Найти тему
Нижегородский Мечтатель

Спесивые бастарды Неаполя. Драма герцогини Амальфи

Показательным примером того, насколько отличалось положение бастардов, даже королевской крови, во Франции от королевств Пиренеев и Италии, может служить трагедия герцогини Джованны Амальфи.

По существу, даже бастарды бастардов в бывшем Неаполитанском королевстве позволяли себе спесивые и нахальные выходки, на которые во Франции не решился бы и внебрачный потомок короля в первом поколении. А в Неаполе, подумать только – дочь королевского бастарда (при том, что король сам - бастард) позволила себе выйти замуж за … простого дворянина. Он, простой рыцарь, пусть хоть трижды рожденный в самом законном браке, ее не достоин! По меркам неаполитанских бастардов королевской крови – дикий мезальянс и небывалый скандал, как же, их запросы были настолько высоки, что даже бастарду бастарда нужен в супруги представитель королевской крови или на худой конец владетельный герцог, в крайнем случае граф.

Внебрачные дочери французских королей могли бы грустно усмехнуться, не каждой было суждено испытать простое женское счастье, даже если король признал такую дочь. Герцог? Граф? Шутите – за простого бы сеньора выдали, иначе отдадут в монастырь и вся недолга. Среди внебрачных дочерей Луи XI только одна – Жанна, вышла замуж за графа, да и тот сам был бастардом Бурбонов, а остальные две, из тех кому удалось создать семьи – за не очень уж и знатных сеньоров.

Амальфи
Амальфи

Герои же этой трагичной истории – внебрачные потомки Фердинанда (Ферранте) I (1424-1494) короля-бастарда Неаполя, дети его сына-бастарда Энрике. Кроме семи законных детей у короля-бастарда было около десяти собственных бастардов (точное число его внебрачных потомков является спорным для исследователей). Энрике – был последним ребенком и единственным сыном Фердинанда I в союзе с фавориткой Дианой Гуардато. Точный год рождения Энрике неизвестен, но в 1473 году, король-отец наделил его наследственным титулом маркиза Джераче и женил на девушке из патрицианской семьи Полиссене Вентимилья. В этом браке родилось пятеро детей – Луиджи, Джованна, Ипполита, Катарина и Карло.

Сам Энрике ничем не прославился, кроме своей внезапной кончины. В 1478 году, маркиз Джераче в возрасте чуть более 20 лет (если предположить, что родился он в 1457-ом), собирая налоги от имени короля, остановился со свитой в замке Терранова-да-Сабари, почтя обычным визитом хозяина Марино Корреале. Шоком для общества стало, когда маркиз и его свита на званном ужине отравились грибами. Энрике был среди тех, кто не выжил, а вот его младшему сводному брату Чезаре, путешествовавшему вместе с ним, повезло.

Так что старший сын Энрике – Луиджи (1474-1519), стал маркизом Джераче еще в раннем детстве. Луиджи рос, учился и, по-видимому, был больше склонен к наукам, чем к ратному делу. В 1492 году, Фердинанд I, желая укрепить союз с Римским Папой Иннокентием VIII, женил внука на Баттистине Усодимара Кибо (Чибо) – родной внучке Папы, старшем ребенке его дочери Теодорины. Но в этом же году Иннокентий VIII скончался и новым Папой стал Родриго Боржда – Александр VI.

Иннокентий VIII
Иннокентий VIII

Обстоятельства крутого поворота в личной жизни Луиджи не совсем ясны. В 1494 году его юная жена Баттистина внезапно скончалась и Луиджи отрекается от права первородства, уступает земли и титул младшему брату и принимает духовный сан – почти сразу в кардиналы. По второй же версии, брак был аннулирован новым действующим Папой и Баттистина умерла сразу после развода. Но логичней кажется все же второй вариант – что же еще могло так повлиять на юного аристократа как не смерть жены? Да и расторжение брака неминуемо влекло бы за собой конфликт с кланом Кибо (Чибо), эта семья все равно оставалась очень сильной, но по факту никакого конфликта не было.

Кардинал Луиджи Арагонский
Кардинал Луиджи Арагонский

В итоге Луиджи делает блестящую церковную карьеру, прославляется как гуманист, покровитель ученых и искусства, достигнув должности кардинала, серьезно продвигается и на ниве дипломатии, будучи представителем своей династии в Ватикане и рьяно защищает ее интересы. Кардинал Арагонский – так стали называть Луиджи, естественно, не простил испанцам предательства династии своего деда, когда Неаполитанское королевство потеряло независимость и попало под власть Фердинанда-Католика. По мере сил он противодействовал испанскому двору при Римских Папах Александре VI, Пие III и Юлии II.

Брак его сестры Джованны в 1490-ом году также был устроен не абы с кем. Джованну выдали замуж за Альфонсо Пикколомини, первого герцога Амальфи этого имени. Альфонсо был внучатым племянником Папы Римского Пия II – в этом случае и правда племянником (итальянские хроники того времени «скромно» именовали бастардов понтификов «племянниками» и «племянницами»), отец Альфонсо – Антонио, был сыном Лаудомии Пикколомини, сестры Пия II. Вообще, клан Пиккколомини был древним, сильно разветвленным, давшим Италии двух Римских Пап и целый ряд политиков и кондотьеров.

-4

Антонио, любимый племянник Пия II и получил в наследство герцогство Амальфи (по указу понтифика, для политического удобства он сменил фамилию отца – Тодескини на Пикколомини), браки его также были примечательные. Первым из них он женился на Марии, внебрачной дочери короля Неаполя Фердинанда (Ферранте) I и Дианы Гуардато, а после ее смерти, также на Марии – уже племяннице того же Ферранте I, дочери его родной сестры Элеоноры, которая также была таким же бастардом, как и ее царственный брат. Так что новобрачные Джованна и Альфонсо были довольно близкими родственниками и оба – бастардского происхождения от арагонской династии Трастамара.

Альфонсо был не столь удачлив и энергичен как его отец Антонио. В 1498 году, когда Джованна ждала их первого ребенка, герцог решал земельную тяжбу с Карло Санфрамонди, графом Челано и столкнувшись с последним лицом к лицу в одном из городков, не рассчитал свои силы. Он легкомысленно ударил Челано рукой, а тот в ответ нанес удар кинжалом, и приказал одному из своих солдат просто добить герцога.

Карта, к сожалению, не той эпохи, но расположение старого герцогства видно отчетливо.
Карта, к сожалению, не той эпохи, но расположение старого герцогства видно отчетливо.

Джованна родила сына – ставшего герцогом Амальфи Альфонсо II и занимала при нем пост регента. Ну, а вскоре, в 1501 году, династия короля-бастарда в Неаполе пала, последний ее монарх оказался во Франции на положение пленника, королевство же стало частью владений объединенной Испанской монархии. Возможно этим и объясняется, что молодая красивая вдова-герцогиня оказалась после гибели мужа предоставленной сама себе. Оставайся ее дядя Федерико, королем Неаполя, новый муж подходящей по статусу знатности сразу бы нашелся.

А так, она пригласила к себе в управляющие Антонио Беккаделли, патриция средней руки из Болоньи. Внезапно между герцогиней и Антонио возникла романтическая связь, которую герцогиня не без основания скрывала в течении нескольких лет. Джованна и Антонио тайно заключили брак, в котором к 1510 году было уже двое детей – Федерико и Джованна. Вот так, увы, им пришлось скрывать свою любовь в бывшем Неаполитанском королевстве.

Герцогиня Мальфи, фильм 2014 года
Герцогиня Мальфи, фильм 2014 года

Джованна, будучи беременной третьим ребенком, в конце 1510 года, решила бежать за пределы испанских владений. В это же время, по всей видимости, о ее тайне узнали братья – кардинал Луиджи Арагонский и Карло, маркиз Джераче. Они были небывало возмущены столь диким «мезальянсом». Эти бастарды, которые в благословенной Франции, скорее всего стали бы простыми аббатами, слишком сильно превозносили свой статус, и не могли простить сестре такой «выходки» - как же, она посмела выйти замуж за простого болонского дворянина.

Джованна, уже с тремя своими детьми была схвачена, когда она пыталась достичь Венеции. Ее привезли обратно в Амальфи. Антонио удалось сбежать в Милан, он полагал, что его семья теперь находится в заключении. Но больше никто не видел ни герцогиню, ни троих ее детей, ни сопровождавшую их служанку. Тень подозрения пала на Карло и «великого гуманиста», кардинала Луиджи – все были убеждены, что Джованна, герцогиня Амальфи была злодейски убита вместе с детьми, по приказу своих спесивых братьев. А в 1513 году в Милане был заколот наемным убийцей и сам Антонио Беккадели.