Найти тему

КЛО-ЛЮСЕ

Леонардо приехал в Амбуаз всего с тремя своими любимыми картинами, - "Мона Лиза", "Иоанн Креститель" и "Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом", - упакованными в три кожаных чехла. Он пересек Альпы на муле вместе с несколькими своими учениками и миланским слугой ради Франциска Первого, пригласившего его пожить в родовом дворце Клу.

Франциск I принимает его с почестями, назначает его Первым королевским художником, архитектором и инженером. Назначает неплохое ежемесячное содержание, а также финансирует его произведения и работы взамен на возможность наслаждаться ежедневными беседами. Так просто.

В Кло-Люсе я приехала во второй раз. Первое, уже достаточно смутное, воспоминание всплывало во мне недосказанностью. Словно чего-то мне не хватило. Впечатление же во второй раз обожгло ценой посещения - 18 евро. Следующее от посещения - ого, как много сделано! - оставило восторг и поднявшуюся вдруг откуда-то из глубины души горечь, что я больше это место не увижу никогда. Странно.

В первый раз мы поднялись в Шато Амбуаз, прошли через ворота вдоль стены, заросшей цветами, мимо Часовни, где якобы похоронен Леонардо да Винчи, по дорожке к Шато. Надо сказать, споры похоронен там реально да Винчи или все же нет, не утихают и до сих пор. По мне, так нет ничего проще заглянуть под плиту. Возможно, ремонт даст эту возможность? Или все же это интрига, умело подогреваемая владельцами Шато, создающая постоянный интерес к месту, как неизвестное расположение рук у Венеры Милосской в Лувре? Кто знает.

Мне кажется, место настолько интересное само по себе, что нет нужды интересничать дополнительно.

Итак, Кло-Люсе или замок Клу. Возвел в 1471 году на фундаменте XII века Этьеном Лелу, метрдотелем Людовика XI. Уютный, из розового кирпича и белого песчаника, башней и окнами с витражами, выполненными в технике гризайль. Говорят, что из окна своей спальни Леонардо да Винчи мог любоваться Замком своего друга Франциска I. Это правда. Полюбоваться кусочком замка Амбуаз из окна его спальни можно и сегодня.

Приятную радость вызвал тщательный отбор произведений в этом музее. Энгр, Дюрер, портрет Св. Екатерины Александрийской, написанный учеником да Винчи Бернардино Лини, портрет Маргариты Ангулемской в детстве, который, возможно написал Франсуа Клуэ. В молельне Анны Британской фрески, выполненные художниками мастерской Да Винчи, миниатюра "Коронование Марии" Жана Фуке. Легко представить, как Анна Бретонская приходила сюда молиться, переживая горе утраты своих детей.

Комната Маргариты Наваррской расположилась рядом с комнатой Леонардо. Маргарита Наваррская - старшая сестра Франциска I - принимала активное участие в научной и литературной жизни того времени, покровительствовала Клеман Маро и Пьеру де Ронсару, в доме которого я побывала в этот раз тоже.

Накрывать меня стало в мастерской Леонардо да Винчи. Странное ощущение присутствия Духа Мастера. Не зря говорят, что мастерская священное место для художника. Обладает определенной аурой, которая ощущается в каждом предмете, пусть даже некоторые скептики и скажут, что не все предметы подлинные. Здесь он растирал краски для своих произведений. Да, да, тюбики еще не скоро изобретут, а до тех пор художники краски готовили сами. Писал картины, делал эскизы и схемы механизмов. Читал.

Впечатление усилил "оптический театр", около которого я зависла надолго, где, словно живой, Леонардо беседует с Кардиналом Арагонским. Тогда, в 1517 году, художник показал выдающемуся послу свою любимую Джоконду, анатомически рисунки и эскизы своих изобретений. Их можно посмотреть тут же в виде макетов в полуподвальных залах Кло-Люсе и в парке уже в полный рост.

Интересно, что Леонардо да Винчи придумал мост через залив Золотой Рог. Кстати, по заказу Султана Баязида II, который им не был одобрен и, как следствие, воплощен. Мост это должен был соединить две части Константинополя и представлял одноппролетную конструкцию длинной 360 метров и шириной 24 метра. Поистине, это было бы самое масштабное сооружение по тем временам. Есть в парке и мини-модель этого моста из массива дуба.

Водопады, речка, протекающая через парк с усыпанной осенней листвой поверхностью воды по которой стелется туманная дымка. Так легко представить, как художник сидел в тени деревьев, наблюдал за природой и делал наброски. Разрабатывал механизмы, которые тут же можно потрогать.

Забравшись на двухъярусный мост, я долго любовалась на солнечные блики, слушала негромкий шелест водопадов, смотрела на воду, устланную легкой дымкой и думала о том, сколько всего изобрел и сделал художник. Солнце отражалось в начавших золотиться листьях, бликовало на поверхности воды. Деревце посередине запруды на небольшом островке замерло в таинственной дымке. Словно сам Дух Парка поселился в нем и каждая травинка, механизмы, все это живет благодаря ему для нас.

В комнате Леонардо да Винчи около кровати есть картина со сценой, где Франциск I находится в комнате рядом с умирающим да Винчи. Легенда говорит о том, что Мастер плакал перед смертью, сожалея лишь о том, что так мало сделал и обидел Творца и людей, не использовав свой талант в полную силу. Правда ли это, мы не знаем. Но возможно это так.

Парк Кло-Люсе
Парк Кло-Люсе
Витраж в технике гризайль. Кло-Люсе
Витраж в технике гризайль. Кло-Люсе
Комната Леонардо да Винчи. Кло-Люсе
Комната Леонардо да Винчи. Кло-Люсе
Замок Кло-Люсе
Замок Кло-Люсе
Парк Кло-Люсе.
Парк Кло-Люсе.
Кухня. Кло-Люсе
Кухня. Кло-Люсе
Спальня Маргариты Наваррской. Кло-Люсе
Спальня Маргариты Наваррской. Кло-Люсе
Мастерская Леонардо да Винчи. Кло-Люсе
Мастерская Леонардо да Винчи. Кло-Люсе
Парк Кло-Люсе
Парк Кло-Люсе
Парк Кло-Люсе
Парк Кло-Люсе
Замок Кло-Люсе
Замок Кло-Люсе

#клолюсе #франция #искусство #живопись #леонардо да Винчи #джоконда