответствия или наоборот. Сопереживать и вспоминать. Для него СССР поле некий ящик с памятными вещичками, которые невозможно выбросить, они имеют значение, хоть сами по себе являются пустяками. Как старый плюшевый мишка без глаза, или чернильница или что-то еще, связанное с твоей собственной жизнью. Но эта жизнь, эти мишки, эти чернильницы были у всех. У каждого с ними связана своя история.
Картины Эрика Булатов мое сознание, - уж простите я про себя, - но может быть у вас тоже так, останавливают. Расхожая, фактически не имеющая никакого смысла, фраза не заставляет задумываться, погружаться в события. Такие фразы произносятся бессмысленно, походя. Ничего не означают и никуда не ведут мысль.
И вот тут хотелось бы плавно перейти к Александру Родченко, родоначальнику плаката. Помните плакат рекламы Ленгиза с Женщиной, кричащей: "Книги по всем отраслям"? Знаменитый. Полистав его плакаты, я задумалась о той доле иронии, которая в них есть. Об эмоциональном посыле. В них есть сюжет и даже иногда политическая позиция.
Из представленных работ можно увидеть, что Эрик Булатов тоже интересовался нашей советской историей.
ГОРИЗОНТ
На горизонте мы видим орденскую ленту. Группа людей в официальной одежде (она явно не пляжная) вырывается из контекста пляжа, моря, солнца и песка. Для этой группы людей - орденская лента - цель. Она застилает часть горизонта с голубым небом. Это то, что мы видим на поверхности. Стоит заметить, что дорога к орденской ленте лежит ЧЕРЕЗ ПЛЯЖ, ОТДЫХАЮЩИХ И МОРЕ. Я вижу тут некое противоречие. В первую очередь художественное. Лента не перекрывает удовольствий от отдыха. Получается, что люди идут к успеху через удовольствия и отдых? Кхммм......
Может быть, у вас есть другие версии?
МОНА ЛИЗА
Помню свое посещение Лувра. Ох давно это было, начало двухтысячных. Очередь в кассы и галопом по залам. Венера Милосская. Мона Лиза. Мы достаточно прагматично обсуждали тему известности того или иного произведения. Что, если бы у Венеры были руки, была бы она так известна? Кстати, Мону Лизу Леонардо с собой привез во Францию в Кло-Люсе, где доживал свои последние годы, творил и умер. Может быть, если бы у Моны Лизы были брови и она была бы Леонардо закончена, картина не была бы так популярна?
В общем, картина небольшая, в стеклянном футляре и вокруг толпа. Реальная толпа. Посмотреть толком невозможно. Как, впрочем, и в Ватикане невозможно насладиться фресками Рафаэля в безумной толпе туристов. Что скорей говорит в пользу желания церкви заработать побольше, нежели показать искусство во всей красе. Ну, мы сегодня не об этом. Толпа перед Моной Лизой вполне локальна и с этим ничего не поделаешь.
Собственно об этом и плакат Эрика Булатова. Два слоя - слой реалистичной живописи и плакат. Попробую посмотреть глубже, насколько это возможно. Люди в мире в целом знают эту картину так или иначе из разных источников. Кому-то она интересна и он едет и смотрит оригинал. Другие просто знают, но не интересуются совсем, их интересует нечто противоположное, другое. А кого-то интересую я, как зритель, и этот кто-то смотрит на меня. Ему происходящее вокруг по барабану.
РЕВОЛЮЦИЯ - ПЕРЕСТРОЙКА
Марсель Дюшан приобрел славу, поставив мужской писсуар на попа. Оригинальный писсуар неизвестно где, скорей всего служит (послужил) по своему прямому назначению. В музеях же его братья. Что, впрочем, говорит о вторичности такого искусства. Это мое сугубо личное мнение. То, что можно повторить тысячу раз - не обладает оригинальностью. Се ля ви.
Плакаты с не несущими глубокой смысловой нагрузки фразами тоже из этой серии. Для меня. Кто-то скажет, что нужно все же придумать эту идею. Да, согласна. Но глубоких исследований и осмыслений эта идея не требует.
То же относится к сравнению влияния Ленина и Горбачева. Конечно, можно взять весьма поверхностный слепок их личностей и провести некие параллели. Но надо ли? Оценивать их влияние на будущее России? Кхмм... Весьма глубокая тема, в которую по вполне понятным причинам я не хочу углубляться. Тем более в сегодняшней обстановке личность Горбачева вызывает у многих нервное дерганье глаз гораздо больше, чем личность Ленина. В этой части мне бы хотелось сказать, что плакат весьма популистский. И у меня возникает вопрос этический. Как художник на популярных темах делает деньги. И творчество ли это?
Если художников, которые работали на государство, называли представителями соцреализма. Относились к таких творцам определенным образом, то как называть художников, которые делали нечто противоположное, и вызывали почет и уважение у противников СССР? Антисоцреализм?
Очевидно, что такое направление имеет право на жизнь. С небольшими оговорками. Если вспомнить дореволюционные времена, то авангард достаточно ярко был представлен произведениями с буквенными вкраплениями. Это было интересно. Это было необычно. Ломка формы, трансформация.
Редимейд в части вызвать споры и задуматься - прекрасен. Но пустые фразы вроде "свобода есть - свобода", даже если слово "свобода" пронзает небо, вырываясь сквозь условный потолок имеет только претензию на глубину, но не глубину.
В этой связи наиважнейшим пунктом хочется отметить работу со смыслами. И со словом. Которое в русском языке имеет особенное значение, иногда их множество. И важна эмоция, чувство, которое рождает это слово. И пустым фразам, заполняющим паузы в диалоге, места не должно быть в искусстве.
Но кто я такая, чтобы судить? Ведь не я платила полтора миллиона на аукционе за его картину.
Се ля ви)
#эрикбулатов #современноеискусство #художник #творчество