Найти тему

Реанимируем детскую сюжетно-ролевую игру. Как?

Оглавление

Друзья, привет. В последней статье я описывала факторы, которые, на мой взгляд, мешают организации сюжетно-ролевой игры дошкольников. Их получилось немало, но с ними можно работать и преодолеть. Давайте подумаем, как это можно сделать. Подробно о факторах писала здесь:

Ну что? Поехали? 

Существует множество возможностей преодоления кризиса в сюжетно-ролевой игре дошкольников
Существует множество возможностей преодоления кризиса в сюжетно-ролевой игре дошкольников

Фактор #1: Недостаток времени в режиме дня

Возможности:

Пересмотр режима/распорядка дня

Вы скажете, что этот пункт для руководства. Скорее да, но практически во всех своих материалах я продвигаю идею о том, что любой вопрос необходимо решать коллегиально. Воспитатель при необходимости имеет право запросить включение конкретного вопроса в повестку заседания педагогического совета. Руководство руководством, а режим дня, он на месте, с ним работает воспитатель. Поэтому вопросы нужно решать в сторону удобства педагогов групп. Я не говорю о том, что нужно жертвовать занятиями своими и специалистов, но скорректировать время дневной и вечерней прогулок, например, вполне. Все зависит от специфики работы вашего учреждения.

Если в вашем детском саду ну совсем нет возможности осуществить первый пункт, рассмотрите осуществление образовательной деятельности в интеграции с сюжетно-ролевой игрой. Что это значит? Попробуйте включить элементы сюжетно-ролевой игры в занятие. С первого взгляда это кажется сложным и трудно осуществимым. На самом деле это два раза сыграет вам на руку: и поиграете, и избежите статичности детей на занятии.

К примеру. Знакомите детей на математике с деньгами. Пожалуйста, организуйте поход в зоопарк и приобретите билеты. А если дети уже знакомы с решением простейших задач, можете даже сдачу сдавать. Возьмите этот приём в конце занятия, и по окончании занятия дети смогут переключиться на самостоятельную игровую деятельность. Это значительная экономия времени. 

Фактор #2. Низкая игровая грамотность и игровая культура педагога при общем понимании важности сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника

Возможности:

Методическое сопровождение педагогической деятельности по организации сюжетно-ролевых игр. 

Это, конечно, к старшему воспитателю. Но в то же время и к воспитателю. Помните, писала про самообразование? Чем вам не возможность? Смело берите эту тему и развивайтесь. А об особенностях работы над темой по самообразованию можно почитать в этих моих статьях:

Фактор #3. Недостаточный ассортимент сюжетно-ролевых игр (семья, магазин)

Возможности:

Планирование бюджета на приобретение игровых пособий. Ещё раз повторюсь. Не стесняйтесь попросить руководство приобрести какой-то необходимый материал. Не хотите идти к заведующему? Идите к методисту, он точно так же как и вы заинтересован в модернизации игровой среды. 

Ну а если нет, скажете вы? Тогда вот какие возможности в ваших руках: 

  • разнообразие идей в интернет-источниках;
  • творческие способности педагогов;
  • привлечение творческих ресурсов родителей обучающихся. 

К сожалению, отмечается тенденция снижения творческой активности родителей. Все заняты, да и попросту есть у них дела поважнее.

Что можно сделать? "Загружать" с яслей. Обычно при устройстве детей в детский сад у родителей всплеск активности, который снижается от года к году. Поэтому не понижайте планку. И, конечно, стимулируйте семьи, отмечайте и благодарите активных родителей на собраниях и других мероприятиях.

И знаете что важно? Это мы с вами творческие, да? Кстати, про "творчество" и как в некоторых случаях от него избавиться писала здесь:

Так вот. Меньшая часть родителей такие же. Поэтому важно не просто попросить родителя, изготовьте, пожалуйста, вот это. Родитель никогда не увидит это так, как видим это мы, педагоги. Поэтому дайте подробную инструкцию, расскажите как это можно сделать. Поверьте, родитель будет вам благодарен. 

Но что делать, если ну ни в какую родители не хотят принимать участие? Организуйте эти мероприятия внутри детского сада. Например, посвятите часть тематического родительского собрания изготовлению каких-либо элементов игровой среды. И вам легче, и при хорошей явке сделаете очень немало. А если выбрать работу в микрогруппах, это будет способствовать сплочению родителей. 

Фактор #4. Ограниченное количество материалов, не позволяющее выделять дополнительные роли, обогащать сюжет новыми игровыми действиями (одни и те же материалы в разных возрастных группах)

Здесь возможности такие же, как и в предыдущем пункте. Но что хочу добавить? Ищите идеи. Порой они встречаются там, где не ждёшь. Смотрите Pinterest. Ну это просто огонь. Там миллионы идей.

Фактор #5. Содержание игр часто не соответствует особенностям субкультуры современного ребёнка

Возможности:

Высокая коммуникативность современных детей, возможность диалога.

Спросите напрямую у детей, во что бы им хотелось играть, а какие игры им надоели или вовсе неинтересны.

С детьми старшей и подготовительной к школе групп вообще можно провести мини-голосование. Пусть ассортимент игр станет для детей их выбором.

Кроме этого, можно обратиться к родителям. Проведите анкетирование, выявите перечень сюжетных семейных игр. Кстати, у меня даже есть такая анкета. Переходите по ссылке и забирайте себе в копилку:

А как провести анкетирование быстро и без головной боли, с автоматической обработкой результатов, я писала здесь:

Фактор #6. Отсутствие у детей социального опыта

Возможности:

  • Широкие социальные связи с учреждениями культуры, спорта и пр.

Не буду даже комментировать этот пункт. Каждое дошкольное образовательное учреждение сегодня это практикует.

  • Доступ к интернет-ресурсам.

Да, если других форм ознакомления поблизости нет. Скачивайте презентации, обучающие фильмы и прочие электронные образовательные ресурсы. Знакомьте детей с социальной жизнью. Но, естественно, с небольшим НО: не подменяем то, что можно увидеть реально, интернетом, фильтруем контент и помним о времени просмотра. 

  • Разнообразие методических, дидактических и иллюстративных материалов.

Это тоже возможность. В большинстве детских садов сейчас есть возможность напечатать понравившиеся материалы, поэтому пользуйтесь. Тем более, что в некоторых программах и даже в настройках принтера можно сделать плакат нужного вам размера. 

Как-то так. Пробуйте, и у вас все обязательно получится. Подписывайтесь на мой канал, если вам нравится формат публикаций. И не жалейте лайка. Вам проще простого, а меня вдохновляет на новые разговоры. Всем добра.