По сути, что-то похожее на парту, да еще как сейчас модно, парту меняющуюся с ростом ребенка, было только у Цесаревича Алексея, остальные занимались за большими письменными столами.
Великая княжна Анастасия с учителем английского языка Сиднеем Гиббсом за подобным столом, интерьер похож на Нижнюю дачу в Петергофе.
Чарльз Гиибс вспоминал:
Маленькую княжну не всегда легко учить, особенно когда приходится преподавать урок в традиционной манере. Поскольку я изучал философию, а потом прослушал специальный курс по детской психологии, я по возможности старался отойти от традиционной формы обучения. Наши уроки, как правило, проходили успешно, но временами случались и бурные сцены.
У Анастасии был характер настоящей сорвиголовы, её и Цесаревича Алексея учить было сложнее всего. При этом у Великой княжны Анастасии было мало способностей к учебе, в отличии от её старших сестер, хотя её тетка, Великая княжна Ольга Александровна считала, что ей просто скучно учиться.
Великая княжна Мария (на фотографии ниже) отличалась более ровным характером, но училась тоже без особенных способностей. Гиббс так вспоминал про неё:
Она была менее способная, чем Ольга и Татьяна. Она была нетребовательная, простая. Это была бы хорошая жена и мать. Она очень любила детей. Она была несколько с ленцой.
Всех детей Императора Николая 2 в обязательном порядке учили рисованию, и все они вполне недурно рисовали. К сожалению не совсем видно, что Великая княжна Анастасия нарисовала на фотографии ниже.
А это уже более серьезные старшие дочери Императора Николая 2, Великие княжны Татьяна (на переднем фоне) и Ольга (чуть позади), тоже за уроком рисования.
Самой способной считалась старшая дочь Императора Николая 2, она имела острый и живой ум, учеба давалась ей легко.
Учитель французского языка, Пьер Жильяр так вспоминал про неё:
Старшая, Ольга Николаевна, обладала очень живым умом. У нее было много рассудительности и в то же время непосредственности. Она была очень самостоятельного характера и обладала быстрой и забавной находчивостью в ответах.
Вначале мне было не так-то легко с нею, но после первых стычек между нами установились самые искренние и сердечные отношения.
Она все схватывала с удивительной быстротой и умела придать усвоенному оригинальный оборот
Великая княжна Ольга успела окончить полный курс своей учебы до революции, на фотографии ниже выпускница с учителем русского языка Петровым П.В.
Великая княжна Татьяна училась тоже великолепно, она брала усидчивостью и внимательностью. Получается, что двоим старшим дочерям Императора Николая 2 учеба давалось гораздо легче и успешнее, чем младшим. Хочу подчеркнуть, что это вовсе не значит, что младшие были чем-то хуже.
Цесаревич Алексей
У Цесаревича Алексея с учебой было все сложно, из-за болезни его трудно было приучить к дисциплине, из-за приступов у него было много перерывов, поэтому его обучение продвигалось медленнее, чем у его сверстников гимназистов.
Пьер Жильяр так вспоминал про него:
Он мог бы вполне успешно и равномерно развиваться, если бы не его болезнь. Каждый приступ означал для него недели, а то и месяцы постоянного наблюдения врачей. А если кровотечение было сильным, то за этим следовал длительный период анемии, когда он просто не мог заниматься... И, несмотря на его живой ум, процесс обучения шел довольно тяжело.
Но я обещала показать вам парту, вот она парта с наклоном, как у многих в советские времена или у гимназистов в Российской Империи, кроме может быть, подставки для ног.
А вот и уникальная парта, которая изменялась вместе с ростом ребенка, стояла она в Александровском дворце Царского села.
После отречения Императора Николая 2, обучение Цесаревича Алексея продолжилось, в Тобольске с ним стала заниматься Клавдия Михайловна Битнер, в прошлом учительница Мариинской царскосельской гимназии, вот что она писала:
«Я любила больше всех Алексея Николаевича. Это был милый, хороший мальчик. Он был умненький, наблюдательный, восприимчивый, очень ласковый, веселый и жизнерадостный, несмотря на свое часто тяжелое, болезненное состояние. Он был способный от природы, но был немножко с ленцой. Если он хотел выучить что-либо, он говорил: «Погодите, я выучу». И если действительно выучивал, то это уже у него оставалось и сидело крепко.
Правда помимо всего прочего, Клавдия Михайловна откровенно считала обучение Цесаревича Алексея недостаточным для его возраста, но причины этому мы уже разбирали выше.
Фотографии раскрашены мной. 👍Моя группа ВКонтакте История России в цвете, Телеграм-канал https://t.me/history_incolor