Найти тему
Жизнь советского человека

Резидент абвера уверял, что этот диверсант добровольно не сдастся. Чтобы добраться до него, чекисты прошли пешком 15 км

Ещё до освобождения Прибалтики войсками Красной Армии нацистская разведка, действовавшая против Ленинградского фронта и Балтийского флота «озаботилась» тем, чтобы оставить на территории советской Эстонии целую сеть агентуры из местных националистов, в первую очередь из организации «Омакайтсе». Ставилась задача проводить не только шпионскую, но диверсионную и террористическую деятельность.

Задержанный контрразведкой районный руководитель этой организации, резидент абвера Роотс показал, что он лично отобрал из «Омакайтсе» для абверкоманды-204 39 будущих агентов, которые потом обучались в диверсионной школе в местечке Улброк в Латвии. Часть их поручили отыскать и задержать группе чекистов под командованием старшего оперуполномоченного СМЕРШа Т. А. Наливайченко, служившего тогда в 45-й гвардейской стрелковой дивизии.

Один из отрядов "Омакайтсе"
Один из отрядов "Омакайтсе"

В ноябре 1944 года они прибыли в город Раквере, где ожидали помощи от местной жительницы Эльзы в поимке опасного рецидивиста, которого знали только по кличке. У женщины от рук националистов пали отец и брат, поэтому она без раздумий назвала чекистам фамилию и имя диверсанта, описала его приметы и возможный район, где он прячется. А ещё указала на рыбака, который был связан с «лесными братьями» и тоже мог знать, где скрывается преступник.

Роотс подтвердил наличие такого диверсанта. Также уверил, что он ненавидит советскую власть и добровольно никогда не сложит оружие. В срочном порядке группа розыска выехала в сторону г. Калласте. Во всё время пути и в самом городе постоянно приходилось выставлять на ночь караул. Националисты, днём отсиживавшиеся в бункерах, ночью выходили «на охоту» на советских активистов и простых людей, не поддерживавших их деятельность.

Оказалось, что за несколько дней до приезда чекистов с рыбаком расправились. О том, что диверсант скрывается на одном из дальних хуторов, удалось узнать с огромным трудом. Его прятала одна из многих женщин, с которыми преступник «крутил любовь».

Типичное подворье прибалтийского хутора / Наливайченко Тимофей Андреевич
Типичное подворье прибалтийского хутора / Наливайченко Тимофей Андреевич

Прошагав не меньше 15 км вместе с переводчиком по лесным дорогам, чекисты наконец добрались до места. Подобраться незаметно к большому дому, окружённому забором на абсолютно ровной местности, не представлялось возможным. Просидели настороже в лесу всю ночь. С рассветом быстро двинулись к дому. Ординарца Власенко Наливайченко оставил у замеченной двери в подвал.

Открыла молодая женщина. В комнатах оказалось пусто. Но под одним из половиков была крышка в подпол. Когда начали её приподнимать, во дворе раздались выстрелы. Оказалось, что диверсант попытался уйти из подвала и стрелял. Ординарец, следуя приказу брать только живым, дал очередь по двери выше человеческого роста.

Через переводчика по-эстонски потребовали сдаться. Прошло пару минут и дверь распахнулась. Пригнувшись, на улицу вышагнул рослый молодой мужчина. Когда его спросили про автомат, он кивнул за спину. На нём оружия не было. От взгляда пробирала дрожь.

Группа сотрудников СМЕРШ Ленинградского фронта
Группа сотрудников СМЕРШ Ленинградского фронта

Он поинтересовался, грозит ли ему расстрел? Тимофей Андреевич ответил, что диверсанта будет судить военный трибунал. Так был взят ещё один опасный агент абвера. Жизнь всё-таки оказалась ему дороже ярых лозунгов.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.