Найти тему

Дождались: ФИПИ официально обнародовал отчёт о ЕГЭ по математике 2023

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели моего канала.

Ну, вот и свершилось! ФИПИ наконец-то опубликовало на своём сайте первые официальные аналитические материалы на тему того, как выпускники этого года справились с ЕГЭ. Конечно, меня в первую очередь заинтересовали результаты ЕГЭ по профильной математике, ведь в этом году было очень много возмущений от учеников по поводу неадекватной сложности некоторых задач из так называемого джентельменского набора, позволяющего получить 76 баллов, - задачи на неравенства (не повезло участникам, проживающим в Москве) и на кредиты. Хотелось, так сказать, получить комментарии от официальных лиц.

И, если Вам самим не хочется читать 43 страницы этого отчёта, то спешу Вас обрадовать: я уже сделал это за Вас и хочу поделиться наиболее интересными, на мой взгляд, выводами.

Снижение числа участников - осмысленный выбор учеников

Первое, на что я бы обратил внимание, так это то, что ФИПИ признало снижение общего числа участников профильного ЕГЭ по математике (294,5 тыс. в этом году против 307,5 тыс. в прошлом). Но более меня поразила причина, которую называют разработчики - в этом году, оказывается, учащиеся сделали более осмысленный выбор!

Мне всегда казалось, что уменьшение числа участников экзамена по предмету свидетельствует как раз о проблемах, связанных с обучением этому предмету, а отказ от выбора сдавать экзамен по предмету связан с неуверенностью ученика в своих силах, отсутствием интереса и т. д.

Только вот предлагаю моим читателям подумать над таким вопросом: массовая нелюбовь, поголовное незнание предмета объективно есть у большинства учеников с самого начала, или это могло быть привито ему самой системой обучения и возникло искусственно? А тогда можно ли вообще говорить про осмысленный отказ в сдаче экзамена по профильной математике? Или человек тем самым был запрограммирован на этот отказ извне системой, а осмысленность выбора всего лишь кажущаяся иллюзия?

Если Вы знаете причину, по которой ФИПИ сделало вывод про осмысленность выбора учениками экзамена, напишите свой вариант в комментариях.

Главная проблема ошибок выпускников на ЕГЭ - учитель натаскивает на экзамен

Экзамен продолжает отражать печальную тенденцию - учащиеся неплохо справляются с заданиями по алгебре (оно и понятно: алгебраические задачи более алгоритмизируемы, готовиться к ним гораздо проще) и совсем плохо обстоят дела с многоходовыми задачами по геометрии (причём страдает как планиметрия, так и стереометрия). И в связи с этим мы подходим к главной, как мне кажется, теме всего отчёта.

Отдельной нитью во всём отчёте ФИПИ прослеживается линия про натаскивание учеников на экзамен. Вообще, в этом отношении мы имеем очень странную ситуацию.

-2

Одна часть населения в качестве одного из минусов ЕГЭ как раз и называет то, что на ЕГЭ можно натренироваться. Разработчики ФИПИ реагируют на критику, выдают задания с какой-нибудь нестандартной формулировкой, и получают новую порцию негатива от уже другой части населения, которая ругает ЕГЭ за отказ следовать шаблонам. ФИПИ снова реагирует, и на следующий год мы получаем вполне стандартный вариант. А тогда первая часть населения... Ну, Вы поняли. Замкнутый круг какой-то!

Однако данное недовольство всеми понятно: сегодняшнее массовое обучение действительно направлено на освоение алгоритмов. Тот факт, что с алгеброй дела обстоят получше, уже говорит об алгоритмической направленности обучения. Но тогда на выходе из школы странно проверять у выпускников то, чему их не учили. И в тоже время на одном репродуктивном мышлении не уедешь - для будущего прогресса нужно продуктивное мышление!

Поэтому необходимо сначала изменить сам процесс обучения (образование не должно сводиться только к освоению алгоритмов, должна быть уверенность, что система обучения действительно формирует человека-творца), далее должен появиться ученик, прошедший все этапы нового обучения. Экзамен с нестандартными формулировками в это же время создать можно, но предложить его только тогда, когда к этому будет готов обученный по-новому выпускник. А у нас, похоже, преобразуют экзамен, но совершенно игнорируется, какое мышление многие годы формировала у выпускника школа, и что учитель (репетитор, онлайн-школа) за короткое время мышление ученика перестроить вряд ли сможет.

Обратимся теперь к наиболее интересным комментариям ФИПИ по некоторым заданиям экзамена.

-3

ФИПИ говорит, что это задание выполнило больше 50% участников экзамена, а в качестве основных проблем называется "чтение условия и составление математической модели (что видно по заметной доле не приступивших к заданию) и алгебраические преобразования". Наверно, я придираюсь, но что именно понимается под чтением условия? Выпускники не умеют читать? Наверно, речь идёт о понимании прочитанного. Для современных детей стало тягостным само осознание того, что есть текст, и чтобы из него вытащить информацию, надо напрягаться и вдумываться, что в нём происходит! В этом отношении краткие по своей формулировке задания, в которых вся суть разжёвана автором, пользуются гораздо большим вниманием среди подростков, нежели другие.

Также я не совсем понял, где от учащихся в задании 8 требовалось построить математическую модель? Мне всегда казалось, что в этих задачах математическая модель уже как раз построена (в условии приведённых задач законы описаны с помощью некоторых математических соотношений, формул). В данных примерах от учащихся либо требовалось провести исследование модели, чтобы определить значения переменных, подставляемых в формулу (в примере с линзой), либо просто перевести часть условия с естественного языка на математический (пример про тепловоза).

Добрались до самого интересного!

-4

Именно это задание вызвало наибольший гнев среди нынешних участников этого года, т. к. оказалось неприятным сюрпризом (это мы не проходили, это нам не задавали)! Здесь ФИПИ как раз и говорит про то самое натаскивание с явной критикой в адрес многих учителей.

Как уже говорилось выше, данная проблема отмечается и при подготовке к геометрическим задачам: отмечается, что если натренироваться на решение простейших геометрических задач в первой части школьники успевают, то сформировать у себя культуру рассуждений и доказательств за короткое время оказывается практически невозможно!

Я согласен с ФИПИ в части натаскивания, однако что делать учителю, если на изучение геометрии отводится всего 2 часа в неделю? А ведь ученику необходимо сначала воспринять, осмыслить, воспроизвести, применить новое знание, а только затем перейти к творчеству. Ясно, что такого мизерного количества часов может не хватить даже на формирование умения применять простейшие факты. Можно ли в этом случае сваливать вину на учителя? ФИПИ пишет, что сейчас в рамках нового ФГОС есть углубленный курс геометрии в основной школе, значит, должно вводиться дополнительное время. Однако я чаще наблюдаю ситуацию, когда объём изучаемого материала увеличивается, а вот количество часов (и без того маленькое) в лучшем случае остаётся прежним!

А что делать с явной несогласованностью требований ОГЭ и ЕГЭ? Здесь тоже виноват учитель? Считаю, что требования к экзамену в 9 классе по математике вредят учащимся в будущем, если те захотят сдавать профильный ЕГЭ. Судите сами: система оценивания на ОГЭ такова, что практически позволяет получить оценку "4" при решении элементарных упражнений (такие упражнения должны использоваться учителем при первичном закреплении темы), которых на профильном ЕГЭ в первой части, естественно, нет. То есть, тем самым всем ученикам (а ведь среди них могут быть будущие инженеры, строители и т. д.) даётся ложная установка, что, доучившись до 9 класса, надо не так уж много знать и уметь. Поэтому ученику прививается мысль, что даже решение текстовой задачи (в ОГЭ, напоминаю, это вторая часть, а в ЕГЭ уже первая) - это уже что-то запредельное и немыслимо сложное! Что уж говорить про многоходовые задачи по геометрии.

Получается, что к 9 классу ученика готовят на нижайшие требования, а потом за 10 и 11 класс он должен совершить небывалый скачок и уже научиться тому, что должен был освоить ещё к 9 классу, а также новому. В этих условиях натаскивание выглядит понятным выходом из сложившийся ситуации, ведь освоить за неадекватное время огромный массив информации, конечно, невозможно.

А как Вы считаете, должны ли в ЕГЭ по профильной математике быть видоизменённые формулировки, и кто виноват в неуспешности выпускников на экзамене, в частности, в их неумении решать сложные задачи по геометрии?

P. S. Спасибо, что дочитали эту статью до конца. Если Вам понравился данный материал, не забудьте подписаться на канал и поставить свой лайк. А на сегодня всё. До новых встреч!