Арриго Арагонский печально стал известен фактом своей неожиданной смерти. В 1474 году (лет ему было слегка за 20, точный год рождения не известен, но между тем, у него было уже четверо детей и они с женой ждали пятого), маркиз в числе группы других дворян собирал налоги и, во время визита в замок чиновника Марино Корреале отравился грибами.
Арриго и еще несколько человек скончались, а вот его единокровный брат, другой бастард короля - Чезаре, также бывший на этом званном ужине, выжил.
Один сын - Луиджи (1474-1519), у Арриго уже был и самый младший - Карло, родился по смерти отца. Луиджи - один из двух наиболее известных внебрачных потомков короля Ферранте. Для короля Неаполя в его брачной политике представлял ценность каждый его потомок и для внука подыскал довольно интересную невесту.
Женили маркиза Луиджи на юной Баттистине Усодимаре (Усо ди Маре), внучке Римского Папы ИннокентияVIII (Джованни Баттиста Чибо), этот брак был заключительным этапом окончательного примирения между неаполитанским королевским двором и папством. Свадьба состоялась 3 июня 1492 года, а 25 июля Иннокентий VIII скончался.
В нескольких предыдущих своих статьях (где упоминается Луиджи Арагонский) я допустил оплошность относительно дальнейших событий и, соответственно, неверно истолковал мотивы действующих лиц. Я исходил из того, что Баттистина неожиданно умерла (по совпадению примерно в то же время, что и её дедушка-понтифик), что и повлекло за собой решение Луиджи начать церковную карьеру. Но в любом случае, смерть Папы Иннокентия делала союз с его семьей неактуальным. Таким образом, в 1494 году по соглашению с королем Ферранте, новый Папа, Александр VI (Родриго Борджа) аннулировал брак Луиджи и Баттистины, чтобы достичь новой цели короля - возведение его внука в кардиналы.
Баттистина же снова вышла замуж, за Никколо Фрегоза (из знатного генуэзского рода); своего первого мужа она пережила, скончавшись в Генуе в 1523 году. Луиджи в свою очередь, в том же 1494 году был посвящен в сан и в течении месяца получил должность кардинала. Ни о каком духовном подвижничестве здесь, конечно, не может быть и речи, как, например, в случае с Луи, епископом Тулузским, сыном короля Карла II Анжуйского, который ради служения церкви уступил младшему брату Роберту корону Неаполя.
Луиджи Арагонский уступил же своему младшему брату Карло маркизат Джераче, который по существу был ничтожным владением, в сравнении с саном кардинала и бенифициями от нового Папы, тут же посыпавшимися на внука короля Ферранте, как из рога изобилия. Но надо отдать Луиджи должное - дипломатом и советником он оказался весьма способным, к тому же верным своей семье.
Пожалуй, даже излишне и болезненно верным - черным пятном на кардинале (и вероятно, его брате маркизе Карло, но последний, скорее всего умер ранее этих событий) висит обвинение в убийстве родной сестры Джованны, герцогини Амальфи, случившимся в 1510 году. Вина бедной герцогини состояла всего лишь в том, что став вдовой она тайно вышла снова замуж за одного из своих приближенных дворян. Кардинал счет этот тайный брак неравнородным и оскорбительным. Сначала погибла Джованна и её дети от этого второго брака, а потом был заколот и её супруг.
Кардинал Луиджи тяжело воспринял крах своего дома. Еще в 1499 году, кардинал, направился в Кастилию от имени своего дяди, короля Федерико просить о помощи католических государей Изабеллы и Фердинанда. Испанцы помогли... только вот кто же знал, что коварный Фердинанд Католик счел династию своих кузенов бастардов нежизнеспособной и потому решил сам захватить Неаполитанское королевство. Это план был блестяще приведен в исполнение, таким образом король Арагона обманул и родичей Трастамара и короля Франции Луи XII, взяв лично себе всю Южную Италию.
С 1501 по 1503 годы, кардинал Луиджи находился во Франции при своём дяде Федерико, уже отрёкшимся от своей и так потерянной короны Неаполя, в пользу короля Франции. Вернувшись в Италию, Луиджи держался антииспанской политики при новых Римских Папах - и, в особенности, при Юлии II, этот понтифик в 1512 году, даже рассматривал вариант изгнания испанцев и реставрации неаполитанских Трастамара с возведением на трон кардинала Луиджи Арагонского. План все же излишне фантастичный, учитывая мощь кастильско-арагонской монархии, да и прошло то время, когда Папы Римские могли влиять на то кому быть королем, а кому нет. У них и раньше-то честно говоря, это плохо получалось.
Но при следующем Римском Папе, Льве X (Джованни Медичи, 1475-1521) даже и разговоры на эту тему затихли. Луиджи Арагонский постепенно отходит от политических дел, всецело занимается меценатством (он и прежде был известен как покровитель искусств и учёных людей) и путешествует по Европе. Скончался кардинал в 1519 году. О его внебрачных связях и детях точных сведений нет, кроме того, что знаменитая итальянская поэтесса и куртизанка Туллия де Арагона (примерно 1510-1556), дочь феррарской куртизанки же Джулии Кампана, называла себя его дочерью, собственно, и фамилию эта дама взяла «отцовскую».
Здесь надо заметить, что «d'Aragona» считалась почетным прибавлением к собственному дворянскому имени, им пользовались как итальянские, так и испанские сеньоры, обладающие родственными связями (неважно законными или внебрачными) с арагонскими Трастамара. Своё состояние кардинал Луиджи завещал племянникам, в том числе и герцогу Амальфи, Альфонсо, сыну погибшей Джованны.
Что же касается младшего брата кардинала, маркиза Карло, то единственные сведения, которые мне удалось найти это то, что женат он был на некой Ипполите, дочери итальянского графа Монтеодоризио, оставив одного ребенка - дочь Элеонору. Точный год смерти Карло не сочли нужным отметить в хрониках, можно сделать предположение, что скончался он довольно рано, еще в 90-х годах XV столетия, потому и не принимал никакого участия в делах брата и семьи неаполитанских Трастамара вообще. Таким образом, эта бастардская линия потомков короля Ферранте угасла уже во втором поколении с кардиналом Луиджи Арагонским.